ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-411/2016 от 23.08.2016 Усти-катавского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2а-411/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Усть-Катав 23 августа 2016 года

Усть-Катавский городской суд Челябинской области в составе

председательствующего Феофиловой Л.В.

при секретаре Веряшкиной Ж.А.,

с участием прокурора Звонарева А.И., представителя ответчика Волочнева Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по исковому заявлению прокурора г.Усть-Катава Челябинской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области о признании постановления противоречащим федеральному законодательству и его отмене,

установил:

Прокурор г.Усть-Катава обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области (далее - администрации УКГО) о признании постановления администрации УКГО от 13 сентября 2010 года № 964 «Об отверждении муниципальной целевой программы Усть-Катавского городского округа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Усть-Катавский городской округ» до 2020 года» (далее - Муниципальной целевой Программы), противоречащим федеральному законодательству и его отмене.

В обосновании заявленных требований указал, что указанное постановление не соответствует требованиям законодательства, в связи с чем подлежит отмене. В нарушение действующего законодательства утвержденная муниципальная целевая программа содержит одновременно элементы «программы развития», утверждаемой в порядке 131-ФЗ и Градостроительным Кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), разрабатываемы в соответствии с требованиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 года № 502, и муниципальных программ, разрабатываемым и утверждаемым в порядке ст. 179 БК РФ, что недопустимо. Проект программы не опубликован на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не менее чем за 30 дней, не проведены публичные слушания.

Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов в силу п.п. «д» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96, является предпосылкой для коррупционных проявлений.

Неисполнение органами местного самоуправления возложенных на них полномочий в части разработки и утверждения программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования УКГО на обеспечение сбалансированного перспективного развития систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующую установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, на повышение качества предоставляемых для потребителей услуг в сфере электро, газо, тепло, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по утилизации твердых бытовых отходов.

Определением суда от 12 июля 2016 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Финансовое управление администрации УКГО (л.д. 56).

Прокурор в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал.

Представитель административного ответчика администрации УКГО Волочнев Д.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 61), против удовлетворения исковых требований возражал.

В письменных возражениях указал, что ни одним правовым актом, имеющим по отношению к Уставу муниципального образования высшую юридическую силу, исключительная компетенция представительных органов местного самоуправления по утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры не установлена.

В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), долгосрочные целевые программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.

Указанное правовое регулирование не распространяет свое действие на принятие планов и программ развития муниципального образования, отнесенное Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, поскольку понятия «программа развития» и «долгосрочная целевая программа» не идентичны по своему содержанию и назначению. Первые, как правило, предусматривают общие направления, стратегии и принципы развития муниципального образования, а также механизм их реализации. Долгосрочная целевая программа является системой взаимосвязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации мероприятий, направленных на решение конкретных проблем и достижение конечных результатов. Такие программы предусматривают расходные обязательства на выполнение конкретных мероприятий, подлежащих исполнению за счет средств местных бюджетов (л.д. 48-51).

Представитель Финансового управления администрации УКГО в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом (л.д. 100).

В судебном заседании 26 июля 2016 года начальник финансового управления администрации УКГО Логинова А.П., действующая на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 92), в удовлетворении исковых требовании просила отказать, пояснив, что оспариваемая Муниципальная целевая Программа существует с 2010 года, принята в рамках Бюджетного кодекса, кроме задач, содержит ресурсное обеспечение и включена в бюджет. По данной программе в течение года проведены расходы, приняты обязательства бюджета, проведены конкурсные процедуры, заключен контракт.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), прокурор праве обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Как установлено в судебном заседании, постановлением администрации УКГО от 13 сентября 2010 года № 964 утверждена муниципальная целевая программа УКГО «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Усть-Катавский городской округ до 2020 года» (л.д. 103-120).

Постановлением администрации УКГО от 31 декабря 2015 года № 1615 в указанную программу внесены изменения, она изложена в новой редакции (л.д. 11-36).

Муниципальная целевая Программа действует в редакции постановления администрации УКГО от 25 июля 2016 года (л.д. 67-68).

В соответствии со ст. 212 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (ч. 8).

Учитывая необходимость соблюдения принципа действия норм права во времени, при рассмотрении настоящего спора следует руководствоваться нормами, действовавшими на момент принятия оспариваемой Муниципальной целевой Программы.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно п. 4 ч. 10 ст. 35 Закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 28 Закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ на публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития муниципального образования.

Порядок принятия муниципальных программ (на момент принятия спорной Муниципальной целевой Программы - целевых программ) урегулирован Бюджетным Кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 179 БК РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования (ч. 1)

Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.

Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган (ч. 2).

