ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-411/2016 от 26.02.2016 Рославльского городского суда (Смоленская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Рославльский городской суд в составе:

председательствующего: Богдановой Е.А.

при секретаре: Прудниковой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ООО «ЭКО ИНВЕСТ» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) о признании незаконным приказа об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, размещению отходов 3-4 класса опасности и обязании выдачи лицензии,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «ЭКО ИНВЕСТ» обратилось в суд с иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) о признании незаконным приказа об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, размещению отходов 3-4 класса опасности и обязании выдачи лицензии.

В обоснование заявленных требований указывает на то, что администрацией муниципального образования «<адрес>» в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был объявлен конкурс на передачу в концессию действующего полигона ТБО, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося на балансе администрации МО «<адрес>, состоящего в ГРОРО, подвергающегося непрерывной эксплуатации и прошедшего необходимые экспертизы, комиссии и проверки.

ООО «ЭКО Инвест» приняло участие в конкурсе и по его результатам ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «<адрес>» и ООО «ЭКО Инвест» было заключено концессионное соглашение в отношении полигона по захоронению бытовых отходов, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «<адрес>» <адрес>, в соответствии с которым вышеуказанный полигон был передан в концессию ООО «ЭКО Инвест», о чем ДД.ММ.ГГГГ был подписан акт приема-передачи вышеуказанного полигона с МУП КПП <адрес>, которое его ранее эксплуатировало.

Земельный участок, на котором располагается полигон, передан в аренду Концессионеру и зарегистрирован в установленном законом порядке.

Согласно п.4.3 вышеуказанного соглашения концессионеру необходимо за свой счет получить лицензию для осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению твердых бытовых отходов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.03.2012г.№ 255 «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности».

ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЭКО Инвест» подало необходимые документы для получения лицензии по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, указав вид деятельности: размещение ТБО 4-5 класса опасности. Однако от Управления Росприроднадзора по <адрес> поступило уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений исх. от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым было необходимо предоставить документы для получения лицензии на сбор, транспортировку, размещение отходов 1-4 класса опасности, то есть лицензии нового образца, хотя на момент подачи ООО «ЭКО Инвест» документов на получении лицензии еще действовали лицензии «старого» образца.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЭКО Инвест» подало заявление с необходимыми документами о получении лицензии «нового» образца, однако получен отказ в рассмотрении документов на предоставление лицензии от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что проект Постановления Правительства РФ «О лицензировании деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности», где определено, как именно будет выдаваться данная лицензия, не вступил в силу.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЭКО ИНВЕСТ» обратилось в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> (далее - Росприроднадзор) с целью получения лицензии для сбора и размещения отходов 3-4 класса опасности.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Росприроднадзора по <адрес> ООО «ЭКО ИНВЕСТ» отказано в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, размещению отходов 3-4 класса опасности по тем основаниям, что полигон эксплуатируется на основании проекта «Расширение и реконструкция полигона, складирования ТБО» , <данные изъяты>», 2008г. Проектом предусматривался участок складирования ТБО площадью 6,19 га с разбивкой на 60 траншей.

Согласно п. 1.2 тома 1 «Общая пояснительная записка» указанного проекта открытая траншея подлежала засыпке по ранее разработанному проекту «Атомэнергостройпроект».

По проекту «Расширение и реконструкция полигона складирования ТБО» 03-17-00, ЗАО предприятие «<данные изъяты>», 2008г. имеется положительное заключение государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешением на строительство от ДД.ММ.ГГГГ» МО «<адрес>» <адрес> разрешена реконструкция объекта - «<данные изъяты>. Траншея » проект ЗАО предприятие <данные изъяты>».

Траншея введена в эксплуатацию разрешением от 27.02.2010г. № МУ «Комитет по городскому хозяйству и промышленному комплексу» МО «<адрес>» <адрес> разрешен ввод в эксплуатацию реконструированного объекта строительства - «<данные изъяты>. Траншея ».

