ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-410/2018 от 25.04.2018 Чапаевского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.о.Чапаевск 25 апреля 2018 года

Самарской области

Чапаевский городской суд в составе: председательствующего – судьи Овсянникова С.В., при секретаре Шалаботиной А.В., с участием прокурора – Карпенко Т.С., представителя административного ответчика – Новиковой Ю.С., представителя заинтересованного лица – Голиковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-410/18 по административному исковому заявлению прокурора г.о.Чапаевск в интересах муниципального образования г.о.Чапаевск к МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.о.Чапаевск» о признании незаконным и подлежащим отмене Решение <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об исключении из реестра муниципальной собственности и списании недвижимого имущества в связи с его отсутствием,-

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г.о.Чапаевск в интересах муниципального образования г.о.Чапаевск обратился в суд с административным исковым заявлением к МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.о.Чапаевск» о признании незаконным и подлежащим отмене Решение <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об исключении из реестра муниципальной собственности и списании недвижимого имущества в связи с его отсутствием.

В судебном заседании представитель прокуратуры г.о.Чапаевск – Карпенко Т.С., административное исковое заявление поддержала и просила удовлетворить. Она пояснила, что прокуратурой г.о.Чапаевск была проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации в сфере государственного и муниципального имущества, а также о противодействии коррупции. По результатам проверочных мероприятий установлено, что <Дата обезличена> руководителем МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.о.Чапаевск» ФИО1 принято Решение <Номер обезличен> об исключении из реестра муниципальной собственности и списании недвижимого имущества в связи с его отсутствием, расположенного по адресу: г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>, общей площадью 704,0 кв.м. - здания Детской художественной школы (кадастровый <Номер обезличен>). Полагала, что указанное решение было принято незаконно. Известно, что в целях обеспечения законности и эффективности управления имуществом г.о.Чапаевск при решении вопросов местного значения разработано Положение об управлении и распоряжении имуществом, находящимся в собственности г.о.Чапаевск, утвержденное Решением Думы г.о.Чапаевск от <Дата обезличена><Номер обезличен>. Положение определяет полномочия органов местного самоуправления г.о.Чапаевск по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности городского округа, порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности г.о.Чапаевск, порядок учета и контроля за управлением и распоряжением имуществом, находящимся в собственности городского округа. Согласно п.12.1 Положения муниципальное имущество городского округа, за исключением средств бюджета городского округа, подлежит обязательному учету в реестре муниципальной собственности г.о.Чапаевск. Однако, руководителем МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.о.Чапаевск» в Решении <Номер обезличен> об исключении из реестра муниципальной собственности недвижимого имущества имеется ссылка не предусмотренное Положением основание: отсутствие объекта недвижимости. В соответствии с п.10.8.6 Положения для списания имущества, составляющего муниципальную казну г.о.Чапаевск, распоряжением администрации г.о. Чапаевск создается комиссия. В состав комиссии включаются представители МКУ «КУМИ администрации г.о. Чапаевск», органа осуществляющего функции и полномочия учредителя, а при необходимости - представители других структурных подразделений администрации г.о. Чапаевск. По результатам работы (осмотра зданий, помещений и сооружений) комиссией изготавливается соответствующий акт (заключение), по результатам рассмотрения которого МКУ «КУМИ администрации г.о.Чапаевск» принимает решение о списании имущества муниципальной казны г.о. Чапаевск, либо готовит соответствующий проект постановления администрации г.о.Чапаевск. Поскольку списываемый с баланса МКУ «КУМИ администрации г.о.Чапаевск» объект недвижимости по состоянию на <Дата обезличена> не был закреплен за муниципальными предприятиями и учреждениями, следовательно, он составлял муниципальную казну г.о.Чапаевск. Однако, принятое руководителем МКУ «КУМИ администрации г.о.Чапаевск» Решение <Номер обезличен> не основано на необходимом акте (заключении) комиссии, поскольку комиссия распоряжением администрации г.о.Чапаевск не создавалась. Следовательно, принятое руководителем МКУ «КУМИ администрации г.о.Чапаевск» ФИО1 решение без соответствующего акта (заключения) о снятии с баланса казны муниципального образования г.о. Чапаевск объекта недвижимости - здания Детской художественной школы, выходит за пределы компетенции данного должностного лиц органа местного самоуправления. Решение <Номер обезличен> основано на не соответствующих действительности сведениях об отсутствии исключаемого из реестра муниципальной собственности объекте недвижимости, поскольку согласно сведениям Управления Рос.реестр Самарской области в реестре прав ЕГРН содержатся сведения о государственной регистрации права собственности муниципального образования г.о.Чапаевск на объект недвижимого имущества - нежилое здание, Детская художественная школа, площадью, 704 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>, что также подтверждается визуальным осмотром данного объекта недвижимости. Учитывая, что руководителем МКУ «КУМИ администрации г.о.Чапаевск» необоснованно исключено из реестра муниципальной собственности и списано с баланса казны г.о.Чапаевск недвижимое имущество – здание «Детская художественная школа», учредитель в лице администрации г.о.Чапаевск, вопреки требованиям ч.3 ст.16 ФЗ № 131-ФЗ утратил возможность владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. Таким образом, ФИО1, используя должностное положение руководителя МКУ «КУМИ администрации г.о.Чапаевск», вышел за пределы компетенции при списании с баланса казны г.о.Чапаевск нежилого здания - Детской художественной школы, расположенной по адресу: г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>. С учётом изменения административного иска просила признать незаконным и отменить Решение <Номер обезличен> от <Дата обезличена> МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.о.Чапаевск» о признании незаконным и подлежащим отмене Решение <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об исключении из реестра муниципальной собственности и списании недвижимого имущества в связи с его отсутствием, расположенного по адресу: г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>, общей площадью 704,0 кв.м. - Детской художественной школы, кадастровый <Номер обезличен>.

