ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4124/2021 от 18.11.2021 Индустриального районного суда г. Перми (Пермский край)

2а-4124/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Пермь 18 ноября 2021 г.

Индустриальный районный суд г. Перми в составе:

федерального судьи Реутских П. С.,

при секретаре Паршаковой В. Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гладких Н. В. об оспаривании уведомления Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

административный истец обратился в суд с указанными выше требованиями, указав в их обоснование следующее.

Административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты>, по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуальной жилой застройки; и расположенного на нем индивидуального жилого дома с кадастровым номером . ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми с заявлением (уведомлением) о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, приложив необходимый пакет документов. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом получено оспариваемое уведомление - № о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, поскольку:

- земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне центра обслуживания рекреационных территорий (Ц-4), в которой, в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Перми, отсутствует вид разрешенного использования земельного участка, предполагающий возможность строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства;

- земельный участок с кадастровым номером расположен в границах рекреационной зоны особо охраняемой природной территории «Черняевский лес», установленной решением Пермской Городской Думы № 321 от 22.12.2009.

Административный истец полагает оспариваемое постановление незаконным, указав, что расположение земельного участка в территориальной зоне Ц-4 не может свидетельствовать о наличии препятствий в оформлении разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома, находящемся на данном земельном участке, поскольку указанный земельный участок был предоставлен на праве аренды «под индивидуальные жилые дома» по договору от ДД.ММ.ГГГГИ; при принятии Правил землепользования и застройки г. Перми, градостроительного регламента, и, соответственно, при установлении территориального зонирования не было учтено уже существующее фактическое использование территории.

В связи с изложенным, административный истец просит признать незаконным уведомление Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства, установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке; возложить на Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми обязанность повторно рассмотреть уведомление Гладких Н. В. о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. Встречная, и выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве (реконструкции) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Административный истец Гладких Н. В. и ее представитель Левкович А. С. о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд не явились, направили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика и заинтересованного лица – администрации г. Перми, в суд не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, и письменные возражения, в которых указала, что с заявленными требованиями не согласна, поскольку в территориальной зоне Ц-4 отсутствует вид разрешенного использования земельного участка, предполагающий возможность строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. Кроме того, административному истцу было предложено предоставить положительное заключение на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства в особо охраняемой природной территории местного значения – охраняемого ландшафта «Черняевский лес». Такое заключение не предоставлено.

Исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Административный истец на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ является собственником индивидуального жилого дома с кадастровым номером площадью 70.2 м2 (л.д. 12-14), расположенного на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты>, по адресу: г. Пермь, ул. Встречная, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальные жилые дома, предоставленном административному истцу на праве аренды на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, что следует из выписки из ЕГРН.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми с уведомлением о планируемой реконструкции жилого дома с кадастровым номером , планируемые параметры: надземных этажей – 1, высота 6 м, площадь застройки <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми административному истцу направлено уведомление № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, уведомив:

1) о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства по следующим основаниям:

- земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне центра обслуживания рекреационных территорий (Ц-4). В соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Перми в данной территориальной зоне отсутствует вид разрешенного использования земельного участка, предполагающий возможность строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства;

2) о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по следующим основаниям:

- земельный участок с кадастровым номером расположен в границах рекреационной зоны особо охраняемой природной территории «Черняевский лес», установленной решением Пермской Городской Думы № 321 от 22.12.2009. Постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение об особо охраняемой природной территории местного значения – охраняемом природном ландшафте «Черняевский лес». В соответствии с п. 5.4 упомянутого постановления, рекреационная зона - зона, предназначенная для осмотра достопримечательностей лесных участков, полноценного кратковременного отдыха в природных условиях, организации экологического просвещения и обеспечения посетителей информацией, а также для размещения объектов, связанных с этими целями. В пределах данной зоны предусмотрено размещение основной части туристских маршрутов с видовыми точками, тропами и местами отдыха, оборудованными укрытиями от непогоды, кострищами с запасом дров, указателями, аншлагами и схемами размещения достопримечательных объектов.

Таким образом, строительство, реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства в границах рекреационной зоны недопустимо.