В 2010 году на основании письма от ДД.ММ.ГГГГ МУ «Комитет по городскому хозяйству и промышленному комплексу» МО «<адрес>» выполнена корректировка тома 2 «Генеральный план» проекта , в соответствии с которой предусмотрено использование существующей траншеи . Из общей схемы планировки полигона ТБО исключён участок траншеи и разработан новый лист 6 «Схема планировки участка существующей траншеи ». Государственная экологическая экспертиза по проектной документации в связи с внесением изменений в проектную документацию не проводилась в нарушение требований п. 8 ст. 11 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Проектом полигона «Генеральный план» (том 2) в состав проектируемых сооружений полигона помимо прочего входят: на территории хозяйственной зоны: автомобильные весы, установка предочистки фильтрата; за пределами хозяйственной зоны: мойка мусоровозов и контейнеров, установка предочистки стоков от мойки; КНС за пределами полигона на сети хоз.-бытовой канализации. Указанные объекты, предусмотренные рабочим проектом, на полигоне ТБО отсутствуют.

Данные нарушения, по мнению Росприроднадзора, не соответствуют требованиям п.п.1 п.3 ст.8 ФЗ от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и п.п. а. п.3Положения олицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 года № 1062.

Истец не согласен с данным приказом по следующим основаниям.

Отказ в получении лицензии установлен ст.14 ФЗ от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ссылка на который в основаниях отказа отсутствует.

С 01 января 2007 года по 11 января 2009 года в отношении проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт организаций и иных объектов хозяйственной деятельности ( в том числе объектов размещения отходов) проводилась государственная экспертиза проектной документации, которую рабочий проект полигона ТБО прошел.

После 11 января 2009 года проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности, помимо представления на государственную экспертизу проектной документации должна была также представляться на государственную экологическую экспертизу.

В соответствии со ст. 49 ФЗ № 309 положение подпункта 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в редакции данного Федерального закона) не применяется к объектам, которые связаны с размещением и обезвреживанием отходов и введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до дня вступления в силу данного Федерального закона.

На основании изложенного, для получения лицензии, а также при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, в котором указывает для работ по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, - сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» за исключением объектов, которые связаны с размещением и обезвреживанием отходов и введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до 11 января 2009 года.

Проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности, введенных в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до 11 января 2009 года, в т.ч. до 1 января 2007 года не подлежит представлению на государственную экологическую экспертизу.

Кроме того, в соответствии с ответом № 137 от 28.10.2010 года ОГУ «Управление государственной экспертизы по Смоленской области» рассмотрев письмо о проведении повторной государственной экспертизы проектной документации «Расширение и реконструкция полигона складирования ТБО. <адрес>» в связи с корректировкой генерального плана, сообщило, что по проектной документации «Расширение и реконструкция полигона скла­дирования ТБО. <адрес>.» проведена государственная экспертиза и выдано положительное заключение от 15.01.2009 года 67-1-5-0015- 09.

В соответствии с п. 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 г. № 145, проектная документация направляется на государственную экспертизу повторно при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надёжность и безопасность объекта капитального строительства. В данном случае корректировка генерального плана объекта капитального строительства «Расширение и реконструкция полигона складирования ТБО. <адрес>.» не влияет на конструктивную надёжность и безопасность сооружения и поэтому не подлежит повторной государственной экспертизе. Полигон ТБО эксплуатируется с 1990 года, следовательно, сам Полигон включает в себя необходимый для выполнения заявленных работ комплекс зданий, строений, сооружений и помещений.

Согласно заключению ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по центральному федеральному округу» по оценке влияния Полигона складирования ТБО на компоненты окружающей среды (Смоленская область, Рославльский район, Богдановское сельское поселение) оценка воздействия полигона ТБО на окружающую природную среду проводилась в соответствии с требованиями Законов РФ «Об охране окружающей среды», «Земельного Кодекса РФ», а также других нормативных федеральных и региональных документов.

