ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4115/2016 от 31.03.2016 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

дело №2а-4115/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«31» марта 2016 года г. Сургут

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Кузнецова М.В.,

при секретаре Курепине А.В.,

с участием представителя административного истца Квядер Е.О.,

представителя административного ответчика Шумилиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Тандер» к территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО – Югре в г. Сургуте и Сургутском районе об оспаривании предписания №21 от 17.02.2016 года,

установил:

АО «Тандер» обратилось в Сургутский городской суд с указанным выше административным исковым заявлением, указав, что 01 февраля 2016 года Главный специалист-эксперт ТОУ Роспотребнадзора по Ханты- Мансийскому автономному округу-Югре в г.Сургуте и Сургутском районе Попова А.В., и старший специалист Малюгина Л.П. провели в отношении АО «Тандер» внеплановую выездную проверку в гипермаркете «Магнит», расположенном по адресу: г. Сургут, Нефтеюганское шоссе 16/1. По итогам проверки 17.02.2016 г. был составлен Акт проверки №19 и вынесено Предписание № 21 от «17» февраля 2016 года об устранении выявленных нарушений. Предписание АО «Тандер» считает незаконным и подлежащим отмене.

Пунктом 1 Предписано обеспечить наличие товаросопроводительных документов, подтверждающих качество и безопасность пищевых продуктов, реализуемых в гипермаркете «Магнит», имеющих юридическую силу и представляющих возможность осуществить идентификацию данного продукта, обеспечить подтверждение оборота названной продукции, т.е. его прослеживаемость. Однако, в гипермаркете «Магнит» на всю реализуемую продукцию имеются товаросопроводительные документы. В период проведения проверки ТОУ Роспотребнадзора гипермаркета «Магнит» Обществом были предоставлены все товаросопроводительные документы, запрашиваемые административным органом: товарно-транспортные накладные с приложениями, декларация о соответствии, что подтверждается подписью специалиста ТОУ Роспотребнадзора Малюгиной Л.П. на указанных документах, и сопроводительным письмом от 05.02.2016 г. к передаваемым директором гипермаркета Магнит» документам.

В Акте проверки №19 от 17.02.2016 г., на основании которого выдано Предписание, ТОУ Роспотребнадзора указывает на то, что в ходе проверки гипермаркета «Магнит» для осуществления идентификации масла сливочного «Крестьянское из Башкирии» были предоставлены сопроводительные документы: незаверенная надлежащим образом копия декларации таможенного союза о соответствии. Представленная копия декларации «не читаемая»: отсутствует возможность установить данные о заявителе, наименование вида пищевой продукции, регистрационный номер декларации, следовательно, продукт получен и реализуется без документов, подтверждающих качество и безопасность. Декларация о соответствии на продукт Масло сливочное «Крестьянское из Башкирии» была передана специалистам ТОУ Роспотребнадзора в день проведения проверки 01.02.2016 г., и замечаний к копии документа у административного органа не поступило. Кроме того, в день проверки для ознакомления представителям ТОУ Роспотребнадзора была предоставлена четкая копия декларации о соответствии.

Доводы ТОУ Роспотребнадзора о том, что в гипермаркете «Магнит» отсутствует приложение к товарной накладной, не соответствуют действительности. Указанный документ имеется в гипермаркете «Магнит», его копия была предоставлена Обществом в административный орган в период проведения проверки, и данный факт отражен в Акте проверки.

При проведении проверки 01.02.2016 г. директор гипермаркета «Магнит», которая полномочна заверять копии документом, не присутствовала, и копии документов были предоставлены работниками гипермаркета. Заверенные надлежащим образом копии документов в ТОУ Роспотребнадзора передала директор гипермаркета «Магнит», что подтверждается сопроводительным письмом от 05.02.2016 г.

Следовательно, административный орган неправомерно устанавливает в Предписании для АО «Тандер» обязанность обеспечить наличие товаросопроводительных документов, подтверждающих качество и безопасность пищевых продуктов, реализуемых в гипермаркете «Магнит», имеющих юридическую силу и представляющих возможность осуществить идентификацию данного продукта, обеспечить подтверждение оборота названной продукции, т.е. его прослеживаемость.

