ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-411/2022 от 12.10.2022 Красносельского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-411/2022

УИД 44RS0013-01-2022-000517-56

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 октября 2022 г. п. Красное-на-Волге

Красносельский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Буровой Е.И.,

при секретаре Васильевой О.Д.,

с участием представителя административного истца администрации Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области – главы Чапаевского сельского поселения Смирновой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области, судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Красносельскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области Сидоровой А.С. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

Администрация Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области (далее администрация Чапаевского сельского поселения) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области (далее УФССП России по Костромской области), судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов (далее ОСП) по Красносельскому району УФССП по Костромской области Сидоровой А.С. о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты>., установлению нового срока для исполнения требований исполнительного документа, бездействия, выражающегося в непринятии постановления об окончании исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ; о признании незаконным и отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного судебным приставом-исполнителем ОСП по Красносельскому району УФССП России по Костромской области Сидоровой А.С., о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения; об освобождении от уплаты исполнительского сбора. Требования мотивированы тем, что решением Красносельского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по делу по административному иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц на администрацию Чапаевского сельского поселения и администрацию Красносельского муниципального района Костромской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу возложена обязанность оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее ТКО) в соответствии с Санитарными правилами в следующих населенных пунктах: д. Высочки-2, Берсеменово, Бурцево, Голенево, Григорково, Григорово, Иевлево, Маныльцево, Новое, Подсосенье, Федорково-1, Федорково-2, Малинки, Строково. ДД.ММ.ГГГГ Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой администрации Красносельского муниципального района Костромской области были даны разъяснения каким образом должно исполняться решение суда. Как следует из разъяснений, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учетом положений Закона Костромской области от 04.12.2015 № 38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения» к вопросам местного значения и муниципального района и сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО. Администрацией Чапаевского сельского поселения данный вопрос реализован в полном объеме: с жителями д. Высочки-2, Берсеменово, Бурцево, Голенево, Григорково, Григорово, Иевлево, Маныльцево, Новое, Подсосенье, Федорково-1, Федорково-2 проведены собрания, где были определены места для сбора и удаления ТКО бестарным методом; в д. Малинки, Строково отведены места для установки контейнерных площадок, на данный момент администрацией Красносельского муниципального района в этих местах оборудованы площадки и установлены контейнеры для сбора ТКО; решением Совета депутатов Чапаевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении реестра размещения мест (площадок) накопления ТКО расположенных на территории Чапаевского сельского поселения <адрес>» (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО и схем их расположения. Таким образом, администрацией Чапаевского сельского поселения исполнен пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.20918 № 1039. Об этом в письменном виде были уведомлены Костромская межрайонная природоохранная прокуратура, Красносельский районный суд, служба судебных приставов Красносельского района. Тем самым сельским поселением исполнен пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения реестра, утвержденных Постановлением Правительства российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, в соответствии с которыми органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требовании к местам (площадкам) накопления ТКО. В силу п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обращения с ТКО относятся создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, когда такая обязанность возложена на других лиц. За сельскими поселениями такие полномочия законом не закреплены, в связи с чем утверждение ими реестров мест (площадок) накопления ТКО и схем их расположения является исчерпывающим участием в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов. Фактическое создание и оборудование мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям администрации муниципального района. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Красносельскому району Сидоровой А.С. в отношении администрации Чапаевского сельского поселения возбуждено исполнительное производство -ИП, ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. С действиями судебного пристава-исполнителя по взысканию исполнительского сбора, а также с длительным бездействием, выражающимся в непринятии постановления об окончании исполнительного производства администрация сельского поселения не согласна, поскольку решение суда было исполнено в ДД.ММ.ГГГГ г. решением Совета депутатов Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ № 34 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Чапаевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении реестра размещения мест (площадок) накопления ТКО на территории Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области». Таким образом, очевидно, что административным ответчиком осуществляется бездействие, выражающееся в непринятии постановления об окончании исполнительного производства, а также незаконно принято решение об установлении нового срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Ссылаясь на положения ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», полагает, что поскольку решением суда обязанности по оборудованию мест (площадок) для накопления ТКО были возложены солидарно на администрацию поселения и администрацию района, судебным приставом-исполнителем неверно исчислена сумма исполнительского сбора.

В ходе судебного разбирательства представитель административного истца Смирнова Г.А. неоднократно уточняла исковые требования, окончательно сформулировала их в следующем виде: просила освободить администрацию Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. по постановлению о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, остальные ранее заявленные административные исковые требования не поддержала.