Административный ответчик – представитель МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.о.Чапаевск» Новикова Ю.С., в судебном заседании иск не признала, просила в его удовлетворении отказать. Она пояснила, что Муниципальному образованию г.о.<Адрес обезличен> на праве собственности принадлежало здание Художественной школы, <Дата обезличена> года постройки, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>. <Дата обезличена> было зарегистрировано право собственности муниципального образования г.о.Чапаевск на здание «Детской художественной школы», площадью 704,0 кв. м., Литер АА1А2АЗ, с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по вышеуказанному адресу. В <Дата обезличена> году в результате проведенной технической инвентаризации указанного здания было выявлено изменение площади объекта, которая составила - 697,9 кв.м. При проведении регистрационных действий Чапаевский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области ошибочно произвел регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества - здание, назначение: нежилое, 1- этажное, общая площадь: 697,9 кв. м., Литер АА1А2А3, кадастровый <Номер обезличен>, расположенное по адресу: г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>, выдал Свидетельство о государственной регистрации права серия <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. Таким образом, в ЕГРН в отношении одного объекта муниципального недвижимого имущества, расположенного по адресу: г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>, существуют две записи о правах: нежилое здание, площадью 704,0 кв. м., с кадастровым номером <Номер обезличен>; и нежилое здание, площадью: 697,9 кв. м., с кадастровым номером <Номер обезличен>.

До <Дата обезличена> объект недвижимости, площадью 697,9 кв.м., с кадастровым номером <Номер обезличен>, находился в оперативном управлении МБУ дополнительного образования детей «Детская художественная школа г.о.Чапаевск». На основании заявления Учреждения от <Дата обезличена> решением МКУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.о.Чапаевск" от <Дата обезличена><Номер обезличен> из оперативного управления Учреждения вышеуказанное здание было изъято в связи с реорганизацией, а также в связи с его переездом во вновь построенное здание школы искусств, расположенное по адресу: г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>. С <Дата обезличена>, здание, общей площадью - 697,9 кв.м., с кадастровым номером <Номер обезличен>, для решения вопросов местного значения не использовалось. Решением Думы г.о.Чапаевск от <Дата обезличена><Номер обезличен> указанное выше здание внесено в прогнозный план приватизации г.о.Чапаевск на <Дата обезличена> год. Постановлением администрации г.о.Чапаевск от <Дата обезличена><Номер обезличен> утверждены условия приватизации объекта муниципальной собственности - здания, общей площадь: 697,9 кв. м., Литер АА1А2АЗ, кадастровый <Номер обезличен>, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>. <Дата обезличена> в порядке, установленном Федеральным законом от <Дата обезличена><Номер обезличен> - ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена><Номер обезличен> проведен аукцион по продаже указанного объекта. <Дата обезличена> победителем аукциона был признан ФИО2, который оплатил в местный бюджет г.о.Чапаевск стоимость приобретаемого имущества за вычетом суммы оплаченного задатка, <Дата обезличена> с победителем аукциона заключен договор купли-продажи на нежилое здание, площадью - 697,9 кв.м.

