ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-410/2018 от 29.06.2018 Торжокского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а - 410/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2018 года город Торжок

Торжокский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Морозовой И. С.

при секретаре судебного заседания Кукушкиной Е. С.,

с участием представителя процессуального административного истца – помощника Торжокского межрайонного прокурора Лебедева К. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Торжокского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Торжок о признании бездействия в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению муниципальной преференции незаконным и обязании разработать и утвердить соответствующий регламент в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу,

у с т а н о в и л:

Торжокский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования город Торжок о признании бездействия в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению муниципальной преференции незаконным и обязании разработать и утвердить соответствующий регламент в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование административного искового заявления указано следующее.

Торжокской межрайонной прокуратурой при осуществлении надзора установлено, что в деятельности администрации муниципального образования город Торжок Тверской области требования действующего законодательства не выполняются.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Федеральный закон) им регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Согласно ст. 3 Федерального закона нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Как следует из ст. 2 Федерального закона муниципальной услугой является деятельность органа местного самоуправления по реализации своих функций, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Как следует из п. п. 3, 33 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.п. 3, 37 ч.1 ст.8 Устава муниципального образования город Торжок Тверской области к вопросам местного значения города Торжка относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья продовольствия, содействия развитию малого и среднего предпринимательства и другие вопросы.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 17 данного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.

Главой 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции») предусмотрена возможность предоставления муниципальных преференций.

Под муниципальной преференцией следует понимать предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (п. 20 ст. 4 Федерального закона).

Муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях указанных в ч. 1 ст. 19 Федерального закона.

Проведенным мониторингом официального сайта администрации муниципального образования город Торжок установлено, что порядок реализации полномочий по предоставлению муниципальных преференций не регламентирован, соответствующий муниципальный нормативно-правовой акт отсутствует

Согласно п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг.

Как следует из ч. 1 ст. 29 Федерального закона административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу Федерального закона.

При этом исходя из части 3 указанной статьи предусмотренные Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 1 июля 2011 года.

В нарушение вышеуказанного законодательства администрацией муниципального образования город Торжок не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению муниципальной преференции, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования и в сети - Интернет отсутствуют.

В свою очередь, исходя из ст. 14 Федерального закона стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает:

1) наименование государственной или муниципальной услуги;

2) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу;

3) результат предоставления государственной или муниципальной услуги;

4) срок предоставления государственной или муниципальной услуги;

5) правовые основания для предоставления государственной или муниципальной услуги;

6) исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

7) исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги;

8) исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги;

9) размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

10) максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и при получении результата предоставления государственной или муниципальной услуги;

11) срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;

12) требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов;

13) показатели доступности и качества государственных и муниципальных услуг;

14) иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Таким образом, межрайонной прокуратурой установлено, что администрацией муниципального образования город Торжок не исполняются требования действующего законодательства в указанной сфере, вследствие чего граждане и юридические лица лишены права на получение обозначенной муниципальной услуги в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством о государственных и муниципальных услугах и в соответствии со стандартом предоставления муниципальной услуги.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает осуществление защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел в судебном порядке.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей.

В судебном заседании представитель процессуального административного истца – помощник Торжокского межрайонного прокурора Лебедев К. А. поддержал заявленное административное исковое заявление по основаниям, изложенным в иске.

Административный ответчик – администрация муниципального образования город Торжок, будучи надлежаще извещённой о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителя не направила, представив возражения в письменной форме на административное исковое заявление, в которых выражено несогласие с требованиями, указанными в административном исковом заявлении прокурора, по следующим основаниям.

В нарушение Федеральных законов от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), а также от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении), администрацией муниципального образования город Торжок не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению имущества в безвозмездное пользование без проведения торгов.

В соответствии с пунктами 3 и 37 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству.

Вместе с тем, отношения, возникающие в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП), регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 №209 –ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон о развитии МСП).

Статьёй 14 Закона о развитии МСП установлено, что оказание поддержки субъектам МСП органами местного самоуправления должно осуществляться с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции предусмотрена возможность (но не обязанность) предоставления муниципальных преференций на основании правовых актов органов местного самоуправления, в том числе и в целях поддержки субъектов МСП (пункт 13).

В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется в соответствии с муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (пункт 4 статьи 3).

Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции регулируется статьей 20 Закона о защите конкуренции, согласно которой, орган местного самоуправления, имеющий намерения предоставить преференцию, подает в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции с приложением документов, предусмотренных частью 1 указанной статьи, в том числе и проект акта, которым предусматривается предоставление муниципальной преференции.

Таким образом, законодатель предусматривает издание органом местного самоуправления правового акта в отношении хозяйствующего субъекта, обратившегося за предоставлением указанной преференции, после получения согласия антимонопольного органа на предоставление таковой, а не издания нормативного правового акта, предусматривающего порядок предоставления преференций.

В отношении же предоставления муниципальных преференций субъектам МСП в силу положения пункта 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции согласие антимонопольного органа не требуется в случае, если муниципальные программы (подпрограммы), содержат мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Письмом Федеральной антимонопольной службы от 11.04.2017 № АД/24002/17 «О направлении разъяснений о предоставлении государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» разъяснено, что понятие «оказание поддержки» и «предоставление преференций» по смыслу Закона о защите конкуренции не тождественны.

Из совокупности положений части 1 статьи 19 и пункта 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции следует, что исключением из случаев предварительного согласования с антимонопольными органами предоставления преференции является предоставление преференции в соответствии с муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, законодатель определил, что предоставление преференций субъектам МСП без согласования с антимонопольным органом возможно лишь в случаях, когда муниципальные программы (подпрограммы) содержат мероприятия, направленные на поддержку субъектов МСП, а порядок предоставления преференций должен быть урегулирован нормативным правовым актом (регламентом) органа местного самоуправления.

Предоставление муниципальных преференций возможно в различных видах: путем предоставления имущественных льгот в виде установленной льготной арендной платы за пользование муниципальным имуществом, предоставления результатов интеллектуальной собственности, нематериальных благ, предоставления муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование без предварительного проведения торгов и пр.

В административном же заявлении прокурор указывает, что администрацией города не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента лишь по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению муниципального имущества в безвозмездное пользование без проведения торгов.

Постановлением администрации города Торжка от 25.12.2017 № 625 утверждена муниципальная программа «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Торжка» на 2018-2023 годы.

Указанная программа содержит подпрограмму «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства и туризма в городе» ( далее - Подпрограмма), подраздел 2 которой предусматривает мероприятия и показатели мероприятий подпрограммы»: 1. Оказание муниципальных услуг, выполнение работ муниципальными учреждениями в целях содействия развитию предпринимательства и туризма. Показателями, характеризующими выполнение данного мероприятия являются:

количество физических лиц, обратившихся за консультационной поддержкой;

количество посещений с целью получения туристско-информационных услуг (вне стационара);

количество физических лиц, обратившихся за поддержкой по дистанционному бизнес-инкубированию;

количество обратившихся за поддержкой в выставочной деятельности;

количество проведенных обучающих семинаров.

Мероприятие 2. Приобретение основных средств, не относящихся к объектам недвижимости, муниципальными учреждениями города Торжка, осуществляющими деятельность в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и развития туризма.

Показателем, характеризующим выполнение указанного мероприятия, является количество оснащенных рабочих мест.

Также предусмотрено мероприятие в виде проведения общегородских мероприятий в целях содействия развитию предпринимательства и туризма.

Показателем, характеризующим выполнение мероприятия, является количество общегородских мероприятий, проведенных в целях оказания содействия развитию предпринимательства и туризма ежегодно.

Указанными мероприятиями, содержащимися в подпрограмме 1 муниципальной программы «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Торжка» на 2018-2023 не предусматривают финансирование субъектов МСП либо предоставление им муниципальных преференций.

Следовательно, в силу указанных положений Закона о защите конкуренции разработка и принятие администрацией города Торжка административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению муниципального имущества субъектам МСП в безвозмездное пользование без проведения торгов не требуется, так как Подпрограмма таковых мероприятий не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 176, 180 КАС РФ, административный ответчик просил суд в удовлетворении исковых требований отказать полностью.

Заинтересованное лицо - Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области, надлежащим образом уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения административного искового заявления, в судебное заседание не прибыло, представив письменный отзыв, из которого следует, что Тверское УФАС России в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы ( далее - ФАС России), утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 года № 649/15, осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Порядок предоставления государственных и муниципальных преференций регламентирован главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В целях реализации Закона о защите конкуренции утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 16.12.2009 № 841.

