ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-411/2023 от 11.10.2023 Волосовского районного суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-411/2023

47RS0002-01-2023-000346-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Волосово 11 октября 2023 года

Волосовский районный суд Ленинградской области в составе:

судьи Красильникова А.В.,

при секретаре ФИО2,

с участием административного истца прокурора ФИО4, представителя административного ответчика администрации МО Калитинское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области - ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Волосовского района Ленинградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Калитинское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области, администрации МО Клопицкое сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области, администрации МО Рабитицкое сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области, администрации МО Сабское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Волосовского района Ленинградской области обратился в Волосовский районный суд с иском к администрации МО Калитинское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области, администрации МО Клопицкое сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области, администрации МО Рабитицкое сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области, администрации МО Сабское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области, в котором с учетом принятых судом в порядке ст. 46 КАС РФ уточнений просит признать незаконным бездействие ответчиков, выразившегося в части отсутствия проведения мероприятий, направленных на обеспыливание автомобильных дорог местного значения, обязать ответчиков принять меры, направленные на обеспыливание автомобильных дорог местного значения на территории поселений до ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований административный истец указывает, что прокуратурой Волосовского района Ленинградской области проведен анализ исполнения ответчиками законодательства об автомобильных дорогах и муниципальной собственности в части содержания автомобильных дорог местного значения, по результатам которых в деятельности администрации МО Калитинское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области, администрации МО Клопицкое сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области, администрации МО Рабитицкое сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области, администрации МО Сабское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области выявлены нарушения в части выполнения ответчиками работ по обеспыливанию пылящих проезжих частей автомобильных дорог местного значения (грунтовых дорог), расположенных на территориях данных поселений.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Глав администраций были направлены представлениях об устранении нарушения законодательства, которые к устранению допущенных нарушений не привели.

Невыполнение работ по обеспыливанию пылящихся покрытий проезжих частей создает угрозу безопасности дорожного движения.

Ссылаясь на ГОСТ Р 59201-2021 и ГОСТ Р 113.16.01-2020, ФЗ от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», истец просит его требования удовлетворить.

В судебном заседании прокурор ФИО4 административный иск поддержала, просила его удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель ответчика администрации МО Калитинское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области - ФИО3 возражал против удовлетворения административного иска истца, указывая на то, что в ГОСТе Р 59201-2021 содержится прямой запрет на проведение работ по обеспыливанию автомобильных дорог местного значения на землях населенных пунктах.

Представители административных ответчиков администрации МО Клопицкое сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области, администрации МО Рабитицкое сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области, администрации МО Сабское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области, уведомленные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явились, ранее представили возражения на административный иск истца.

Представитель заинтересованного лица Министерство транспорта РФ, уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явился.

Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте его рассмотрения, их явка не признана судом обязательной, в связи с чем, суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав стороны, суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) (пункт 1); ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (пункт 11); содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на ней; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).

Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ.

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:

осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;

утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;

осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;

осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Осуществление дорожной деятельности - собирательное понятие, включающее в себя разнообразные мероприятия, связанные с проектированием, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом не только автомобильных дорог, но и объектов дорожного сервиса. В частности, в перечень мероприятий по содержанию автомобильных дорог могут быть включены мероприятия по содержанию мостовых сооружений, комплекса электроснабжения, линий электроосвещения, нанесение дорожной разметки, паспортизация автомобильных дорог, замена дорожных знаков, установка дорожных знаков и ограждений, вырубка кустарника, обеспыливание проезжей части, устранение повреждений покрытия, озеленение транспортных развязок; мероприятия по ремонту автомобильных дорог могут включать в себя восстановление дорожного покрытия, устройство защитного слоя покрытия, ремонт мостовых сооружений, путепроводов, ремонт автобусных остановок, замену дорожных ограждений, устройство электроосвещения, устройство берегозащитных сооружений; мероприятия по реконструкции и строительству автомобильных дорог предполагают устройство надземных пешеходных переходов, строительство мостовых переходов и т.д., и т.п.