Пунктом 2 ТОУ Роспотребнадзора возлагает на Общество обязанность обеспечить организацию мероприятий по производственному контролю в полном объеме. В Акте проверки №19 от 17.02.2016 г., на основании которого выдано Предписание, ТОУ Роспотребнадзора указывает на то, что на предприятии торговли не в полном объеме организован производственный контроль молочной продукции в соответствии с раз.З п.6 пп.а ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», в т.ч. не проводятся физико-химические исследования молочной продукции с целью установления соответствия молочной продукции своему наименованию. В программе производственного контроля в разделе нормативная документация отсутствует ссылка на ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» (нарушение р.2 пп.а,б п.2.4. СП 1.1.1058- 01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Подпункт а пункта 6 раздела 3 ТС ТР 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» регламентирует, что для целей отнесения молока и молочной продукции к объектам технического регулирования, в отношении которых применяется настоящий технический регламент, идентификация молока и молочной продукции осуществляется заявителем, органами государственного контроля (надзора), органами, осуществляющими таможенный контроль, органами по оценке (подтверждению) соответствия, а также другими заинтересованными лицами без проведения исследований (испытаний) по наименованию путем установления соответствия наименований молока и молочной продукции, указанных в составе маркировки или товаросопроводительной документации, с наименованиями молока и молочной продукции, установленными в разделе II настоящего технического регламента, а также в других технических регламентах Таможенного союза, действие которых распространяется на молоко и молочную продукцию. Указанная норма не обязывает продавца проводить физико-химические исследования молочной продукции для идентификации молока и молочной продукции. Напротив, в ней указано, что для идентификации продукции не требуется проведение исследований (испытаний). По мнению Общества, достаточно того, что соответствие требованиям ТС ТР 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» подтверждено декларацией о соответствии, оформленной по заявлению производителя продукции.

Выводы административного органа в Акте проверки о том, что в программе производственного контроля отсутствует ссылка на ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» Общество считает несостоятельными в виду следующего. Согласно п. 3 СП 1.1.1058-01 программа (план) производственного контроля составляется в произвольной форме и должна включать, в числе прочего, перечень официально изданных санитарных правил. В объектах торговли АО «Тандер» постоянно дополняется содержание программы производственного контроля в соответствии с изменениями законодательства. В день проведения проверки административному органу была ошибочно предоставлена программа производственного контроля от 18.06.2015 г. Однако, в гипермаркете «Магнит» на момент проверки была утверждена программа производственного контроля от 15.01.2016 г., копия которой была предоставлена в ТОУ Роспотребнадзора 05.02.2016 г. директором гипермаркета «Магнит». Указанная программа производственного контроля содержит ссылку на ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции».

Таким образом административный истец просит суд признать незаконным и отменить предписание ТОУ «Роспотребнадзора» по ХМАО – Югре в г. Сургуте и Сургутском районе №21 от 17.02.2016 года.

Представитель административного истца в судебном заседании настояла на заявленных требованиях, основываясь на доводах изложенных в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала по существу исковых требований, пояснив, указанные в предписании обязательные мероприятия выявлены в ходе проверки, указанные в п. 1 предписания документы предоставляются по первому требованию как потребителя так и должностных лиц и на момент проверки либо не были предоставлены, либо были ненадлежащего качества и содержания, что недопустимо.

В ходе рассмотрения дела в судебном заседании получены пояснения свидетеля Малюгиной Л.П. которая в полном объеме подтвердила обстоятельства изложенные в акте проверки № 19 от 17.02.2016 года.

Выслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу:

Реализация права административного истца о признании незаконным решений действий (бездействий) должностных лиц предусмотрена положениями главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Из материалов дела следует, что 01 февраля 2016 года Главный специалист-эксперт ТОУ Роспотребнадзора по Ханты- Мансийскому автономному округу-Югре в г.Сургуте и Сургутском районе Попова А.В., и старший специалист Малюгина Л.П. провели в отношении АО «Тандер» внеплановую выездную проверку в гипермаркете «Магнит», расположенном по адресу: г. Сургут, Нефтеюганское шоссе 16/1. По итогам проверки 17.02.2016 г. был составлен Акт проверки №19 и вынесено Предписание № 21 от «17» февраля 2016 года об устранении выявленных нарушений.

Согласно предписания АО «Тандер» гипермаркет «Магнит» г. Сургут ул. Нефтеюганское шоссе 16/1 в срок до 14.03.2016 года предписано - обеспечить наличие товаросопроводительных документов, подтверждающих качество и безопасность пищевых продуктов, реализуемых в гипермаркете «Магнит», имеющих юридическую силу и представляющих возможность осуществить идентификацию данного продукта, обеспечить подтверждение оборота названной продукции, т.е. его прослеживаемость (П. 1); обеспечить организацию мероприятий по производственному контролю в полном объеме за соблюдением ТР Таможенного союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» включающие в себя проведение идентификации молочной продукции (методом физико-химических исследований молочной продукции с целью установления соответствия молочной продукции своему наименованию). (п. 2).