В соответствии со ст. 29 Устава Усть-Катавского городского округа Челябинской области, утвержденного Решением Собрания депутатов Усть-Катавского городского округа Челябинской области от 24 июня 2009 № 116, Администрация городского округа: 1) разрабатывает проекты планов и программ социально-экономического развития городского округа; 2) реализует планы и программы социально-экономического развития городского округа; 3) координирует деятельность муниципальных унитарных предприятий и учреждений по реализации планов и программ социально-экономического развития городского округа; 4) разрабатывает, утверждает и реализует долгосрочные целевые программы в порядке, установленном правовым актом Администрации городского округа.

Согласно материалам дела, муниципальная целевая Программа содержит объемы и источники финансирования с разбивкой на уровни бюджетов, с указанием конкретных сумм, в разделе «Целевые показатели Программы» заложены определенные виды работ.

Постановлением администрации УКГО от 15 ноября 2013 года № 1659 (в редакции постановления от 21 декабря 2015 года № 1510), в соответствии со ст. 179 БК РФ, Муниципальная целевая программа включена в перечень муниципальных программ Усть-Катавского городского округа (л.д. 86-91).

В бюджете Усть-Катавского городского округа на ее исполнение заложено <данные изъяты> т.рублей (л.д. 71-85), освоение которых подтверждено представленными суду платежными поручениями (л.д. 63-66).

Учитывая изложенное, суд считает, что оспариваемая муниципальная целевая программа принята ответчиком в рамках своих полномочий, в соответствии со ст. 179 БК РФ.

Ссылку прокурора в подтверждение своих доводов на п. 23 ст. 1, ч. 5.1, 5.3 ст. 26, п. 7.3 ч. 1 ст. 6 ГрК РФ, постановление Правительства РФ от 14 июня 2013 года № 502, приказ Госстроя от 28 октября 2013 года № 397/ГС, приказ Госстроя от 01 октября 2013 года № 359/ГС, приказ Министерства регионального развития от 05 мая 2011 года № 204 следует признать несостоятельной, поскольку указанные нормативные акты приняты после принятия оспариваемой муниципальной целевой программы.

Указание в ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» на то, что программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры разрабатывается органом местного самоуправления в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований и утверждается представительным органом муниципального образования на выводы суда не влияет, поскольку статьей 1 настоящего Федерального закона к предмету его регулирования отнесено установление основ регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тогда как оспариваемая программа охватывает такие направления, как водоснабжение, водоотведение, теплопотребление, газоснабжение, электроснабжение, захоронение (утилизация) твердых бытовых отходов.

Аналогичное наименование не позволяет отнести муниципальную целевую программу к программе развития муниципального образования, принимаемой в порядке п. 3 ч. 3 ст. 28, п. 4 ч. 10 ст. 35 Закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, поскольку она в соответствии со ст. 179 БК РФ является частью расходных обязательств бюджета городского округа, разработка муниципальных целевых программ, организация их исполнения и отчет об их исполнении является частью бюджетного процесса, в рамках которого администрация УКГО обладает определенными полномочиями, в том числе, в отношении муниципальных целевых программ, как составной части бюджетного процесса.

Кроме того, Решением Собрания депутатов УКГО от 10 сентября 2008 года № 169 утверждена Стратегия социально-экономического развития Усть-Катавского городского округа до 2020 года, разделом 5.3. которой (Развитие инфраструктуры) предусмотрена разработка производственных и инвестиционных программ предприятий коммунального комплекса, программа кап. рем. жил. фонда, модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, газификация, строительство инженерной инфраструктуры, строительство сетей водоснабжения и водоотведения, водоразборных скважин, очистных сооружений, внутригородских и внутрипоселковых дорог.

Разделом 12 данной стратегии предусмотрено, что мониторинг реализации стратегии проводит отдел экономических отношений Управления «Экономических, имущественных и земельных отношений». Все подразделения органов местного самоуправления предоставляют ежеквартальную информацию в соответствии с разработанными комплексными программами социально-экономического развития и системой программных мероприятий:

Система программных мероприятий

Мероприятия комплексных программ социально-экономического развития характеризуются объемом и источниками финансирования, показателями эффективности (индикативными показателями), выполнение которых обеспечивает осуществление программы в целом.

В числе основных программ указана программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры (л.д. 153-155).

Учитывая изложенное, на момент принятия в рамках ст. 179 БК РФ оспариваемой муниципальной целевой программы, программа развития муниципального образования, содержащая раздел, посвященный развитию инфраструктуры, утвержденная в порядке, указанном прокурором, существовала.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 178 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований прокурора г. Усть-Катава, заявленных в интересах неопределенного круга лиц, о признании постановления администрации Усть-Катавского городского округа от 13 сентября 2010 года № 964 «Об отверждении муниципальной целевой программы Усть-Катавского городского округа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Усть-Катавский городской округ» до 2020 года», противоречащим федеральному законодательству и его отмене, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Усть-Катавский городской суд.

Председательствующий подпись Л.В.Феофилова Решение не вступило в законную силу