ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4125/18 от 31.08.2018 Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2а-4125/2018

УИД 66RS0007-01-2018-004593-45

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 31 августа 2018 года

Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Матвеева М.В. при секретаре Петровой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к негосударственному образовательному частному учреждению «АВТО-МИГ» о ликвидации,

УСТАНОВИЛ:

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области (далее по тексту - Управление) обратилось к негосударственному образовательному частному учреждению «АВТО-МИГ» (далее – Организация) с административным исковым заявлением о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование требований указано, что в рамках исполнения контрольной функции в отношении некоммерческих организаций Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области проведен анализ материалов учетного дела Негосударственного образовательного частного учреждения «АВТО-МИГ», зарегистрированного Управлением Федеральной налоговой службы по Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ, основной государственный регистрационный , ведомственный регистрационный .

В результате проведенного анализа материалов учетного дела Организации выявлены нарушения действующего законодательства Российской Федерации, что дает административному истцу право обратиться в суд с данным заявлением.

В судебное заседание стороны, заинтересованное лицо – инспекция Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, не явились, будучи надлежаще извещенными.

Административный истец и заинтересованное лицо ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

В соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения дела была заблаговременно размещена на интернет-сайте Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению административного дела.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, в том числе право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).

В развитие названных конституционных положений статья 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" также обязывает общественное объединение соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами общественного объединения; ежегодно опубликовывать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявшей решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1. настоящей статьи, обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

В силу пп. "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" вышеуказанные документы и сведения предоставляются некоммерческой организацией не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Ликвидируется общественное объединение по решению суда в случае осуществления им деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и часть первая статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях").

Функции контроля за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям законом возложены на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, которым в силу подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, является Министерство юстиции Российской Федерации.

При осуществлении данного контроля указанный орган вправе, в том числе запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд (статья 38 Федерального закона "Об общественных объединениях").

Судом установлено, что НОЧУ «АВТО-МИГ», зарегистрировано Управлением Федеральной налоговой службы по Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ, основной государственный регистрационный , ведомственный регистрационный .

По факту непредставления отчётности, предусмотренной п. 3, 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», за <данные изъяты> годы Главным управлением в адрес Организации были вынесены письменные предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Письменные предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ возвращены в Главное управление за истечением срока хранения.

В соответствии с п. 3 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «Внесение изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в едином государственном реестре юридических лиц в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

В предупреждении от ДД.ММ.ГГГГ было указано, что в случае непредставления документов, подтверждающих устранение вышеуказанных нарушений, в установленный срок, Главным управлением ДД.ММ.ГГГГ в отношении

Организации будет составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

По факту неисполнение письменного предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением ДД.ММ.ГГГГ в отношении Организации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 19.5 КоАП.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Чкаловского судебного района г. Екатеринбурга Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ Организация признана виновной по ч. 1 ст. 19.5 КоАП и ей назначено наказание в размере 10 000 руб.

Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не позднее 1 июля 2016 года.

В соответствии с ч. 5 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» наименование образовательной организации должно содержать указание на её организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

В соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

организация дополнительного профессионального образования образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Таким образом, в нарушение ч. 5 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» наименование Организации, указанное в уставе, не содержит указания на тип образовательной организации, установленный ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:

тип образовательной организации;

учредитель или учредители образовательной организации;

виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлены типы образовательных программ, реализуемых образовательной организацией.

Устав Организации не содержит типы образовательных программ, реализуемых Организацией, в соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 4 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

Устав Организации не содержит информацию об органах управления Учреждением, предусмотренную ч. 4 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Таким образом, устав Организации не соответствует Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации».

В нарушение ч. 5 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» наименование и устав Организации, не приведен в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в установленный срок.

По факту несоответствия наименование и устава Организации действующему законодательству Российской Федерации Главным управлением в адрес Организации было вынесено письменное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ, обязывающее устранить допущенные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ (включительно).

Письменное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ возвращено в Главное управление за истечением срока хранения.

До настоящего времени нарушения, указанные в письменном предупреждении от ДД.ММ.ГГГГ, Организацией не устранены.

В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Однако до настоящего времени вышеуказанные нарушения законодательства Российской Федерации, указанные в письменных предупреждениях от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, Организацией не устранены.

Таким образом, Организация неоднократно не представляла сведения, предусмотренные ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Согласно ст. 21 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ликвидация считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии со ст. 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

В соответствии с ч. 5 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» непредставление общественным объединением в установленный срок сведений об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

При установленных судом обстоятельствах административные исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 62, 179, 180, 264 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к негосударственному образовательному частному учреждению «АВТО-МИГ» о ликвидации, - удовлетворить.

Ликвидировать негосударственное образовательное частное учреждение «АВТО-МИГ» основной государственный регистрационный , ведомственный регистрационный и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца после принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья М.В. Матвеев