В судебном заседании представитель административного истца Смирнова Г.А. административные исковые требования поддержала с учетом уточнений по основаниям, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснила, что решение суда от ДД.ММ.ГГГГ администрацией сельского поселения исполнено. Решением Совета депутатов Чапаевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ мы внесли изменения в реестр контейнерных площадок и опубликовали его в общественно-политической газете Чапаевский вестник. Решением Совета депутатов Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № 33 «О внесении изменений в Решение Совета депутатов № 44 от 31.01.2017 в Правила благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка территории Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области» внесены изменения в Правила благоустройства территории Чапаевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, а именно был предусмотрен бестарный метод сбора и удаления (вывоза) ТКО. Решением Совета депутатов Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г. № 34 «О внесении изменений в Решение Совета депутатов от 11 ноября 2019 г. № 142 «Об утверждении реестра размещения мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области» внесены изменения в Решение Совета депутатов Чапаевского сельского поселения от 11 ноября 2019 г. № 142 – на территории н.п. Высочки-2, Берсеменово, Бурцево, Голенево, Григорково, Григорово, Иевлево, Малинки, Маныльцево, Новое, Подсосенье, Строково, Федорково-1, Федорково-2 созданы места накопления ТКО, способ накопления отходов в которых – бестарный.

Административный ответчик УФССП России по Костромской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил. Ранее участвуя в судебном заседании, представитель административного ответчика УФССП России по Костромской области – временно исполняющая обязанности начальника отделения судебных приставов по Красносельскому района УФССП по Костромской области Седова Е.С. административные исковые требования не признавала, полагала доводы административного истца необоснованными и неподлежащими удовлетворению. В судебном заседании пояснила, что в ОСП по Красносельскому району на исполнении находится исполнительное производство -ИП о возложении на администрацию Чапаевского сельского поселения и администрацию Красносельского муниципального района до ДД.ММ.ГГГГ создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в следующих населенных пунктах: Высочки-2, Берсеменово, Бурцево, Голенево, Григорково, Григорово, Иевлево, Малинки, Маныльцево, Новое, Строково, Федорково-1, Федоровское-2, оборудовать места (площадки) для накопления ТКО в соответствии с санитарными правилами. ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП, постановление о возбуждении направлено должнику ДД.ММ.ГГГГ и получено администрацией Чапаевского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ путем электронного документооборота. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, ДД.ММ.ГГГГ постановление получено администрацией сельского поселения путем электронного документооборота. Должником в ОСП не предоставлено документов, подтверждающих исполнение решения суда в полном объеме. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ решение суда не исполнено, исполнительное производство не окончено и находится на исполнении. После окончательного уточнения административных исковых требований административным истцом, не возражала против освобождения администрации Чапаевского сельского поселения от взыскания исполнительского сбора.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Красносельскому району УФССП по Костромской области Сидорова А.С. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о дате, месте и времени судебного заседания.

Заинтересованное лицо Костромской межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в предоставленном в суд отзыве и.о. Костромского межрайонного природоохранного прокурора Михин А.А. указал, что в настоящее время решение суда от ДД.ММ.ГГГГ администрацией сельского поселения исполнено. Так Решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ в Правила благоустройства поселения внесены изменения, предусматривающие бестарный способ накопления ТКО на территории поселения. Решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ в реестр мест накопления ТКО (контейнерных площадок), утвержденный решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, внесены изменения, в соответствии с которыми на территории н.п. Высочки-2, Берсеменово, Бурцево, Голенево, Григорково, Григорово, Иевлево, Малинки, Маныльцево, Новое, Подсосенье, Строково, Федорково-1, Федорково-2 созданы места накопления ТКО, способ накопления отходов в которых – бестарный. Изложенное соответствует п. 12 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Костромской области, утвержденного постановлением Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым в случаях, предусмотренных правилами благоустройства территории муниципального образования Костромской области, органы местного самоуправления вправе определять схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории индивидуальной жилой застройки бестарным способом. При этом, согласно п. 10 Правил в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Таким образом, создание мест накопления отходов, накопление на которых осуществляется бестарным способом, соответствует федеральному законодательству и свидетельствует об исполнении администрацией поселения решения суда, в связи с чем исполнительное производство подлежит окончанию. Просил судебное заседание провести в отсутствии представителя прокуратуры.

Заинтересованное лицо администрация Красносельского муниципального района Костромской области в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в отсутствии представителя. В ранее поступившим в суд отзыве представитель администрации по доверенности Виноградов Б.Л. указал, что администрация муниципального района считает действия должностных лиц отделения судебных приставов по Красносельскому району УФССП России по Костромской области законными. Полагал, что исполнительное производство -ИП в отношении администрации Чапаевского сельского поселения не может быть окончено, а постановление судебного-пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора отменено, так как решение суда должником не исполнено. В исполнительном листе обязанность по исполнению решения суда возложена на администрацию Чапаевского сельского поселения и администрацию Красносельского муниципального района, градации в части разграничения исполнения действий каждого должника отсутствует. В силу действующего законодательства, за органами местного самоуправления сельских поселений закреплены полномочия по организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов. По мнению администрации муниципального района, орган местного самоуправления сельского поселения обязан оборудовать места накопления твердых коммунальных отходов для нужд потребителей на территории сельского поселения.

