ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-411/20 от 22.09.2020 Ясногорского районного суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2020 года <адрес>

Ясногорский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Савина Н.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Наумовой О.С.,

с участием

представителя административного истца, старшего помощника прокурора Ясногорского района Тульской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-411/2020 по административному исковому заявлению прокурора Ясногорского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Ясногорский район о понуждении к исполнению контрольных полномочий в части осуществления муниципального земельного контроля,

у с т а н о в и л:

прокурор Ясногорского района Тульской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Ясногорский район о понуждении к исполнению контрольных полномочий в части осуществления муниципального земельного контроля.

В обоснование заявленных административных требований прокурор Ясногорского района Тульской области указал, что прокуратурой Ясногорского района Тульской области в ходе осуществления надзорной деятельности в администрации муниципального образования Ясногорский район проведена проверка соблюдения земельного законодательства в части осуществления муниципального земельного контроля.

Основанием для проведения проверки послужили многочисленные обращения правозащитной группы жителей <адрес> и д.<адрес> (ФИО4 и другие) в прокуратуру района и различные инстанции.

В ходе проверки установлено, что органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений и в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений. В связи с ликвидацией в 2013 году администрации муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района ее полномочия переданы администрации муниципального образования Ясногорский район. Осуществление муниципального земельного контроля на территории Ясногорского района отнесено к компетенции администрации муниципального образования Ясногорский район. Для осуществления указанных полномочий в администрации муниципального образования Ясногорский район создан соответствующий контрольный орган (отдел административно-технического надзора), а также имеется утверждаемый главой администрации муниципального образования Ясногорский район ежегодный план проведения проверок по муниципальному земельному контролю.

Вместе с тем, сотрудники администрации муниципального образования Ясногорский район, располагая информацией о нарушениях ФИО11, ФИО7 и иными лицами на территории <адрес> земельного законодательства, не осуществляли возложенный на них ст.72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль. Акты проверок не составлялись, органы государственного земельного надзора о выявленных нарушениях в установленном законом порядке не информировались. Нарушения земельного законодательства допущены на принадлежащих ФИО11 земельных участках с кадастровыми номерами , , , на принадлежащих ФИО7 и ФИО8 земельных участках с кадастровыми номерами и . Так установлено, что принадлежащие ФИО11, ФИО7 и ФИО8 земельные участки расположены на землях сельскохозяйственного назначения и имеют вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства». Указанные земельные участки расположены в зоне СХ1 (сельхозугодья). Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке вместе с тем, как установлено проверкой, на принадлежащем ФИО7 и ФИО5 земельном участке с кадастровым номером расположено двухэтажное строение, площадью 1437,5 кв.м, на втором этаже которого размещены помещения для отдыха и временного проживания с комнатами для сна; на принадлежащем ФИО7 и ФИО8 земельном участке с кадастровым номером расположено двухэтажное строении, площадью 1203 кв.м, в котором имеются помещения, предназначенные для приема пищи, и комнаты для временного проживания и отдыха, что является нарушением ст.42 Земельного кодекса РФ, ответственность за которое предусмотрена частью 1 ст.8.8 КоАП РФ.

На основании договоров дарения, заключенных между ФИО6, с одной стороны, и ФИО7 и ФИО8, с другой стороны, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, земельные участки с кадастровыми номерами принадлежат ФИО6

Указанные участки используются ФИО6 не в соответствии с установленным видом разрешенного использования, а для организации отдыха и туризма граждан с проживанием их в объектах капитального строительства в гостинице-теплице и доме-ковчеге, гостевых домах, глемпингах и размещением объектов инфраструктуры.

что является нарушением требований ст.42 Земельного кодекса РФ, ответственность за которое предусмотрена частью 1 ст.8.8 КоАП.

Принадлежащие ФИО6 земельные участки переданы ею в аренду <адрес>, учредителями которого являются ФИО7 и ФИО8

В 2018 году выявлено зарастание древесно-кустарниковой, многолетней сорной растительностью земельных участков, принадлежащих ФИО11 (кадастровые номера , , ), ФИО9 (кадастровые номера ), ФИО10 (кадастровые номера ).

Указанные земельные участки отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. При этом, собственники этих земельных участков на фоне отсутствия муниципального земельного контроля не выполняют установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и предотвращению процессов, ухудшающих качественное состояние земель. Участки зарастают древесно-кустарниковой и многолетней сорной растительностью.

ДД.ММ.ГГГГ за прокуратурой района по результатам проведённого анализа в адрес главы администрации муниципального образования Ясногорский район направлялась информация о выявленных органами государственного земельного контроля в 2017-2019 годах нарушений земельного законодательства в части использования на территории муниципального образования <адрес> земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования.