Государственные и муниципальные преференции предоставляются на основании заявлений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, имеющих намерение предоставлять государственную или муниципальную преференцию. Заявления подаются в антимонопольный орган, который в порядке, установленном статьей 20 Закона о защите конкуренции, такие заявления рассматривает. Исчерпывающий перечень целей предоставления преференций содержится в статье 19 Закона о защите конкуренции.

При этом предоставление преференций – право, а не обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Заинтересованное лицо – Комитет по управлению имуществом муниципального образования город Торжок, будучи надлежащим образом извещенным о слушании административного дела в судебное заседание представителя не направил, представив отзыв в письменной форме, из которого следует, что Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 указанного закона оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления должно осуществляться с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ( далее – Закон о конкуренции).

Согласно пункта 13 части 1 статьи 19 Закона о конкуренции муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов органов местного самоуправления, в том числе и в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного орган, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется в соответствии с муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Статьей 20 Закона о конкуренции регулируются порядок предоставления государственной или муниципальной преференции. Органами местного самоуправления, имеющий намерения предоставить преференцию, подает в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции с приложением документов, предусмотренных частью 1 указанной статьи:

- проект акта, которым предусматривается предоставление муниципальной преференции с указанием цели предоставления и размера преференции;

- перечень видов деятельности, осуществляемых и (или) осуществляющихся хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить муниципальную преференцию, в течении двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, а также копии документов, подтверждающих и (или) подтверждающих право на осуществление указанных видов деятельности, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для их осуществления требуется и (или) требовались специальные разрешения;

- наименование видов, товаров, объем товаров, произведенных и (или) реализованных хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить муниципальную преференцию, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, с указанием кодов видов продукции;

- бухгалтерский баланс хозяйствующего субъекта, в отношении которого имеется намерение предоставить муниципальную преференцию, по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления, либо если хозяйствующий субъект не предоставляет в налоговые органы бухгалтерский баланс, иная предусмотренная законодательством Российской Федерации о налогах и сборах документация;

- перечень лиц, входящих в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить муниципальную преференцию, с указанием основания для вхождения таких лиц в эту группу;

- нотариально заверенные копии учредительных документов хозяйствующего субъекта.

Органом местного самоуправления издается правовой акт после получения согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции в отношении хозяйствующего субъекта, обратившегося за предоставлением указанной преференции.

Учитывая надлежащее извещение о времени и месте проведения судебного заседания не явившихся в судебное заседание представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, суд определил рассмотреть данное административное дело в отсутствие их представителей.

Заслушав представителя процессуального административного истца, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии со статьёй 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено следующее.

13 апреля 2018 года помощником Торжокского межрайонного прокурора Лебедевым К. А. проведен мониторинг сети Интернет на предмет выявления информации о нарушении прав предпринимателей на поднадзорной ему территории.

Из рапорта помощника Торжокского межрайонного прокурора от 13 апреля 2018 года следует, что порядок реализации полномочий по предоставлению муниципальных преференций, в том числе для решения вопроса местного значения по оказанию содействия развитию малого и среднего предпринимательства не регламентирован, соответствующие муниципальные нормативно-правовые акты отсутствуют. Требования действующего законодательства в указанной сфере не исполняются, вследствие чего субъекты предпринимательской деятельности и иные лица лишены права на получение муниципальных преференций в соответствии с требованиями, установленные ми действующим законодательством.

17 апреля 2018 года Торжокским межрайонным прокурором Виноградовой И. В. в адрес администрации муниципального образования город Торжок вынесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности с требованием принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; разработать и утвердить муниципальный нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок реализации полномочий по предоставления муниципальных преференций.

Требование Торжокского межрайонного прокурора исполнено не было, в адрес Торжокского межрайонного прокурора направлен ответ администрации № 01-17/1656 от 04 мая 2018 года, который содержит доводы об отсутствии у администрации муниципального образования для исполнения представления прокурора, в том числе, что в соответствии с пунктом 20 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» преференции - это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Пункт 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции предусматривает, что государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации.

Порядок предоставления преференции регламентирован Законом о защите конкуренции. Преференции являются одним из видов поддержки, в том числе оказываемой субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с Законом о развитии предпринимательства.

В целях настоящих разъяснений обращаем внимание на то, что понятия «оказание поддержки» и «предоставление преференций» по смыслу Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не тождественны.