Проведенный в разделе ОВОС анализ природных особенностей территории района размещения полигона ТБО и оценка его воздействия на компоненты окружающей природной среды и социально-экономическую сферу позволяет сделать вывод, что полигон ТБО <адрес> в настоящее время оказывает минимальное воздействие на все компоненты окружающей среды в пределах установленных норм.

Возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан (человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью граждан), вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера не предполагается.

Таким образом сам факт отсутствия на территории Полигона объектов, предусмотренных проектом, а именно: в хозяйственной зоне: автомобильные весы, установка предочистки фильтрата; за пределами хозяйственной зоны: мойка мусоровозов и контейнеров, установка предочистки стоков от мойки; КНС за пределами полигона на сети хоз.бытовой канализации не является нарушением лицензиатом установленных требований.

С учетом изложенного, просит признать приказ от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> об отказе в предоставлении ООО «ЭКО ИНВЕСТ» лицензии на осуществление деятельности по сбору, размещению отходов 3-4 класса опасности незаконным и обязать ответчика выдать лицензию на осуществление деятельности по сбору, размещению отходов 3-4 класса опасности.

В судебном заседании представители истца ФИО2 и адвокат ФИО3 заявленные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика ФИО4 и ФИО5 исковые требования ООО «ЭКО ИНВЕСТ» не признали и пояснили, что истец обратился в Управление Росприроднадзора с заявлением о выдаче лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. На момент обращения истца в Управление с заявлением действовало старое законодательство, и заявителю было разъяснено, что лицензии «старого образца» действительны до ДД.ММ.ГГГГ. Заявление о выдаче лицензии находилось на рассмотрении три дня, в это время вступил в силу новый закон о лицензировании отдельных видов деятельности. Управлением была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО «ЭКО ИНВЕСТ» обязательных требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, связанных с соблюдением экологических требований в области охраны окружающей среды, в том числе соответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.

В ходе проверки были выявлены нарушения лицензионных требований. Так, полигон эксплуатируется на основании проекта «Расширение и реконструкция полигона складирования ТЬО» 2008 года, которым предусматривался участок складирования ТБО площадью 6,19 га с разбивкой на 60 траншей. Согласно указанного проекта открытая траншея подлежала засыпке. По данному проекту имеется положительное заключение государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешением на строительство от ДД.ММ.ГГГГ комитетом по городскому хозяйству и промышленному комплексу МО «<адрес>» разрешена реконструкция полигона складирования ТБО, траншея .

Траншея введена в эксплуатацию разрешением от ДД.ММ.ГГГГ. В 2010 году выполнена корректировка тома 2 Генерального плана проекта, где из общей схемы планировки полигона ТБО исключен участок траншеи .

Государственная экологическая экспертиза по проектной документации в связи с внесением изменений в проектную документацию не проводилась.

Проектом полигона «Генеральный план» в состав проектируемых сооружений полигона входят:

- на территории хозяйственной зоны: автомобильные весы; установка предочистки фильтрата;

- за пределами хозяйственной зоны: мойка мусоровозов и контейнеров; установка предочистки стоков от мойки;

- КНС, за пределами полигона на сети хоз-бытовой канализации.

Отсутствие указанных объектов, предусмотренных рабочим проектом на полигоне ТБО является основанием для отказа ООО «ЭКО ИНВЕСТ» в выдаче лицензии.

С учетом изложенного, полагают, что не имеется оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, а потому просят в иске отказать.

Представитель третьего лица - администрации муниципального образования «<адрес>» в судебное заседание не явился, в суд направлен письменный отзыв, в котором содержится просьба об удовлетворении исковых требований ООО «ЭКО ИНВЕСТ».

Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования ООО «ЭКО ИНВЕСТ» обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права полигон по захоронению бытовых отходов по адресу: Богдановское сельское поселение на праве собственности принадлежит муниципальному образованию «<адрес>».

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «<адрес>» и ООО «ЭКО ИНВЕСТ» заключено концессионное соглашение в отношении полигона ТБО о передаче полномочий по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, и полигон передан в концессию истцу, о чем ДД.ММ.ГГГГ подписан акт приема-передачи.

Полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения.