ГОСТ Р 113.16.01-2020 «Наилучшие доступные технологии. Пылеподавление и предотвращение смерзаемости с применением средств на основе хлористого кальция, хлористого магния и хлористого натрия» устанавливает требования к пылеподавлению (обеспыливанию) и предотвращению смерзаемости с применением средств на основе хлористого кальция, хлористого магния и хлористого натрия в различных отрасля: экономики:

пылеподавление на хвостохранилищах и отвалах при добыче горны: пород и угля;

пылеподавление при перевозке, перевалке, складировании и хранении сыпучих материалов;

пылеподавление на автомобильных дорогах общего пользования всех классов со всеми типами дорожных одежд (низшим, переходным и усовершенствованным), в том числе на улично-дорожной сети в населенных пунктах;

пылеподавление на технологических дорогах разрезов и карьеров по добыче горнорудных материалов, а также угля;

пылеподавление при ремонтах, демонтаже и сносе зданий и сооружений (строительная пыль);

предотвращение смерзаемости угля и рудных материалов при их транспортировке;

профилактическая обработка внутренних поверхностей полувагонов грузовиков, бункеров и др. при отгрузках угля и других рудных материалов против смерзания сыпучих грузов;

размораживание смерзшихся рудных материалов, а также угля.

ГОСТ Р 59201-2021 «Дороги автомобильные общего пользования, Капитальный ремонт, ремонт и содержание. Технические правила» устанавливает технические правила капитального ремонта, ремонта к содержания автомобильных дорог общего пользования с целью обеспечения сохранности и улучшения условий непрерывного, безопасного и комфортного движения автомобилей с установленными скоростями и нагрузками, а также охраны окружающей среды.

ГОСТ Р 59201-2021 предназначен для использования органами управления дорожным хозяйством и подрядными организациями, осуществляющими мероприятия по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования. Требования ГОСТ Р 59201-2021 не распространяются на автомобильные дороги промышленных, строительных, лесных и иных производственных предприятий, дороги, предназначенные для временного использования, дороги, расположенные е специальных зонах отчуждения и сооружаемые для нужд обороны или исключительно в спортивных целях.

Кроме того, технические требования настоящего стандарта также не распространяются на улицы населенных пунктов (ч. 1 ГОСТ Р 59201-2021).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Волосовского района Ленинградской области была проведена проверка исполнения ответчиками законодательства об автомобильных дорогах и муниципальной собственности в части содержания автомобильных дорог местного значения, по результатам которых в деятельности администрации МО Калитинское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области, администрации МО Клопицкое сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области, администрации МО Рабитицкое сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области, администрации МО Сабское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области выявлены нарушения в части выполнения ответчиками работ по обеспыливанию пылящих проезжих частей автомобильных дорог местного значения (грунтовых дорог), расположенных на территориях данных поселений.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Глав администраций были направлены представления об устранении нарушения законодательства, которые не были устранены.

В обоснование административного иска прокурором указывается, что невыполнение работ по обеспыливанию пылящихся покрытий проезжих частей на территории муниципальных образований создает угрозу безопасности дорожного движения. При этом требования основаны на применении технических материалов в виде хлористого кальция, солей и т.п., правила применения которых определены в ГОСТе Р 113.16.01-2020 и ГОСТе Р 59201-2021.

Учитывая вышеизложенные нормы права, обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска истца, поскольку требованиями ГОСТ Р 59201-2021, определяющим именно содержание автомобильных дорог с применением технических материалов, предусмотрен запрет на применение органических и гигроскопичных материалов на улицах населенных пунктов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административному исковому заявлению прокурора Волосовского района Ленинградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Калитинское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области, администрации МО Клопицкое сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области, администрации МО Рабитицкое сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области, администрации МО Сабское сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Ленинградского областного суда через Волосовский районный суд Ленинградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в порядке, предусмотренном ст.ст. 297-299 КАС РФ.

Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено 19 октября 2023 года.