Дело № 2а-4125/2018 УИД 66RS0007-01-2018-004593-45 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Екатеринбург 31 августа 2018 года Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Матвеева М.В. при секретаре Петровой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к негосударственному образовательному частному учреждению «АВТО-МИГ» о ликвидации, УСТАНОВИЛ: Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области (далее по тексту - Управление) обратилось к негосударственному образовательному частному учреждению «АВТО-МИГ» (далее – Организация) с административным исковым заявлением о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование требований указано, что в рамках исполнения контрольной функции в отношении некоммерческих организаций Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области проведен анализ материалов учетного дела Негосударственного образовательного частного учреждения «АВТО-МИГ», зарегистрированного Управлением Федеральной налоговой службы по Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ, основной государственный регистрационный №, ведомственный регистрационный №. В результате проведенного анализа материалов учетного дела Организации выявлены нарушения действующего законодательства Российской Федерации, что дает административному истцу право обратиться в суд с данным заявлением. В судебное заседание стороны, заинтересованное лицо – инспекция Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, не явились, будучи надлежаще извещенными. Административный истец и заинтересованное лицо ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. В соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения дела была заблаговременно размещена на интернет-сайте Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга. В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению административного дела. Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, в том числе право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15). В развитие названных конституционных положений статья 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" также обязывает общественное объединение соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами общественного объединения; ежегодно опубликовывать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявшей решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации. В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1. настоящей статьи, обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников. В силу пп. "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" вышеуказанные документы и сведения предоставляются некоммерческой организацией не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Ликвидируется общественное объединение по решению суда в случае осуществления им деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и часть первая статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"). Функции контроля за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям законом возложены на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, которым в силу подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, является Министерство юстиции Российской Федерации. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе, в том числе запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд (статья 38 Федерального закона "Об общественных объединениях"). Судом установлено, что НОЧУ «АВТО-МИГ», зарегистрировано Управлением Федеральной налоговой службы по Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ, основной государственный регистрационный №, ведомственный регистрационный №. По факту непредставления отчётности, предусмотренной п. 3, 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», за <данные изъяты> годы Главным управлением в адрес Организации были вынесены письменные предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№. Письменные предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ возвращены в Главное управление за истечением срока хранения. В соответствии с п. 3 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «Внесение изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в едином государственном реестре юридических лиц в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица. В предупреждении от ДД.ММ.ГГГГ№ было указано, что в случае непредставления документов, подтверждающих устранение вышеуказанных нарушений, в установленный срок, Главным управлением ДД.ММ.ГГГГ в отношении Организации будет составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). По факту неисполнение письменного предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ№ Главным управлением ДД.ММ.ГГГГ в отношении Организации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 19.5 КоАП. Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Чкаловского судебного района г. Екатеринбурга Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ Организация признана виновной по ч. 1 ст. 19.5 КоАП и ей назначено наказание в размере 10 000 руб. Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не позднее 1 июля 2016 года. В соответствии с ч. 5 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» наименование образовательной организации должно содержать указание на её организационно-правовую форму и тип образовательной организации. В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми; общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования; профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения; образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность. В соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы: организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам; организация дополнительного профессионального образования образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам. Таким образом, в нарушение ч. 5 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» наименование Организации, указанное в уставе, не содержит указания на тип образовательной организации, установленный ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Согласно ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация: тип образовательной организации; учредитель или учредители образовательной организации; виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий. Статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлены типы образовательных программ, реализуемых образовательной организацией. Устав Организации не содержит типы образовательных программ, реализуемых Организацией, в соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с ч. 4 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Устав Организации не содержит информацию об органах управления Учреждением, предусмотренную ч. 4 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Таким образом, устав Организации не соответствует Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». В нарушение ч. 5 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» наименование и устав Организации, не приведен в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в установленный срок. По факту несоответствия наименование и устава Организации действующему законодательству Российской Федерации Главным управлением в адрес Организации было вынесено письменное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ№, обязывающее устранить допущенные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ (включительно). Письменное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ№ возвращено в Главное управление за истечением срока хранения. До настоящего времени нарушения, указанные в письменном предупреждении от ДД.ММ.ГГГГ№, Организацией не устранены. В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. Однако до настоящего времени вышеуказанные нарушения законодательства Российской Федерации, указанные в письменных предупреждениях от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, Организацией не устранены. Таким образом, Организация неоднократно не представляла сведения, предусмотренные ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Согласно ст. 21 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ликвидация считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. В соответствии со ст. 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации. В соответствии с ч. 5 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» непредставление общественным объединением в установленный срок сведений об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. При установленных судом обстоятельствах административные исковые требования подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 62, 179, 180, 264 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Административные исковые требования Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к негосударственному образовательному частному учреждению «АВТО-МИГ» о ликвидации, - удовлетворить. Ликвидировать негосударственное образовательное частное учреждение «АВТО-МИГ» основной государственный регистрационный №, ведомственный регистрационный № и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца после принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга. Судья М.В. Матвеев |