Разрешая заявленные административным истцом требования о признании уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, суд учитывает следующие обстоятельства.

В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 85 ЗК РФ, границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:

виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;

их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

В соответствии с п. 1 и 3 ч. 1 ст. 30 ГрК РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях, среди прочего, создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 8 и 9 ст. 36 ГрК РФ, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Реконструкция таких объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.

В соответствии с ч. 1-2 ст. 38 ГрК РФ, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:

1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;

2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;

4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;

В случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предусмотренные пунктами 2 - 4 части 1 настоящей статьи предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.

Наряду с указанными в пунктах 2 - 4 части 1 настоящей статьи предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.

В соответствии с ч. 1, 6, 7, 10 и 11 ст. 51.1 ГрК РФ, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве)

В случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, или документов, предусмотренных пунктами 2 - 4 части 3 настоящей статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве возвращает застройщику данное уведомление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление о планируемом строительстве считается ненаправленным.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

В соответствии со ст. 1 гл. 1, п.п. 3 и 4 ст. 6 и п. 1 и 2 ст. 7 гл. 2, ст. 52.1 гл. 15 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных Решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143, реконструкцией признается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (этажности), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения; градостроительный регламент - устанавливаемые настоящими Правилами в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленные утвержденными границами зон охраны объектов культурного наследия, санитарно-защитными, водоохранными зонами и иными зонами с особыми условиями использования территорий.

Земельные участки и объекты капитального строительства, существовавшие на законных основаниях до введения в действие настоящих Правил, после введения их в действие и (или) внесения в них изменений являются не соответствующими настоящим Правилам в случаях, когда:

- имеют вид (виды) использования, который не поименован как разрешенный для соответствующих территориальных зон в главе 15 настоящих Правил;

- имеют вид (виды) использования, который поименован как разрешенный для соответствующих территориальных зон в главе 15 настоящих Правил, но расположены в границах зон с особыми условиями использования территорий, в пределах которых не предусмотрено размещение соответствующих объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- имеют параметры меньше или больше допустимых значений, установленных главой 15 настоящих Правил применительно к соответствующим территориальным зонам.

Использование земельных участков и объектов капитального строительства, определенных частью 3 настоящей статьи, определяется в соответствии с частями 8-10 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 7 настоящих Правил.

Земельные участки и объекты капитального строительства, указанные в частях 3, 4 статьи 6, а также ставшие не соответствующими настоящим Правилам после внесения изменений в настоящие Правила, могут использоваться без установления срока их приведения в соответствие с настоящими Правилами, за исключением, установленным федеральными законами и настоящими Правилами.

Все изменения не соответствующих настоящим Правилам объектов капитального строительства, осуществляемые путем изменения видов и интенсивности их использования, строительных параметров, могут производиться только в направлении приведения их в соответствие с настоящими Правилами.

Не допускается увеличивать площадь и строительный объем объектов капитального строительства, указанных в пунктах 1, 2 части 3 статьи 6 настоящих Правил.

Зона центра обслуживания рекреационных территорий Ц-4 выделена для обеспечения правовых условий формирования и развития общественных центров на городских рекреационных территориях с широким спектром обслуживающих функций.

Предельный параметр разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства:

предельная высота зданий, строений - не более 4 этажей.

Данный предельный параметр разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не действует в отношении территорий, для которых установлены подзоны с иными предельными параметрами высоты/этажности.

Максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка, установлению не подлежит, за исключением случаев, установленных градостроительным регламентом настоящей территориальной зоны.

Максимальный выступ за красную линию нависающих частей здания наземных уровней, выступающих из плоскости наружной стены фасада здания на высоте не менее 4,5 м над территорией общего пользования, составляет не более 1,2 м от красной линии. В случаях когда линия регулирования застройки отличается от красной линии, указанный выступ может быть произведен за линию регулирования застройки.

Минимальный отступ от границ земельного участка до места допустимого размещения зданий, строений - 0 м.