В целях исключения дублирующей ошибочно произведенной записи о зарегистрированных правах в ЕГРН МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.о.Чапаевск» было вынесено Решение от <Дата обезличена><Номер обезличен> об исключении объекта недвижимости, общей площадью - 704,0 кв.м., с кадастровым номером <Номер обезличен>, из реестра муниципальной собственности в связи с отсутствием объекта недвижимости (не существующий). Указанный акт был подготовлен и утвержден в соответствии с решением Думы г.о.Чапаевск от <Дата обезличена><Номер обезличен> «Об утверждении Положения об управлении и распоряжении имуществом, находящимся в собственности городского округа Чапаевск». Считает, что обжалуемое решение Комитета вынесено в соответствии с муниципальными правовыми актами и не выходит за пределы полномочий органа администрации - МКУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.о.Чапаевск". Решение Комитета не могло влиять на возможность учредителя в лице администрации г.о.Чапаевск владеть, пользоваться и распоряжаться объектом недвижимости муниципальной формы собственности - зданием нежилым, площадью 697,9 кв.м., с кадастровым номером: <Номер обезличен>, расположенным по адресу: <Адрес обезличен>, включенным в прогнозный план приватизации г.о.Чапаевск на <Дата обезличена> год и реализованным посредством публичных торгов в соответствии с нормами действующего законодательства, поскольку в отношении одного и того же объекта выявлен двойной кадастровый учет объекта с разными кадастровыми номерами. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Заинтересованное лицо – представитель администрации г.о.Чапаевск Голикова А.А., просила в удовлетворении исковых требований отказать по аналогичным основаниям.

Выслушав объяснения сторон, изучив документы, суд считает, что административное исковое заявление прокурора г.о.Чапаевск в интересах муниципального образования г.о.Чапаевск к МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.о.Чапаевск» о признании незаконным и подлежащим отмене Решение <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об исключении из реестра муниципальной собственности и списании недвижимого имущества в связи с его отсутствием подлежит удовлетворению. Вывод суда основан на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств.

Так, Решением руководителя МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.о.Чапаевск» <Номер обезличен> от <Дата обезличена> известно, что из реестра муниципальной собственности г.о.Чапаевск, Раздел 1 (муниципальное недвижимое имущество г.о.Чапаевск) в связи с отсутствием объекта недвижимости исключено недвижимое имущество: нежилое здание, Детская художественная школа, кадастровый <Номер обезличен>, инвентарный <Номер обезличен>, год постройки – <Дата обезличена>, общей площадью 704 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес обезличен>. (л.д. 5).

Согласно Протесту прокурора г.о.Чапаевск от <Дата обезличена> усматривается, что прокурор города потребовал Решение руководителя МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.о.Чапаевск» <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об исключении из реестра муниципальной собственности недвижимого имущества, а именно: нежилого здания, Детская художественная школа, общей площадью 704 кв.м., расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, в связи с отсутствием объекта недвижимости, отменить. (л.д. 7).

Согласно сообщению администрации г.о.Чапаевск №<Номер обезличен> от <Дата обезличена> известно, что протест прокуратуры <Адрес обезличен> от <Дата обезличена><Номер обезличен> на решение руководителя МКУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.о.Чапаевск" от <Дата обезличена><Номер обезличен> удовлетворению не подлежит. (л.д. 8 - 9).

Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от <Дата обезличена> известно, что Муниципальному образованию г.о.<Адрес обезличен> на праве собственности принадлежит здание, общей площадью 697,9 кв.м., инвентарный <Номер обезличен>, литер АА1А2А3, по адресу: г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>. (л.д. 12).

Согласно выписок из ЕГРН от <Дата обезличена> усматривается, что на нежилое здание по адресу: г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>, содержатся две записи: нежилое здание, площадью 704,0 кв.м., с кадастровым номером: <Номер обезличен>, и нежилое здание, площадью: 697,9 кв.м., с кадастровым номером: <Номер обезличен>.

Согласно Заключению эксперта <Номер обезличен> «Исследовательский центр судебных и негосударственных экспертиз» от <Дата обезличена> известно, что фактическое расположение здания совпадает с данными их технического паспорта (от <Дата обезличена>), выписки из ЕГРН (от <Дата обезличена><Номер обезличен>), свидетельству о государственной регистрации права на объект. Объект находится по адресу: г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>. Фактическая планировка помещений здания, высоты помещений, размеры здания в плане совпадают с данными графической части технического паспорта. Площадь объекта 679,9 кв.м. Фактические материалы строительных конструкций совпадают с материалами конструкций, представленных в техническом паспорте. Здание с кадастровым номером: <Номер обезличен> по адресу: г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>, общей площадью 679,9 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером: <Номер обезличен> – уникальное. Других объектов недвижимости на земельном участке по данному адресу не имеется. Нежилого здания с кадастровым номером: <Номер обезличен>, площадью 704,0 кв.м., литер АА1А2А3 по данному адресу не имеется.

В судебном заседании специалист – представитель ФГБУ «Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <Адрес обезличен>» ФИО3, пояснила, что в ЕГРН содержатся актуальные сведения в отношении объектов недвижимости: нежилое здание, литеры АА1А2АЗ, наименование: Детская художественная школа, общая площадь 704 кв.м., инв. <Номер обезличен>, лит. АА1А2АЗ, расположенное по адресу: г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, сведения внесены <Дата обезличена> на основании документов инвентаризации, статус объекта - ранее учтенный; и нежилое здание, лит.АА1А2А3, наименование: здание, общей площадью 697,9 кв.м., инв. <Номер обезличен>, по адресу: г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, сведения внесены <Дата обезличена> по заявлению <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на основании технического паспорта, подготовленного Чапаевским филиалом ГУП СО «Центр технической инвентаризации» по состоянию на <Дата обезличена>, статус объекта – «ранее учтенный».

<Дата обезличена> зданию с кадастровым номером: <Номер обезличен>, был присвоен статус «аннулирован» на основании служебной записки <Номер обезличен> от <Дата обезличена> отдела обеспечения учетно-регистрационных действий <Номер обезличен> Филиала. В ходе внеочередного заседания рабочей группы Управления и Филиала по верификации данных ЕГРН <Дата обезличена> было установлено наличие технической ошибки в части указания статуса здания с кадастровым номером: <Номер обезличен>, и <Дата обезличена> техническая ошибка была исправлена, объекту недвижимости с этим кадастровым номером, то есть - <Номер обезличен>, присвоен статус: «учтенный».

Здание с кадастровым номером: <Номер обезличен>, на праве собственности принадлежит муниципальному образованию г.о.Чапаевск Самарской области на основании Постановления Главы администрации г.о. Чапаевск Самарской области <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выписки из реестра муниципальной собственности <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. Кроме того, содержатся сведения о государственной регистрации права оперативного управления Учреждения - Отдел культуры администрации <Адрес обезличен> на основании контракта на использование недвижимого имущества на праве оперативного управления <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, которое было прекращено на основании Соглашения <Номер обезличен> о расторжении контракта на использование недвижимого имущества на правах оперативного управления от <Дата обезличена>.