Указанная информация о выявленных Управлением Росреестра по Тульской области и Управлением Россельхознадзора на территории Ясногорского района нарушениях земельного законодательства на принадлежащих ФИО7,, ФИО8 и ФИО11 земельных участках направлялась для решения вопроса об осуществлении муниципального земельного контроля и принятия мер в рамках предоставленных полномочий, вместе с тем выявленные органами государственного земельного надзора нарушения земельного законодательства, допущенные ФИО11 и ФИО7 в 2017 году, до настоящего времени не устранены.

ДД.ММ.ГГГГ за прокуратурой района в адрес администрации муниципального образования Ясногорский район внесено представление «Об устранении нарушений земельного законодательства в части осуществления муниципального земельного контроля».

Однако с момента направления прокуратурой района в адрес администрации муниципального образования Ясногорский район от ДД.ММ.ГГГГ информации об имеющихся на территории <адрес> (собственники земельных участков ФИО11, ФИО7, ФИО8) нарушениях земельного законодательства и последующего внесения прокуратурой района представления от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений земельного законодательства в части осуществления муниципального земельного контроля» администрацией муниципального образования Ясногорский район так и не приняты меры к проведению контрольных мероприятиях в рамках имеющихся полномочий по осуществлению муниципального земельного контроля.

Указав, что неосуществление администрацией муниципального образования Ясногорский район уполномоченными ею на осуществление муниципального земельного контроля лицами возложенных на них полномочий по контролю создает благоприятную обстановку для различных правонарушений в сфере земельных отношений, в том числе для незаконного перевода их из одной категории в другую, несоблюдения требований об охране земель, нерациональному их использованию и т.п., административный истец, прокурор Ясногорского района Тульской области, просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ясногорский район, выразившееся в не проведении муниципального земельного контроля в отношении расположенных в <адрес> земельных участков и земельных участков, принадлежащих ФИО6, ФИО11, ФИО9, ФИО12; обязать администрацию муниципального образования Ясногорский район в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу провести контрольные мероприятия по осуществлению муниципального земельного контроля в отношении расположенных в <адрес> земельных участков и земельных участков, принадлежащих ФИО6, ФИО11, ФИО9, ФИО12

В судебном заседании старший помощник прокурора Ясногорского района Тульской области ФИО3 поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика, администрации муниципального образования Ясногорский район, по доверенности ФИО13, в судебное заседание не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика, возражения на заявленные исковые требования не представила.

В соответствии с положениями ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, выслушав доводы административного истца, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории.

Как следует из части 1 ст.17.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, к которым относится администрация муниципального образования Ясногорский район, организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно частям 1-3 ст.72 Земельного кодекса РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

Согласно п.20 части 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения относится к вопросам местного значения городского поселения.

Как установлено в судебном заседании, в связи с ликвидацией в 2013 году администрации муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района, ее полномочия переданы администрации муниципального образования Ясногорский район.

На основании указанных выше положений осуществление муниципального земельного контроля на территории Ясногорского района отнесено к компетенции администрации муниципального образования Ясногорский район.

В соответствии с частями 3 и 4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ осуществление муниципального земельного контроля на территории сельских поселений также отнесено к вопросам местного значения муниципального района.

Для осуществления указанных полномочий в администрации муниципального образования Ясногорский район создан соответствующий контрольный орган - отдел административно-технического надзора, а также имеется утверждаемый главой администрации муниципального образования Ясногорский район ежегодный план проведения проверок по муниципальному земельному контролю.

Согласно частям 1 и 6 ст.79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Разрешая административные исковые требования, суд установил, что принадлежащие ФИО11 (, , ), ФИО7 и ФИО8 ( и ) земельные участки расположены на землях сельскохозяйственного назначения и имеют вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства». Указанные земельные участки расположены в зоне СХ1 (сельхозугодья). Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке. Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, на принадлежащем ФИО7 и ФИО8 земельном участке кадастровым номером , расположено двухэтажное строение, площадью 1437,5 кв.м, на втором этаже которого размещены помещения для отдыха и временного проживания с комнатами для сна; на принадлежащем ФИО7 и ФИО8 земельном участке с кадастровым номером расположено двухэтажное строение, площадью 1203 кв.м, в котором имеются помещения, предназначенные для приема пищи, и комнаты для временного проживания и отдыха.