Следует учитывать, что в соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции преференции - это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Кроме того, Закон о защите конкуренции содержит ряд исключений, касающихся предмета преференции.

Например, указанный в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров путем предоставления преференций в соответствии с главой 5 Закона о защите конкуренции не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Таким образом, преференции, порядок предоставления которых регламентирован Законом о защите конкуренции, являются одним из видов поддержки, в том числе оказываемой субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с Законом о развитии предпринимательства.

Частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции установлены цели предоставления преференций, в том числе, цель - поддержка субъектов МСП (пункт 13). Из изложенного следует, что предоставление преференций в целях, не установленных в указанной норме, неправомерно.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции преференция в целях, предусмотренных частью 1 указанной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Из совокупности положений части 1 статьи 19 и пункта 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции следует, что исключением из случаев предварительного согласования с антимонопольными органами предоставления преференции является предоставление преференции в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития МСП, регулируются Законом о развитии предпринимательства, который определяет понятия субъектов МСП, инфраструктуры поддержки субъектов МСП, виды и формы такой поддержки.

В силу статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федерального закона № 210 – ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).

Статья 2 закона содержит следующие основные понятия:

государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги;

муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований;

административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Согласно статье 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные и муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Статья 12 данного закона, устанавливающая требования к структуре административных регламентов, также предусматривает, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают вопросы местного значения.

Статьёй 1 Закона Тверской области от 18 января 2005 года № 4-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований Тверской области и наделении их статусом городских округов, муниципальных районов» город Торжок наделён статусом городского округа.

Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Аналогичная норма содержится в пункте 3 части 1 статьи 8 устава муниципального образования город Торжок Тверской области.

Согласно статье 6 Федерального закона № 210 - ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Статья 12 данного закона, устанавливающая требования к структуре административных регламентов, также предусматривает, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг на территории муниципального образования город Торжок и Порядок формирования и ведения реестра муниципальных услуг в муниципальном образовании город Торжок утверждены Постановлением администрации города Торжка от 23 июля 2012 года № 394.

Принимая во внимание изложенное, в судебном заседании достоверно установлено, что в муниципальном образовании город Торжок административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению муниципальной преференции не разрабатывался.

Неисполнение органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей может создать угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.

Проанализировав действующее законодательство, суд приходит к выводу, что возможность предоставления муниципальной преференции при отсутствии административного регламента противоречит требованиям Федерального закона № 210 - ФЗ, направленного на закрепление и реализацию прав заявителей при получении государственных и муниципальных услуг.

Частью 1 статьи 39 КАС РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, административное исковое заявление подано Торжокским межрайонным прокурором в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, заявлено прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему пунктом 4 статьи 27 и пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», частью 1 статьи 39 КАС РФ, и с целью защиты прав неопределённого круга лиц.

Исходя из системного толкования вышеприведенных положений законодательства и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Торжокского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования город Торжок о признании бездействия в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению муниципальной преференции незаконным, обязании разработать и утвердить указанный регламент подлежит удовлетворению.

Доводы административного ответчика, отражённые в возражениях, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, ввиду чего не могут быть признаны судом обоснованными.

Обсуждая в соответствии с требованиями статьи 187 КАС РФ вопрос о сроке, в течение которого решение должно быть исполнено, суд учитывает, что решение суда не должно отдалять реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых обращается Торжокский межрайонный прокурор, взаимоотношения органов и учреждений разного уровня, сроки, необходимые для разработки, согласования и утверждения регламента, предусмотренные Постановлением от 23 июля 2012 года № 394 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг на территории муниципального образования город Торжок», а также тот факт, что отсутствие административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению муниципальной преференции нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц, суд считает необходимым обязать ответчика совершить вышеуказанные действия в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

При этом следует отметить, что в случае наличия объективных причин, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, административный ответчик вправе в соответствии с требованиями статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратиться в суд, рассмотревший административное дело, с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление Торжокского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования город Торжок Тверской области в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению муниципальной преференции незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования город Торжок Тверской области разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению муниципальной преференции в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торжокский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме посредством подачи апелляционных жалобы, представления.

Председательствующий И. С. Морозова

Решение в окончательной форме принято 04 июля 2018 года.

Председательствующий И. С. Морозова