Здание с кадастровым номером: <Номер обезличен>, принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию г.о.Чапаевск на основании Постановления администрации города Чапаевска <Номер обезличен> от <Дата обезличена> «О реестре муниципальной собственности» и Постановления администрации г.о.Чапаевск <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. Кроме того, содержатся сведения о государственной регистрации права оперативного управления МБОУ ДОД «Детская художественная школа г.о.Чапаевск» на основании Договора о закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за МБУ дополнительного образования детей «Детская художественная школа г.о.Чапаевск» от <Дата обезличена>, которое было прекращено на основании Соглашения о расторжении договора о закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за МБУ доп.образования детей «Детская художественная школа г.о.Чапаевск» от <Дата обезличена><Номер обезличен>.

По сведениям выписок из реестра муниципальной собственности, представляемые в Управление при обращении за регистрационными действиями в отношении здания с кадастровым номером: <Номер обезличен>, и в отношении здания с кадастровым номером: <Номер обезличен>, свидетельствуют о том, что данные объекты были внесены в разные разделы реестра муниципальной собственности и включены в реестр муниципальной собственности под разными номерами. Эти объекты недвижимости были переданы в оперативное управление по разным документам разным лицам. Основания для приостановления, отказа в государственной регистрации отсутствовали, в связи, с чем регистрационные действия в отношении зданий с кадастровыми номерами: <Номер обезличен> и <Номер обезличен>, были осуществлены в рамках действующего законодательства.

При проведении правовой экспертизы документов, поступивших на государственную регистрацию перехода права, права собственности в отношении здания с кадастровым номером: <Номер обезличен>, и земельного участка с кадастровым номером: <Номер обезличен>, на котором расположен спорный объект недвижимости и при подготовке ответа на обращение администрации г.о.Чапаевск были установлены признаки двойного кадастрового учета в отношении здания с кадастровым номером: <Номер обезличен>, и с кадастровым номером: <Номер обезличен> Имеющиеся в распоряжении регистрационного органа графические материалы дают основания предположить, что здание с кадастровым номером: <Номер обезличен>, могло быть образовано в результате реконструкции здания с кадастровым номером: <Номер обезличен>. Однако документов, подтверждающих данное предположение (разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта, заключение кадастрового инженера и т.п.), в Управление не представлялось.

Здания с кадастровыми номерами: <Номер обезличен> и <Номер обезличен>, имеют один и тот же год постройки, инвентарный номер, расположены на одном и том же земельном участке. Имеются основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.

<Дата обезличена> в регистрирующий орган было представлено ходатайство о государственной регистрации прекращения права собственности и снятии с кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером: <Номер обезличен>. В качестве документа - основания был представлен Акт обследования, подготовленный кадастровым инженером ФИО4, согласно которому здание с кадастровым номером: <Номер обезличен>, прекратило своё существование в связи с его отсутствием. Указанный акт обследования от <Дата обезличена> был подготовлен на основании выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <Дата обезличена>. Требования к Акту обследования установлены ст.23 Закона № 218-ФЗ, и он представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в котором помещение, машино-место было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение, машино-место было расположено. Согласно представленного акта обследования, объект недвижимости с кадастровым номером: <Номер обезличен>, прекратил своё существование в связи с его отсутствием. <Дата обезличена> в осуществлении учетно-регистрационных действий было отказано в соответствии с п.5 ч.1 ст.26 Федерального закона №218-ФЗ в связи с тем, что не представлены необходимые документы и неустранением причин, послуживших основанием для приостановления.

Анализируя представленные доказательства, суд исходит из оценки их совокупности, относимости, допустимости, достоверности и достаточности для принятия решения.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п.12.1 Положения об управлении и распоряжении имуществом, находящимся в собственности г.о.Чапаевск от <Дата обезличена>, муниципальное имущество городского округа, за исключением средств бюджета городского округа, подлежит обязательному учету в реестре муниципальной собственности г.о.Чапаевск.

Согласно п.12.3 Положения основаниями для внесения в реестр и исключения из него имущества являются: свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество; постановления и распоряжения администрации городского округа; договоры купли-продажи, мены или документы об иной сделке и акты приема-передачи имущества; решения судов, в том числе в случаях принудительного обращения имущества в
собственность округа; иные основания, предусмотренные муниципальными правовыми актами округа.

Таким образом, в п.12.3 Положения закреплен исчерпывающий перечень оснований для исключения имущества из реестра.