Согласно п.4.3 концессионного соглашения №1от 06 мая 2015 года концессионер обязуется за свой счет получить лицензию для осуществления деятельности по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 г. №255 «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности» в срок, не позднее 4 месяцев с даты заключения концессионного соглашения.

В силу п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

До заключения концессионного соглашения на основании приказа комитета имущественных и земельных отношений администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ полигон ТБО находился в хозяйственном ведении <данные изъяты>», которым ДД.ММ.ГГГГ была получена лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Порядок и основания приостановления, прекращения действия выданной лицензии, а также ее аннулирование установлен ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Из материалов дела не усматривается, что действие предоставленной МУП «<данные изъяты>» лицензии было прекращено либо данная лицензия аннулирована.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЭКО ИНВЕСТ» обратилось к ответчику с заявлением о получении лицензии, на что ответчиком было отказано в рассмотрении документов со ссылкой на то, что проект Постановления Правительства РФ «О лицензировании деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности» не вступил в законную силу.

Данное обстоятельство не могло послужить основанием для отказа в рассмотрении на момент обращения истца с таким заявлением и, по мнению суда, является надуманным.

При этом суд принимает во внимание и ответчиком не оспаривается тот факт, что ООО «ЭКО ИНВЕСТ» было рекомендовано осуществлять деятельность по лицензии «старого образца», выданной МУП «Комбинат коммунальных предприятий» МО «<адрес>».

ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратился в Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> с заявлением о получении лицензии для сбора и размещения отходов 3-4 класса опасности.

Приказом №577 от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал ООО «ЭКО ИНВЕСТ» в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, размещению отходов 3-4 класса опасности в связи с тем, что эксплуатация полигона не соответствует требованиям п.п.1 п.3 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и п.п. «а» п.3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.п.1 п.3 ст.8 ФЗ №99 в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования:

1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

В соответствии с п.п. «а» п.3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:

а) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;

Указанные положения не могут рассматриваться как основания для отказа в выдаче лицензии истцу.

Основания отказа в предоставлении лицензии предусмотрены ст.14 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и к ним относятся:

1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

3) представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в пункте 38 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона вид деятельности и прилагаемых к этому заявлению документов, если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.

Кроме того, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что согласно заключению ФГБУ «<данные изъяты>» по оценке влияния Полигона складирования ТБО на компоненты окружающей среды (<адрес> оценка воздействия полигона ТБО на окружающую природную среду проводилась в соответствии с требованиями Законов РФ «Об охране окружающей среды», «Земельного Кодекса РФ», а также других нормативных федеральных и региональных документов.

Проведенный анализ природных особенностей территории района размещения полигона ТБО и оценка его воздействия на компоненты окружающей природной среды и социально-экономическую сферу позволяет сделать вывод, что полигон ТБО <адрес> в настоящее время оказывает минимальное воздействие на все компоненты окружающей среды в пределах установленных норм.

Возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан (человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью граждан), вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера не предполагается.

По мнению суда, факт отсутствия на территории полигона объектов, предусмотренных проектом, а именно: в хозяйственной зоне: автомобильные весы, установка предочистки фильтрата; за пределами хозяйственной зоны: мойка мусоровозов и контейнеров, установка предочистки стоков от мойки; КНС за пределами полигона на сети хоз.бытовой канализации не является нарушением со стороны ООО «ЭКО ИНВЕСТ» установленных требований.

Таким образом,невыдача лицензииответчиком ООО «ЭКО ИНВЕСТ» на осуществление деятельности по сбору, размещению отходов 3-4 класса опасности противоречит общественным интересам и может привести к негативным последствиям.

Руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным приказ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ООО «ЭКО ИНВЕСТ» в выдаче лицензии на осуществление деятельности по сбору, размещению отходов 3-4 классов опасности.

Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области выдать ООО «ЭКО ИНВЕСТ» лицензию на осуществление деятельности по сбору, размещению отходов 3-4 класса опасности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через городской суд в течение месяца.

Судья Е.А.Богданова