На основании договоров дарения, заключенных между ФИО6, с одной стороны, и ФИО7 и ФИО8, с другой стороны, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, земельные участки с кадастровыми номерами принадлежат ФИО6

Из материалов дела следует, что указанные участки используются ФИО6 не в соответствии с установленным видом разрешенного использования, а для организации отдыха и туризма граждан с проживанием их в объектах капитального строительства в гостинице-теплице и доме-ковчеге, гостевых домах, глемпингах и размещением объектов инфраструктуры.

Нарушение требований ст.42 Земельного кодекса РФ, является основанием для привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что принадлежащие ФИО6 земельные участки переданы ею в аренду <адрес>, учредителями которого являются ФИО7 и ФИО8

В 2018 году выявлено зарастание древесно-кустарниковой, многолетней сорной растительностью земельных участков, принадлежащих ФИО11 с кадастровыми номерами , , , ФИО9 с кадастровыми номерами ), ФИО10 с кадастровыми номерами и ). Указанные земельные участки отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, однако, собственники этих земельных участков на фоне отсутствия муниципального земельного контроля не выполняют установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и предотвращению процессов, ухудшающих качественное состояние земель. Участки зарастают древесно-кустарниковой и многолетней сорной растительностью.

ДД.ММ.ГГГГ за прокуратурой района по результатам проведённого анализа, с целью решения вопроса об осуществлении муниципального земельного контроля и принятия мер в рамках предоставленных полномочий, в адрес главы администрации муниципального образования Ясногорский район направлена информация о выявленных органами государственного земельного контроля, а именно Ясногорским отделом Управления Росреестра по <адрес>; Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес>, в 2017-2019 годах нарушениях земельного законодательства в части использования на территории муниципального образования <адрес> земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования.

В связи с не устранением указанных нарушений, не осуществлением возложенных на администрацию муниципального образования Ясногорский район ст.72 Земельного кодекса РФ муниципального земельного контроля, ДД.ММ.ГГГГ за прокуратурой Ясногорского района в адрес администрации муниципального образования Ясногорский район внесено представление «Об устранении нарушений земельного законодательства в части осуществления муниципального земельного контроля».

Вместе с тем, с момента направления прокуратурой района в адрес администрации муниципального образования Ясногорский район от ДД.ММ.ГГГГ информации об имеющихся на территории <адрес>, собственниками земельных участков ФИО11, ФИО7, ФИО8, а также ФИО6, ФИО11, ФИО9, ФИО10 и иными лицами, нарушениях земельного законодательства и последующего внесения прокуратурой района представления от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений земельного законодательства в части осуществления муниципального земельного контроля» администрацией муниципального образования Ясногорский район, меры к проведению контрольных мероприятий в рамках имеющихся полномочий по осуществлению муниципального земельного контроля до настоящего времени не приняты.

В имеющихся в администрации муниципального образования Ясногорский район планах проведения плановых проверок на 2018, 2019 и 2020 годы проверки в отношении обозначенных выше земельных участков, принадлежащих физическим лицам, не включены.

Бездействие администрации муниципального образования Ясногорский район в вопросах осуществления муниципального земельного контроля и привлечения виновных лиц при наличии оснований к установленной законом ответственности породило многочисленные обращения правозащитной группы жителей <адрес> и д.<адрес> в различные инстанции, привело к созданию на территории муниципального образования <адрес> очага социальной напряженности.

Установив изложенные обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными федеральными нормами, суд признает доказанным бездействие администрации муниципального образования Ясногорский район по не исполнению возложенной на нее обязанности по осуществлению муниципального земельного контроля.

Учитывая, что отсутствие со стороны административного ответчика муниципального земельного контроля может создать благоприятную обстановку для различных правонарушений в сфере земельных отношений, в том числе для незаконного перевода их из одной категории в другую, несоблюдения требований об охране земель, нерациональному их использованию, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора <адрес> о возложении на административного ответчика обязанности в двухмесячный срок с момента вступления в законную силу судебного решения обязанности провести контрольные мероприятия по осуществлению муниципального земельного контроля в отношении расположенных в <адрес> земельных участков и земельных участков, принадлежащих ФИО6, ФИО11, ФИО9, ФИО12

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление прокурора Ясногорского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Ясногорский район о понуждении к исполнению контрольных полномочий в части осуществления муниципального земельного контроля, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ясногорский район, выразившееся в не проведении муниципального земельного контроля в отношении расположенных в <адрес> земельных участков и земельных участков, принадлежащих ФИО6, ФИО11, ФИО9, ФИО12

Обязать администрацию муниципального образования Ясногорский район в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу провести контрольные мероприятия по осуществлению муниципального земельного контроля в отношении расположенных в <адрес> земельных участков и земельных участков, принадлежащих ФИО6, ФИО11, ФИО9, ФИО12

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ясногорский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.Н. Савин