В соответствии с п. 1.8, 1.9 и 4.3 Положения об особо охраняемой природной территории местного значения - охраняемом ландшафте "Черняевский лес", утвержденного постановлением администрации города Перми от 25.06.2010 N 354, в границах ООПТ расположены земельные участки, находящиеся в пользовании юридических и физических лиц (далее - правообладатели земельных участков).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах ООПТ, а также предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, определяются с учетом градостроительных регламентов территориальных зон Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 г. N 143.

На ООПТ запрещается любая деятельность, противоречащая задачам и режиму охраны ООПТ, в том числе:

искажение исторически сложившегося охраняемого ландшафта;

деятельность с превышением нормативов предельно допустимых уровней производственного и транспортного шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иных вредных физических воздействий на здоровье человека и окружающую природную среду;

умышленное причинение беспокойства, отлов и уничтожение, разорение гнезд и нор диких животных;

все виды пользования животным миром, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением;

введение (интродукция) любых видов растений или животных, ранее не обитавших на ООПТ, в целях их акклиматизации;

нарушение мест обитания, сбор и уничтожение видов животных и растений, включенных в красные книги Российской Федерации, Среднего Урала и Пермского края;

самовольные посадки деревьев и кустарников, другие самовольные действия граждан, направленные на обустройство отдельных участков ООПТ;

любые виды рубок лесных насаждений, за исключением рубок, предусмотренных при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий и мероприятий по уходу за лесом;

заготовка живицы и древесных соков;

проведение массовых спортивных, зрелищных и иных мероприятий вне специально выделенных для этих целей мест и (или) с нарушением установленного порядка, а также при отсутствии согласования с Управлением;

самовольное изменение вида разрешенного использования земельного, лесного участка;

самовольное занятие земельных, лесных участков;

размещение рекламных и информационных щитов, не связанных с функционированием ООПТ;

движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием ООПТ, осуществляемые вне дорог общего пользования, лесных дорог и специально предусмотренных для этого мест, за исключением транспортных средств, обеспечивающих противопожарные мероприятия, санитарно-оздоровительные мероприятия и мероприятия по уходу за лесом;

размещение нестационарных торговых объектов в границах ООПТ с нарушением установленного порядка и без согласования с Управлением;

загрязнение почв, замусоривание территории, захоронение мусора, устройство бытовых и промышленных свалок;

применение ядохимикатов, химических средств защиты растений и стимуляторов роста, кроме противоклещевой обработки территории;

строительство на ООПТ складов для хранения ядохимикатов, радиоактивных веществ и любых агрессивных жидкостей;

свободный выгул собак;

выгул и езда на лошадях в границах ООПТ, за исключением передвижения конной полиции;

все виды пользования природными ресурсами, связанных с их изъятием;

геологоразведочные работы и добыча полезных ископаемых, за исключением добычи подземных вод из скважин, бурение которых произведено в установленном порядке на момент принятия настоящего Положения, а также добычи подземных вод из скважин, расположенных в пределах, предоставленных на ООПТ земельных участков внутренних землепользователей, исключительно для их собственных нужд;

разведение и поддержание костров вне специально отведенных для этих целей мест;

несанкционированный снос зеленых насаждений, в том числе в пределах предоставленного на ООПТ земельного участка;

проведение любых массовых мероприятий и выгул домашних животных в период гнездования птиц;

сенокошение, проводимое вне границ хозяйственной, рекреационных зон;

преобразование зеленых насаждений в парковые и введение (интродукция) любых видов растений или животных, ранее не обитавших на ООПТ, для озеленения участка;

устройство выгребных ям при строительстве, реконструкции, и капитальном и текущем ремонте объектов;

использование для отопления угля и другого топлива, отличающегося повышенным содержанием выделяющихся при горении вредных веществ;

иная деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, угрожающая состоянию природного комплекса, а также не связанная с выполнением возложенных на ООПТ задач и не предусмотренная режимами охраны и использования функциональных зон.

Уведомление о планируемой реконструкции направлено административным истцом административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ с соблюдением требований, установленных п.п. 1-3 ст. 51.1 ГрК РФ, что административным ответчиком не отрицается.

По итогам проведенной проверки административным ответчиком выдано оспариваемое уведомление.

По мнению суда, данное уведомление противоречит приведенным выше нормам.

Как было указано выше, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам направляется застройщику только в четырех случаях, список которых является исчерпывающим.

