Дело № 2а-411 /2022
Уникальный идентификатор дела
44RS0004-01-2022-000547-55
Мотивированное решение
изготовлено 18 июля 2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Мантурово 18 июля 2022 года
Мантуровский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Громовой С.А.,
при секретаре Смирновой А.Б.,
рассмотрев административное исковое заявление Мантуровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Мантурово Костромской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности организовать осуществление ведомственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок и принятии правового акта, регулирующего порядок осуществления указанного контроля,
У С Т А Н О В И Л:
В Мантуровский районный суд Костромской области обратился Мантуровский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Мантурово Костромской области (далее по тексту администрация г.о.г. Мантурово) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности организовать осуществление ведомственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок и принятии правового акта, регулирующего порядок осуществления указанного контроля. Требования мотивированы тем, что Мантуровской межрайонной прокуратурой в апреле 2022 года проведена проверка исполнения администрацией г.о.г Мантурово требований законодательства в сфере оплаты заказчиками обязательств по исполненным муниципальным контрактам, в ходе которой выявлены нарушения закона. Проверкой установлено, что администрацией г.о.г.Мантурово не организован ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных ей заказчиков, в том числе, не принят порядок осуществления указанного контроля. По факту выявленных нарушений 11.04.2022 года главе г.о.г. Мантурово внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено 23.05.2022 года. Согласно ответу администрации на представление, проект нормативно-правового акта, определяющего порядок осуществления ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд г.о.г. Мантурово будет разработан в срок до 01.06.2022г. Вместе с тем по состоянию на 30.06.2022г. конкретных мер, направленных на устранение выявленных нарушений, органом местного самоуправления не принято, правовой акт, регулирующий порядок осуществления рассматриваемого вида ведомственного контроля, не принят. Отсутствие организации ведомственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в том числе отсутствие правового акта, регулирующего порядок осуществления указанного контроля, также влечет невозможность эффективного предупреждения, выявления и пресечения нарушений, связанных с нерациональным и нецелевым использованием подведомственными администрации г.о.г.Мантурово заказчиками денежных средств, направленных из бюджета муниципального образования на финансирование деятельности муниципальных учреждений и осуществления ими закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд, то есть нарушает интересы муниципального образования г.о.г. Мантурово.
В судебном заседании прокурор Лебедева Д.П. исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик – администрация г.о.г. Мантурово Костромской области, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв на административное исковое заявление прокурора, согласно которого исковые требования признает в полном объеме и ходатайствует о рассмотрении административного дела в отсутствие административного ответчика.
Выслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Законодательство Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, ГК РФ, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из названного федерального закона и других федеральных законов, регулирующих данные отношения( ч.1 ст.2 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно ч.3 ст.2 Федерального закона N 44-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в ч.1 ст.1 этого закона.
В соответствии со ст.6 Федерального закона N 44-ФЗ к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии со ст. 100 Федерального закона N 44-ФЗ муниципальные органы осуществляют ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков в порядке, установленном местной администрацией.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Федеральным законом N 44-ФЗ предусмотрена обязанность административного ответчика осуществлять ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных ему заказчиков в порядке, установленном администрацией г.о.г.Мантурово.
По итогам проведенной прокурорской проверки главе г.о.г.Мантурово 11 апреля 2022 года заместителем Мантуровского межрайонного прокурора внесено представление об устранении нарушений законодательства, в том числе законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. В представлении прокурор требовал принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений и условий, им способствующих, а именно: организовать осуществление ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков, в том числе, разработать и принять правовой акт, регулирующий порядок осуществления указанного контроля (л.д.8-15).
В ответе от 23 мая 2022 года №1830 на представление прокурора, глава г.о.г.Мантурово сообщил, что проект нормативного правового акта, определяющего порядок осуществления ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд г.о.г. Мантурово будет разработан в срок до 01.06.2022 года (л.д.16-17).
Из ответа администрации г.о.г. Мантурово от 22 июня 2022 года №2243 на запрос заместителя Мантуровского межрайонного прокурора следует, что актов о предоставлении сведений о принятых муниципальных нормативных правовых актах, определяющих порядок осуществления ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, администрацией г.о.г.Мантурово не принималось (л.д.19).
На основании изложенного суд приходит к выводу, что до настоящего времени предусмотренный законом правовой акт, порядок осуществления ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, административным ответчиком не принят.
Таким образом, требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации г.о.г. Мантурово в части непринятия мер к организации осуществления ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков, в том числе, в части непринятия мер по разработке и утверждению правового акта, регулирующего порядок осуществления указанного контроля, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Мантуровского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать бездействие администрации городского округа город Мантурово Костромской области в части непринятия мер к организации осуществления ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков, в том числе, в части непринятия мер по разработке и утверждению правового акта, регулирующего порядок осуществления указанного контроля, незаконным.
Обязать администрацию городского округа город Мантурово Костромской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать осуществление ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков и принять правовой акт, регулирующий порядок осуществления указанного контроля.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Громова