ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-412/2022 от 27.05.2022 Зеленчукского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

административное дело №2а-412/2022

УИД: 09RS0007-01-2022-000534-34

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 мая 2022 года ст.Зеленчукская, КЧР

Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего судьи Петяшина А.А.,

при секретаре судебного заседания Згонниковой Л.В.,

рассмотрев в судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора Зеленчукского района КЧР в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Зеленчукского района обратился в Зеленчукский районный суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц в порядке ст. 39 КАС РФ с административным исковым заявлением к неустановленному лицу о признании публикации, размещенной на интернет–странице https://pyatigorsk.dipsale.net/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Иск мотивирован тем, что прокуратурой Зеленчукского района проведен мониторинг в сети «Интернет», в результате которого выявлен сайт https://pyatigorsk.dipsale.net/, на котором размещена информация об изготовлении и продаже дипломов и других документов, подтверждающих разные виды образования.

Данная Интернет-страница содержит сведения, пропагандирующие такие противоправные деяния как изготовление и продажа поддельных документов об образовании. Информация размещена в сети «Интернет» по адресу: https://pyatigorsk.dipsale.net/

Данный Интернет-сайт содержит подробные сведения об изготовлении и продаже дипломов о высшем и среднем образовании, аттестатов, свидетельств о повышении квалификации.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон от 25.12.2008 № 273- ФЗ), противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на основных принципа, в число которых входит признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

Федеральным законом от 30.06.2016 № 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» введен новый подход к установлению квалификационных требований к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей муниципальным служащим. Данные требования устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 02.02.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Кроме того, должностной инструкцией муниципального служащего может быть установлено требование к наличию образования по конкретной специальности, направлению подготовки.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ передача информации посредством использования

информационно телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законам требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности.

Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, в соответствии с которым это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ, к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.

В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через четь «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

При этом страница сайта в сети «Интернет» - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».

Согласно ч. 3 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ) лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

В соответствии с ч. 4 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании.

За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается (ч. 16 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3).

Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 Уголовного кодекса Российской Федерации), а также подделка официального документа, освобождающая от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст. 327 Уголовного кодекса РФ) являются уголовно наказуемыми преступлениями.

Предоставление доступа к информации с использованием информационно- телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность: незаконные приобретение или сбыт официальных документов, подделка официального документа - фактически является распространением запрещенной информации.

На выявленном Интернет-сайте размещена информация с предложением для неопределенного круга лиц приобрести за деньги, дипломы о высшем образовании различных учебных заведений о высшем профессиональном образовании, свидетельства о повышении квалификации, удостоверения и т.д. для получения которых законодателем установлен определенный порядок.

Данное предложение носит противоправный характер, поскольку получению указанных документов предшествует соответствующее профессиональное обучение и экзамен, а получению аттестата и диплома - прохождение обучения, а также сдача государственных экзаменов.

Сведения, размещенные на данном Интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения названного перечня документов об образовании государственного образца без прохождения обучения, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению. Более того, распространение информации о получении за плату документов об образовании противоречит требованиям законодательства об образовании, нарушает права несовершеннолетних на получение образования.

Приобретение за деньги дипломов, свидетельств, справок, удостоверений, разных документов может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Таким образом, размещенная на сайте https://pyatigorsk.dipsale.net/, информация создает условия для совершения коррупционных правонарушений, способствует поступлению на муниципальную службу гражданина, не отвечающего квалификационным требованиям государственной - муниципальной службы, в связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.

Согласно ст.6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, профилактика коррупции осуществляется путем формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

Таким образом, публикация, расположенная на сайте https://pyatigorsk.dipsale.net/, может привести к нарушению законодательства о противодействии коррупции и государственной муниципальной службы.

Согласно ч. 2 ст. 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), административное исковое заявление о признании информации запрещенной подается в районный суд по адресу административного истца либо по адресу или месту жительства административного ответчика.

В соответствии с ч. 1 ст. 291 КАС РФ, в случае заявления всеми лицами, участвующими в деле ходатайств о рассмотрении административного дела в их отсутствии, их участие при рассмотрении административных дел не является обязательным.