Представитель заинтересованного лица Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В поступившем в суд отзыве представитель Департамента по доверенности Баркасов И.Н. указал, что на территории Костромской области действует Закон Костромской области от 04.12.2015 № 38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения», иного правового регулирования, в том числе закона Костромской области, уполномочивающего органы местного самоуправления сельских поселений осуществлять полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не имеется. Отдельный контракт между региональным оператором и сельскими поселениями Красносельского муниципального района Костромской области на вывоз ТКО не заключался. Просил о проведении судебного заседания в отсутствии представителя Департамента.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, материалы исполнительного производства -ИП, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ч. ч. 1,2 ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

В соответствии со ст. 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Положениями ч. 1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

В соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

В силу ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

При этом основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст. 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

В данном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

Как следует из материалов дела, решением Красносельского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по делу по административному иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц на администрацию Чапаевского сельского поселения Костромской области и администрацию Красносельского муниципального района Костромской области возложена обязанность до ДД.ММ.ГГГГ создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в следующих населенных пунктах: Высочки-2, Берсеменово, Бурцево, Голенево, Григорково, Григорово, Иевлево, Малинки, Маныльцево, Новое, Подсосенье, Строково, Федорково-1, Федоровское-2, оборудовать указанные места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарными правилами.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Красносельскому району УФССП России по Костромской области на основании исполнительного листа, выданного по административному делу ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Также в указанном постановлении имеется предупреждение должника о возможности взыскания с него исполнительского сбора за нарушение срока, предоставленного для добровольного исполнения требований без уважительных причин. Данное постановление не обжаловалось, однако требования, содержащиеся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, исполнены не были.

ДД.ММ.ГГГГ постановление о возбуждении исполнительного производства было направлено в адрес администрации Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района <адрес>.

Поскольку исполнительный документ административным истцом в срок, установленный для добровольного исполнения, в полном объеме исполнен не был, судебным приставом - исполнителем ОСП по Красносельскому району УФССП России по Костромской области обоснованно ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб.

Постановление о взыскании исполнительского сбора получено администрацией Чапаевского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов Чапаевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № 170 внесены изменения в реестр контейнерных площадок и опубликованы в общественно-политической газете Чапаевский вестник. Решением Совета депутатов Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № 33 «О внесении изменений в Решение Совета депутатов № 44 от 31.01.2017 в Правила благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка территории Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области» внесены изменения в Правила благоустройства территории Чапаевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № 44, а именно был предусмотрен бестарный метод сбора и удаления (вывоза) ТКО. Решением Совета депутатов Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Решение Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ г. № 142 «Об утверждении реестра размещения мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района <адрес>» внесены изменения в Решение Совета депутатов Чапаевского сельского поселения от 11 ноября 2019 г. № 142 – на территории н.п. Высочки-2, Берсеменово, Бурцево, Голенево, Григорково, Григорово, Иевлево, Малинки, Маныльцево, Новое, Подсосенье, Строково, Федорково-1, Федорково-2 созданы места накопления ТКО, способ накопления отходов в которых – бестарный.

В связи с чем суд находит доводы представителя административного истца о том, что администрацией Чапаевского сельского поселения приняты меры по исполнению решения суда заслуживающими внимания.

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с ТКО регламентированы Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со ст. 1 названного закона под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с ТКО относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.

В силу пунктов 3 и 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.

В п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с ТКО на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Закон Костромской области, наделяющий органы местного самоуправления сельских поселений полномочиями в области обращения с ТКО отсутствует.

В ст. 1 Закона Костромской области от 4 декабря 2015 г. № 38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения» за сельскими поселениями Костромской области закреплен вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, содержание термина «организация», используемого в Федеральном законе № 131-ФЗ при определении вопросов местного значения должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности (Постановление от 29 марта 2011 г. № 2-П).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 26 апреля 2016 г. № 13-П, законодатель, будучи связан вытекающим из конституционного принципа равенства всех перед законом требованием формальной определенности правовых норм, должен стремиться к тому, чтобы компетенция муниципальных образований была определена ясным, четким и непротиворечивым образом, в том числе с точки зрения используемой законодателем юридической терминологии, а соответствующее правовое регулирование позволяло бы разграничить вопросы местного значения, решение которых возложено на органы местного самоуправления, и вопросы государственного значения, решение которых возложено на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также обеспечивало бы взаимосогласованную регламентацию полномочий органов местного самоуправления нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности.

С учетом системного толкования приведенных положений действующего федерального, регионального и местного законодательства, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что за сельским поселением закреплены в данном случае только полномочия по участию в организации деятельности по накоплению и транспортировке ТКО, тогда как обязанность по непосредственному созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям муниципального района.

Оценив в совокупности представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, что в данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует, поскольку исполнение решения суда администрацией Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области поставлено в зависимость от исполнения полномочий администрацией Красносельского муниципального района. В течение установленного судебным приставом-исполнителем пятидневного срока реальное исполнение решения суда невозможно по указанным выше причинам.

Доказательств тому, что администрация Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области умышленно уклонялась от исполнения решения суда в установленный 5-дневный срок, не представлено.

На основании изложенного, суд считает возможным освободить администрацию Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от уплаты исполнительского сбора.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление администрации Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области удовлетворить.

Освободить администрацию Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. по постановлению о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, принятого к исполнению в рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Красносельский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.И. Бурова

Мотивированное решение суда изготовлено 13 октября 2022 г.

Судья Е.И. Бурова