В соответствии с п.10.8.6 Положения регламентировано, что для списания имущества, составляющего муниципальную казну г.о.Чапаевск, распоряжением администрации г.о.Чапаевск создается комиссия. В состав комиссии включаются представители Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.о.Чапаевск, органа осуществляющего функции и полномочия учредителя, а при необходимости – представители других структурных подразделений администрации г.о.Чапаевск. В случае необходимости к работе комиссии могут привлекаться технические специалисты и эксперты муниципальных организаций г.о.Чапаевск для дачи квалифицированных заключений либо специалисты других организаций, имеющие соответствующие сертификаты.

К функциям комиссии относятся: осмотр предлагаемого к списанию имущества муниципальной казны с использованием необходимой технической документации и данных бухгалтерского учета, установление непригодности этого имущества к дальнейшему использованию, невозможность или нецелесообразность восстановительного ремонта; установление причин списания имущества (износ, нарушение нормальных условий эксплуатации, авария, стихийное бедствие и другие); установление возможности использования отдельных узлов и деталей выбывающего объекта основных средств и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости; подготовка акта (заключения) комиссии о списании имущества. В акте (заключении) комиссии о списании имущества отражаются: результаты осмотра подлежащего списанию имущества муниципальной казны г.о.Чапаевск; причины списания имущества муниципальной казны г.о.Чапаевск (износ, авария, стихийное бедствие, реконструкция, нарушение условия эксплуатации и другие); возможность ремонта или восстановления имущества муниципальной казны городского округа Чапаевск. К акту прилагаются: заключение комиссии о нецелесообразности восстановления объектов и (или) наличии угрозы и опасности для жизни и здоровья людей; копия техпаспорта объекта недвижимости; справка о техническом состоянии объекта недвижимости, составленная органом, уполномоченным на осуществление функций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

В соответствии с ч.3 ст.1 Закона «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным законом сведений о недвижимом имуществе.

Кадастровый учет, как это предусмотрено ч.1 ст.16 Закона, осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п.7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 ч.2 ст.7 этого же закона сведений об объекте недвижимости (в частности, сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости; назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание; назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение; вид жилого помещения (комната, квартира), если объектом недвижимости является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме.

Согласно ч.5 ст.1 Закона установлено осуществление кадастрового учёта объектов недвижимости: земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. При этом содержание перечисленных понятий не раскрывается.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что <Дата обезличена> в ЕГРН были внесены сведения и поставлен на кадастровый учёт: нежилое здание – «Детская художественная школа», <Дата обезличена> года постройки, площадью 704 кв.м., расположенное по адресу: г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>. Зданию присвоен кадастровый <Номер обезличен>, статус «актуальные, раннее учтенные». Вместе с тем, <Дата обезличена> в ЕГРН в отношении этого же здания внесены иные сведения, а именно: нежилое здание – «Детская художественная школа», <Дата обезличена> года постройки, площадью 697,9 кв.м., по адресу: г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, статус «актуальные». Таким образом, по адресу: г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>, находится одно уникальное нежилое здание на земельном участке с кадастровым номером: <Номер обезличен>, других объектов недвижимости по указанному выше адресу нет.

Принятое <Дата обезличена> руководителем МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.о.Чапаевск» Решение <Номер обезличен> об исключении из реестра муниципальной собственности г.о.Чапаевск, Раздел 1 (муниципальное недвижимое имущество г.о.Чапаевск» - нежилого здания, Детская художественная школа, <Дата обезличена> года постройки, площадью 704 кв.м., с кадастровым номером: <Номер обезличен>, по адресу: г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>, в связи с его отсутствием, не подпадает под п.10.8.6 Положения об управлении и распоряжении имуществом, находящимся в собственности г.о.Чапаевск, от <Дата обезличена>. Списываемый с баланса МКУ «КУМИ администрации г.о.Чапаевск» спорный объект недвижимости не был закреплен за муниципальными предприятиями и учреждения, и, следовательно, составляет казну муниципального округа Чапаевск. Для его списания распоряжением администрации г.о.Чапаевск должна создаваться комиссия, включающая представителей МКУ «КУМИ администрации г.о.Чапаевск», органа осуществляющего функции и полномочия учредителя, представители иных структурных подразделений администрации г.о.Чапаевск. По результатам осмотра здания комиссией изготавливается соответствующий акт, после изучения которого принимается решение о списании имущества муниципальной казны г.о. Чапаевск, либо готовится проект постановления администрации г.о.Чапаевск.

