ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-412/18 от 28.11.2018 Ногликского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-412/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 ноября 2018 года пгт. Ноглики Сахалинской области

Ногликский районный суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Кучук Н.Ю., при секретаре Луковниковой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ногликского района к муниципальному унитарному предприятию «Управляющая организация «Ноглики» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разработать и принять меры по предупреждению коррупции и ведению реестра аффилированных лиц.

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ прокурор Ногликского района обратился в суд с административным исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию «Управляющая организация «Ноглики» (далее - МУП «УОН»), в котором указал, что прокуратурой Ногликского района проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлено, что в МУП «УОН» меры по предупреждению коррупции не разработаны и не приняты, кроме того, не ведется список аффилированных лиц.

Прокурор Ногликского района просил признать бездействие МУП «УОН» незаконным и возложить на административного ответчика обязанность разработать и принять меры по предупреждению коррупции и ведению реестра аффилированных лиц.

В судебном заседании прокурор Ногликского района Евдокимов В.В. заявленные требования поддержал.

Представитель МУП «УОН» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения участника процесса, изучив письменные материалы дела, исследовав все представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее по тексту ФЗ № 273-ФЗ) под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в действие утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 378 Национальный план противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы (далее по тексту - Национальный план).

Так, к основным задачам Национального плана относится, в том числе, совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции; совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц.

В соответствии со статьей 3 ФЗ № 273-ФЗ противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Из вышеприведенных правовых норм следует, что законодательство о противодействии коррупции распространяются не только на деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, но и иных организаций независимо от их организационно-правовой формы, а также на физических лиц в пределах их полномочий, в связи с чем, вышеуказанные субъекты обязаны выполнять требования ФЗ № 273-ФЗ.

В силу части 1 статьи 13.3 ФЗ № 273-ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Частью 2 названной статьи предусмотрено, что меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Согласно части 1 статьи 14 ФЗ № 273-ФЗ в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 19.28 КоАП РФ предусмотрена ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, что указывает на необходимость для предприятий и организаций вводить у себя процедуры противодействия коррупции и профилактики возможных правонарушений.

Помимо изложенного, на основании части 1 статьи 28 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие обязано хранить списки аффилированных лиц унитарного предприятия, что также относится к антикоррупционным мерам.

Материалами дела подтверждено и не оспорено стороной административного ответчика, что в нарушение требований вышеприведенных норм закона в МУП «УОН» меры по предупреждению коррупции не разработаны и не приняты, кроме того, не ведется список аффилированных лиц.

Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором Ногликского района требований и наличии установленных законом оснований для признания бездействия МУП «УОН» незаконным и возложения на административного ответчика обязанности разработать и принять меры по предупреждению коррупции и ведению реестра аффилированных лиц в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, полагая указанный срок разумным.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Ногликского района удовлетворить.

Признать бездействие муниципального унитарного предприятия «Управляющая организация «Ноглики», выразившееся в непринятии мер по предупреждению коррупции и ведению реестра аффилированных лиц, незаконным.

Возложить на муниципальное унитарное предприятие «Управляющая организация «Ноглики» обязанность разработать и принять меры по предупреждению коррупции и ведению реестра аффилированных лиц в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Ногликский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 03 декабря 2018 года.

Председательствующий судья Н.Ю. Кучук

Копия верна: судья Кучук Н.Ю.