Указывая в оспариваемом уведомлении о несоответствии параметров планируемого строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, административный ответчик исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне центра обслуживания рекреационных территорий (Ц-4).

Вместе с тем, как следует из приведенной выше ст. 52.1 гл. 15 Правил землепользования и застройки г. Перми, установленные для данной зоны параметры позволяют строительство объектов с параметрами, указанными административным истцом в уведомлении о планируемой реконструкции.

Довод административного ответчика о том, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Перми в данной территориальной зоне отсутствует вид разрешенного использования земельного участка, предполагающий возможность строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, не свидетельствует о несоответствии параметров планируемого строительства предельным параметрам разрешенного строительства (реконструкции), поскольку параметры строительства (реконструкции) никак не соотносятся с видом разрешенного использования земельного участка, и несоответствие упомянутых параметров является самостоятельным основанием для выдачи Уведомления о несоответствии объекта индивидуального жилищного строительства установленным законом требованиям.

Вторым основанием уведомления явилось предположение о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, поскольку последний расположен в границах рекреационной зоны особо охраняемой природной территории «Черняевский лес».

Само по себе расположение объекта капитального строительства в рекреационной зоне – в рассматриваемом случае – не может являться основанием для отказа в уведомлении о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, поскольку, как было указано выше, закон не препятствует использованию земельных участков и объектов капитального строительства без установления срока их приведения в соответствие с Правилами землепользования и застройки г. Перми.

Запрет на увеличение площади и строительного объема объектов капитального строительства действует, применительно к рассматриваемой ситуации, лишь в отношении объектов капитального строительства, имеющих параметры меньше или больше допустимых значений, установленных главой 15 Правил применительно к соответствующим территориальным зонам.

Вместе с тем, параметры планируемой реконструкции соответствуют установленным для территориальной зоны Ц-4 параметрам строительства.

Также следует отметить, что режим охраны и использования особо охраняемой природной территории местного значения - охраняемого ландшафта «Черняевский лес» не содержит прямого запрета на реконструкцию существующих на законном основании объектов капитального строительства.

Выше было указано, что целями разработки Правил землепользования и застройки являются, в равной степени, создание условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, и обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

При соответствии планируемой реконструкции градостроительному регламенту и предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции, собственнику объекта капитального строительства не может быть отказано в реализации запланированного, при условии использования земельного участка и объекта капитального строительства без опасности для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В оспариваемом уведомлении, с учетом изложенных обстоятельств, равно как и при рассмотрении заявленного административного иска по существу, административным ответчиком не приведены доказательства законности принятого решения, как по первому, так и по второму основанию.

Доказательства существования опасности для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия при реконструкции принадлежащего административному истцу жилого дома административным ответчиком не представлено.

Доводы административного ответчика о том, что ранее, вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу , были установлены обстоятельства, подтверждающие отсутствие оснований для реконструкции того же индивидуального жилого дома, что и по рассматриваемому делу, не могут быть приняты во внимание, поскольку, в силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела только в том случае, когда в этом деле участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Гладких Н. В. участником рассмотрения административного дела не являлась. В настоящее время изменена редакция Положения об особо охраняемой природной территории местного значения - охраняемом ландшафте "Черняевский лес", в том числе в части, касающейся строительства и реконструкции объектов капитального строительства.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявленные административным истцом требования о признании незаконным уведомления Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемое уведомление вынесено в отсутствие законных к тому оснований, и нарушает права административного истца как собственника.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Принимая во внимание, что, в соответствии с п. 2 ч. 7 ст. 51.2 ГрК РФ, при отсутствии оснований для уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми обязан направить застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, учитывая, что проверка уведомления о планируемом строительстве уже проведена, и ее итог явился предметом настоящего судебного разбирательства, суд возлагает на административного ответчика обязанность направить административному истцу в срок семь дней со дня вступления настоящего решения в законную силу уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером .

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 179-180 КАС РФ, суд

решил:

признать незаконным уведомление Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении Гладких Н. В. о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства, установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

Возложить на Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми обязанность направить Гладких Н. В. в срок семь дней со дня вступления настоящего решения в законную силу уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья: П. С. Реутских