Ссылка представителя административного ответчика на п.10.8.2 Положения об управлении и распоряжении имуществом, находящимся в собственности г.о.Чапаевск, от <Дата обезличена> несостоятельна, поскольку нарушена процедура списания объекта недвижимости, составляющего муниципальную казну г.о.Чапаевск.

В ходе разбирательства выяснено, что здание с кадастровым номером: <Номер обезличен>, могло быть образовано в результате реконструкции здания с кадастровым номером: <Номер обезличен>. Однако, документов, подтверждающих данное предположение нет, поскольку отсутствует разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта, заключение кадастрового инженера и т.<Адрес обезличен> здания с кадастровыми номерами: <Номер обезличен> и <Номер обезличен>, имеют один и тот же год постройки, инвентарный номер, расположены на одном и том же земельном участке, то есть имеется техническая ошибка в записях.

Установлено, что при проведении регистрационных действий Чапаевский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области ошибочно произвел регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества - здание, назначение: нежилое, 1- этажное, общая площадь: 697,9 кв. м., с кадастровым номером: <Номер обезличен>, расположенное по адресу: г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>.

В целях исключения дублирующей ошибочно произведенной записи о зарегистрированных правах в ЕГРН МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.о.Чапаевск» было вынесено Решение от <Дата обезличена><Номер обезличен> об исключении объекта недвижимости, общей площадью - 704,0 кв.м., с кадастровым номером <Номер обезличен>.

По мнению суда, если ошибочно были внесены в ЕГРН сведения о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: нежилое здание, общей площадью 697,9 кв. м., с кадастровым номером: <Номер обезличен>, расположенное по адресу: г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>, то и его надлежало установленным порядком исключать из сведений ЕГРН.

Суд считает, что руководитель МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.о.Чапаевск» необоснованно исключил из реестра муниципальной собственности и списал с баланса казны г.о.Чапаевск недвижимое имущество – «Детская художественная школа», учредитель в лице администрации г.о.Чапаевск. С учётом изложенного, суд считает, что надлежит признать незаконным и отменить Решение <Номер обезличен> от <Дата обезличена> руководителя МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.о.Чапаевск» об исключении из реестра муниципальной собственности и списании недвижимого имущества в связи с его отсутствием, расположенного по адресу: г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>, общей площадью 704,0 кв.м., здание «Детской художественной школы», кадастровый <Номер обезличен>.

Относительно пропуска срока исковой давности суд считает, что срок не пропущен, поскольку прокурор с протестом обратился в администрацию г.о.Чапаевск <Дата обезличена>, то есть суд считает, что именно в эту дату прокурору стало известно в результате проверки о нарушении Закона, а административный иск предъявлен в суд – <Дата обезличена>.

Таким образом, административное исковое заявление прокурора г.о.Чапаевск в интересах муниципального образования г.о.Чапаевск к МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.о.Чапаевск» о признании незаконным и подлежащим отмене Решение <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об исключении из реестра муниципальной собственности и списании недвижимого имущества в связи с его отсутствием подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора г.о.Чапаевск в интересах муниципального образования г.о.Чапаевск к МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.о.Чапаевск» о признании незаконным и подлежащим отмене Решение <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об исключении из реестра муниципальной собственности и списании недвижимого имущества в связи с его отсутствием – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить Решение <Номер обезличен> от <Дата обезличена> руководителя МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.о.Чапаевск» об исключении из реестра муниципальной собственности и списании в связи с отсутствием недвижимого имущества - здания, расположенного по адресу: г.о.<Адрес обезличен>, общей площадью 704,0 кв.м. – «Детской художественной школы», кадастровый <Номер обезличен>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд.

Судья Чапаевского городского суда

Овсянников СВ.

Мотивированное Решение изготовлено

<Дата обезличена>.