Установить административного ответчика в ходе настоящей проверки не представилось возможным, в связи, с чем прокуратурой района в адрес ответчика копия административного искового заявления не направлялась.

В судебное заседание представитель административного истца - помощник прокурора Зеленчукского района Джаубаев Д.Р. не явился, направил письменное ходатайство, в котором просил рассмотреть дело без его участия, поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.

Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу и Территориального отдела по Карачаево-Черкесской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу, надлежаще извещенные о месте и времени судебного заседания в суд не явились.

Суд в соответствии с ч.6 ст. 226 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления в полном объеме.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Незаконное распространение в сети «Интернет» информации влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, получающих доступ к ней, что, исходя из характера общественных отношений, что является основанием для обращения прокурора в суд в соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ.

В силу положений ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 3 ст. 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-Ф3) лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

В соответствии с ч. 4 ст. 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании. За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается (ч. 16 ст. 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее по тексту - Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ), противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на основных принципа, в число которых входит признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. Федеральным законом от 30 июня 2016 года №224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» введен новый подход к установлению квалификационных требований к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей муниципальным служащим. Данные требования устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 02 февраля 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»). Кроме того, должностной инструкцией муниципального служащего может быть установлено требование к наличию образования по конкретной специальности, направлению подготовки.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу. То есть получению указанных документов (дипломов, аттестатов) предшествует соответствующее профессиональное обучение и экзамен, а получению аттестата и диплома - прохождение обучения, а также сдача государственных экзаменов.

Судом установлено, что на страницах интернет-ресурса: https://pyatigorsk.dipsale.net/ размещена информация с предложением для неопределенного круга лиц приобрести за деньги дипломы различных учебных заведений о высшем профессиональном образовании, среднем, среднем специальном образовании, свидетельства о повышении квалификации, для получения которых законодателем установлен иной определенный порядок.

Сведения находятся в открытом доступе, вход на них свободный, регистрация пользователей на сайтах для доступа к использованию размещенной на них информации не требуется. Ознакомиться с их содержанием, а также скопировать их материалы в электронном виде может любой Интернет-пользователь. Ограничения на распространение, передачу и копирование информации отсутствуют.

Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 Уголовного кодекса Российской Федерации), а также подделка официального документа, освобождающая от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст. 327 Уголовного кодекса РФ) являются уголовно наказуемыми преступлениями. Предоставление доступа к информации с использованием информационно - телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность: незаконные приобретение или сбыт официальных документов, подделка официального документа - фактически является распространением запрещенной информации.

Вышеуказанная информация носит противоправный характер, сведения, размещенные на данном Интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения названного перечня документов об образовании государственного образца без прохождения обучения, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению. Распространение информации о получении за плату документов об образовании противоречит требованиям законодательства об образовании, нарушает права несовершеннолетних на получение образования, влечет негативные социальные, экономические и иные последствия, чем нарушает права неопределенного круга лиц, соответственно доступ пользователей сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Таким образом, размещенная на сайте https://pyatigorsk.dipsale.net/ информация создает условия для совершения коррупционных правонарушений, способствует поступлению на муниципальную службу гражданина, не отвечающего квалификационным требованиям государственной муниципальной службы, способствует формированию в обществе мнения о возможности безнаказанного совершения правонарушений, преступлений, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации и действующего законодательства, в связи с чем, информация, размещенная на данном сайте, подлежит признанию запрещенной к распространению.

В соответствии с положениями ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Основанием для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что публикация, размещенная на страницах Интернет-сайте https://pyatigorsk.dipsale.net/ является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, поэтому заявленные требования прокурора Зеленчукского района КЧР законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Учитывая, что до дня вступления в законную силу решения, являющегося основанием для ограничения доступа к сайту, указанная информация будет находиться в свободном доступе и может причинить ущерб публичным и частным интересам, в силу положений ст. ст. 188, 265.5 КАС РФ, решение суда следует обратить к немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 188, 265.5 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск прокурора Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики - удовлетворить.

Признать публикацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на сайте с адресом: https://pyatigorsk.dipsale.net/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Решение суда является основанием для внесения интернет – страницы https://pyatigorsk.dipsale.net/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Зеленчукский районный суд.

Судья Зеленчукского районного А.А. Петяшин