Дело №2а-4115/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Йошкар-Ола 15 сентября 2021 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Конышева К.Е.,
при секретаре Нечахиной А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Государственному собранию Республики Марий Эл, Председателю Государственного Собрания Республики Марий Эл ФИО2 о признании незаконными действий (бездействия), возложении обязанности рассмотреть законопроект,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с административным иском к Государственному Собранию Республики Марий Эл, Председателю Государственного Собрания Республики Марий Эл ФИО2, в котором просил признать незаконными действия (бездействие), выразившегося в отказе принять законопроект (несоблюдении порядка рассмотрения вносимых законопроектов) и не разместившего его на сайте Государственного Собрания Республики Марий Эл в разделе внесенных законопроектов; обязать Государственное Собрание Республики Марий Эл разместить вносимый группой депутатов проект закона Республики Марий Эл «О Государственных символах Республики Марий Эл» от <данные изъяты> на сайте Государственного Собрания Республики Марий Эл; обязать Государственное Собрание Республики Марий Эл рассмотреть вносимый (группой депутатов) проект Закона Республики Марий Эл «О Государственных символах Республики Марий Эл» от <данные изъяты> в установленном законом порядке (коллегиальным органом).
В обоснование иска указано, что <данные изъяты> ФИО1 внесен законопроект «О Государственных символах Республики Марий Эл» в Государственное Собрание Республики Марий Эл, который был зарегистрирован под №2-04/2021. И.о. Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл <данные изъяты> вынесено решение об отказе внесенной группой депутатов проекта закона Республики Марий Эл, что, по мнению, административного истца, противоречит действующему законодательству, нарушается конституционные права истца на законодательную инициативу.
Истец в судебном заседании административное исковое заявление поддержал, просил удовлетворить его требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Государственного Собрания Республики Марий Эл ФИО3 с иском не согласилась, поддержала доводы возражений.
Административный ответчик Председатель Государственного Собрания Республики Марий Эл ФИО2, заинтересованные лица ФИО4, ФИО5, представитель заинтересованного лица Управления Министерства юстиции России по Республике Марий Эл в суд не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав явившихся лиц, выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему.
Согласно ст.73 Конституции Российской Федерации Вне пределов совместного ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В силу ч.4 ст.76 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Установление порядка внесения законопроекта относится к компетенции субъекта Российской Федерации.
Порядок деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл, в том числе порядок внесения проектов законов Республики Марий Эл в Государственное Собрание и их рассмотрения установлен Регламентом Государственного Собрания Республики Марий Эл, принятым постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл от <данные изъяты> (далее также Регламент).
Регламент устанавливает порядок и принципы деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл - высшего законодательного органа государственной власти Республики Марий Эл по реализации его полномочий, установленных федеральными законами, Конституцией Республики Марий Эл, законами Республики Марий Эл.
В силу ст.1-3 Регламента Государственное Собрание Республики Марий Эл - парламент Республики Марий Эл - является постоянно действующим высшим и единственным законодательным органом государственной власти Республики Марий Эл.
Государственное Собрание Республики Марий Эл состоит из 52 депутатов.
Государственное Собрание Республики Марий Эл самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Марий Эл, законами Республики Марий Эл.
Порядок деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл регулируется федеральными законами, Конституцией Республики Марий Эл, Законом Республики Марий Эл «О Государственном Собрании Республики Марий Эл», иными законами Республики Марий Эл и настоящим Регламентом.
Деятельность Государственного Собрания основывается на принципах открытости, гласности, свободного коллективного обсуждения и решения вопросов, иных принципах, установленных федеральными законами и законами Республики Марий Эл.
Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственным Собранием, депутаты образуют депутатские объединения: фракции и депутатские группы в порядке, установленном настоящим Регламентом.
Основная деятельность Государственного Собрания осуществляется в форме заседаний: Государственного Собрания (сессий); Президиума Государственного Собрания; комитетов и комиссий Государственного Собрания; Дней депутата; парламентских слушаний.
Статьей 89 Регламента установлено, что в соответствии с ч.1 ст.74 Конституции Республики Марий Эл право законодательной инициативы в Государственном Собрании принадлежит Главе Республики Марий Эл, депутатам Государственного Собрания, комитетам Государственного Собрания, Правительству Республики Марий Эл, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от Государственного Собрания и Правительства Республики Марий Эл, представительным органам муниципальных образований.
Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственное Собрание, в частности, проектов законов Республики Марий Эл (ст.90 Регламента).
Статьей 91 Регламента закреплены необходимые условия внесения законопроектов в Государственное Собрание в порядке законодательной инициативы.
Так, в частности, согласно п.«з» ч.1 указанной статьи необходимым условием внесения законопроекта в Государственное Собрание Республики Марий Эл в порядке законодательной инициативы является представление заключения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл.
Судом установлено, что депутатами Государственного Собрания Республики Марий Эл ФИО1, ФИО4, ФИО5 <данные изъяты> на рассмотрение Государственного Собрания Республики Марий Эл внесен проект закона Республики Марий Эл «О Государственных символах Республики Марий Эл».
К данному законопроекту указанными депутатами было приложено заключение Управления Минюста России по Республике Марий Эл от <данные изъяты>
Решением Комитета по законодательству Государственного Собрания Республики Марий Эл от <данные изъяты> проект указанного закона Республики Марий Эл возвращен авторам, в связи с тем, что не представлен полный текст законопроекта (в тексте законопроекта имеется ссылка на приложение №<данные изъяты>, при этом текст данного не представлен), кроме того необходимо уточнение финансового экономического обоснования.