Из материалов проверки ТОУ Роспотребнадзора по Ханты- Мансийскому автономному округу-Югре в г.Сургуте и Сургутском районе АО «Тандер» гипермаркета «Магнит» г. Сургут Нефтеюганское шоссе д. 16/1 следует, что последняя проведена по письменному обращению потребителя с жалобой на реализацию фальсифицированного сливочного крестьянского масла из Башкирии.

Сотрудникам проводившим проверку для идентификации указанного выше продукта представлены документы – незаверенная копия декларации таможенного союза о соответствии. Как указано в акте представленная копия декларации «не читаемая», в судебном заседании данная копия так же представлена в подтверждение данных доводов.

Обязательное наличие данной декларацией предусмотрено п.7.1 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» (п. 7.7. в организации торговли принимаются для хранения пищевые продукты и продовольственное сырье, соответствующие требованиям нормативной и технической документации и имеющие документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность для здоровья человека.)

Так же представлена копия транспортной накладной № TMN- 002079 от 31.01.2016г. содержащая информацию о грузоотправителе - Распределительном центре Тюмень и грузополучателе ГМ «Магнит» расположенный по адресу г. Сургут, Нефтеюганское шоссе, 16/1.

Указанная накладная не соответствует предъявляемым требованиям, так как достоверно не подтверждает оборот продукции и не обеспечивает возможность прослеживания товара на поставку данной продукции от производителя ИП Клюкин В.В. и всех последующих грузополучателей данной продукции (при их наличии) до Распределительного Центра Тюмень,

Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении требований п. 3 ст.5 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (п. 3 пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции».

В ходе проверки так же установлено, что в гипермаркете «Магнит» не в полном объеме организован производственный контроль за соблюдением ТР Таможенного Союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции». При проведении производственного контроля, не проводится идентификация молочной продукции в соответствии с раз.З п. 6.пп.а ТР Таможенного Союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» ( разд.З п. б пп.а для целей отнесения молока и молочной продукции к объектам технического регулирования, в отношении которых применяется настоящий технический регламент, идентификация молока и молочной продукции осуществляется заявителем, органами государственного контроля (надзора), органами, осуществляющими таможенный контроль, органами по оценке (подтверждению) соответствия, а также другими заинтересованными лицами без проведения исследований (испытаний) по наименованию путем установления соответствия наименований молока и молочной продукции, указанных в составе маркировки или товаросопроводительной документации, с наименованиями молока и молочной продукции, установленными в разделе II настоящего технического регламента, а так же в других технических регламентах Таможенного союза, действие которых распространяется на молоко и молочную продукцию);

Не проводятся физико-химические исследования молочной продукции с целью установления соответствия молочной продукции своему наименованию. В программе производственного контроля в разделе нормативная документация отсутствует ссылка на данный документ: ТР Таможенного Союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», тем самым нарушаются требования р.2.пп. а,б п.2.4. « Санитарные правила СП 1.1.1058-01 « Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий».

По существу предмета проведения проверки – масла сливочного Крестьянского из Башкирии установлено, что в гипермаркете находится последнего 107 пачек весом по 180гр., дата изготовления 29.01.16г., срок годности 35 суток, изготовитель ИП. Клюкин В.В., юридический адрес: г. Челябинск, ул. Чайковского, 8-22. Адрес производства: г.Челябинск, ул. Худякова 12/1 находится в реализации в торговом зале, при этом отсутствует приложение к товарной накладной № 997215Р68558 от 31.01.2016г., с указанием сведений об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший), что являются нарушением п. 12. Постановления Правительства от 19.01.98. РФ № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров».

Указанных документов, что не поставлено под сомнение в ходе проверки предоставлено не было что по своей сути является нарушением положений закона «о защите прав потребителей».

Выявленные сотрудниками административного ответчика нарушения специальных правил нормативно обоснованы и по мнению суда законно изложены в предписании обязывающим обеспечить наличие соответствующих документов в магазине, так как продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).

Указание административного истца на объективные данные свидетельствующие об отсутствии во время проверки директора магазина и последующее предоставление части истребуемых документов не освобождает последнего от исполнения обязанностей возложенных на него в силу закона.

При данных обстоятельствах суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Акционерного общества «Тандер» к территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО – Югре в г. Сургуте и Сургутском районе об оспаривании предписания №21 от 17.02.2016 года отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после принятия решения суда в окончательной форме в суд Ханты-Мансийский автономного округа - Югры путем подачи жалобы в Сургутский городской суд.

Судья копия верна судья М.В. Кузнецов