<данные изъяты> депутатами Государственного Собрания Республики Марий Эл ФИО1, ФИО4, ФИО5 на рассмотрение Государственного Собрания Республики Марий Эл был вновь внесен проект закона Республики Марий Эл «О Государственных символах Республики Марий Эл».
Новый проект закона Республики Марий Эл «О государственных символах Республики Марий Эл» (от <данные изъяты>) содержал приложение №<данные изъяты> «Клавир Государственного гимна Республики Марий Эл».
При этом к данному законопроекту указанными депутатами было вновь приложено заключение Управления Минюста России по Республике Марий Эл от <данные изъяты>.
Письмом Государственного Собрания Республики Марий Эл от <данные изъяты> за подписью Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл в соответствии с ч.6 ст.91 Регламента Государственного Собрания, проект закона Республики Марий Эл «О Государственных символах Республики Марий Эл» был возвращен авторам законопроекта в связи с тем, что заключения Управления Минюста России по Республике Марий Эл на новый вариант законопроекта (от <данные изъяты>, включающий приложение №<данные изъяты>) представлено не было.
В ходе рассмотрения дела административный истец подтвердил, что не представлял в Управление Минюста России по Республике Марий Эл в составе текста законопроекта приложение №5.
Таким образом, из материалов дела следует, что не оспаривалось сторонами, при внесении законопроекта <данные изъяты> указанными депутатами фактически не было представлено заключение Управления Минюста России по Республике Марий Эл в отношении той редакции законопроекта, которая была внесена фактически (заключение касалось предыдущего законопроекта).
В соответствии с ч.6 ст.91 Регламента, если представленный законопроект, проект постановления Государственного Собрания не отвечают основным требованиям Закона Республики Марий Эл «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл», настоящего Регламента и Правилам подготовки и оформления правовых актов, принимаемых Государственным Собранием, он может быть возвращен Государственным Собранием инициатору законопроекта для выполнения им установленных требований.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что поскольку в нарушение п.«з» ч.1 ст.91 Регламента заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл с законопроектом не было представлено, соответственно, основания для возврата законопроекта согласно ч.6 ст.91 Регламента имелись.
Суд соглашается с доводом административного ответчика о том, что в письме об отказе в приеме внесенного проекта закона не указано на конкретное нарушение нормы права при внесении законопроекта в Государственное Собрание Республики Марий Эл, не соответствует действительности, так как в письме отмечено, что заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл на новую редакцию проекта закона Республики Марий Эл, являющееся в соответствии со ст.91 Регламента Государственного Собрания необходимым условием внесения законопроекта, не представлено.
В соответствии с п.2.3 приложения 2 к Постановлению Государственного Собрания Республики Марий Эл от 25.07.2019 №711-П «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл» Тексты проектов законов Республики Марий Эл и проектов постановлений Государственного Собрания Республики Марий Эл, внесенных на рассмотрение Государственного Собрания Республики Марий Эл, размещаются на официальном сайте Государственного Собрания Республики Марий Эл в течение 5 рабочих дней со дня внесения проекта закона, проекта постановления в Государственное Собрание Республики Марий Эл.
Поскольку административном истцом не было выполнено необходимое для внесения законопроекта условие, предусмотренное п. «з» ч.1 с.91 Регламента Государственного Собрания Республики Марий Эл, законопроект не подлежал рассмотрению Государственным Собранием Республики Марий Эли размещению его на официальном сайте Государственного Собрания Республики Марий Эл, оригинал законопроекта был возвращен инициатором <данные изъяты>.
Как указано, административный истец указывает на то, что оспариваемыми действиями Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл нарушено «установленное законом право автора законопроекта на рассмотрение проекта закона коллегиальным органом», и что «на вносимый законопроект об отклонении или принятии издается постановление, по крайней мере, решение обязательно принимает коллегиальный орган».
Довод истца основан на неправильном применении норм материального права, устанавливающих стадии законодательного процесса и неправильном толковании таких понятий как «возврат» и «отклонение» проекта закона.
Возврат проекта в случае нарушения требований Регламента Государственного Собрания осуществляется на стадии внесения законопроектов в Государственное Собрание Республики Марий Эл.
При условии соблюдения всех установленных Регламентов Государственного Собрания требований по внесению законопроекта в Государственное Собрание его коллегиальное рассмотрение осуществляется на заседании (сессии) Государственного Собрания Республики Марий Эл с соблюдением требований, установленных п.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» и ч.4 ст.11 Закона Республики Марий Эл от 07.12.2001 №45-З «О Государственном Собрании Республики Марий Эл» о необходимости рассмотрения проекта законодательным органом в двух чтениях.
По смыслу указанных положений отклонение проекта закона осуществляется на стадии его рассмотрения во втором чтении. Решение от отклонении проекта закона оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, решением о возврате законопроекта, принятым на стадии внесения законопроекта на рассмотрение Государственного Собрания Республики Марий Эл, нормы федерального и республиканского законодательства, указанные в обосновании административного искового заявления, нарушены не были.
Исходя из указанного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Государственному собранию Республики Марий Эл, Председателю Государственного Собрания Республики Марий Эл ФИО2 о признании незаконными действий (бездействия), возложении обязанности рассмотреть законопроект.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.Е.Конышев
Копия верна. Судья К.Е.Конышев
Мотивированное решение составлено 20.09.2021