ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4133/2022 от 19.08.2022 Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

04RS0-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«19» августа 2022 г.

Октябрьский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Прокосова М.М., при секретаре Дамбаевой О.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Киргизова В. П. к Главному государственному таможенному инспектору отдела проверки деятельности лиц службы таможенного контроля после выпуска товаров Бурятской таможни Кравцовой Т. В., Бурятской Таможне об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, административный истец просит признать незаконным решение главного государственного таможенного инспектора отдела проверки деятельности лиц службы таможенного контроля после выпуска товаров Бурятской таможни Кравцовой Т.В. по результатам таможенного контроля от 23.06.2022г., признать незаконным уведомление Бурятской таможни о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 24.06.2022г. /

Исковые требования мотивированы тем, что, по мнению административного истца, должностным лицом не правильно определены обстоятельства по делу. Согласно декларации на товары задекларированы товары по трем декларациям. Декларантами ввезенного товара являлись три юридических лица. Декларанты надлежащим образом поместили товары под таможенную процедуру, прошли таможенный контроль, уплатили установленную ввозную пошлину. Товары были выпущены таможенным органом. Таким образом, декларанты на законных основаниях ввезли на территорию РФ товары. После того как ввезенный товар приобрел статус ЕАЭС, Киргизов по договорам купли – продажи номерного агрегата купил у трех декларантов товары – запасные части для автомобиля «LEXUS LX 470». Киргизов во внешнеэкономические отношения не вступал, иностранный товар у иностранных лиц не приобретал и не помещал его под таможенную процедуру. Купленные товары имеют статус запчастей, паспорт транспортного средства таможенный орган не выдавал. Далее Киргизов распорядился своими запасными частями по своему усмотрению. Киргизов не планировал предавать ввезенным запасным частям статус автомобиля. В целях сохранности и удобства и хранения и перемещения своих запчастей, Киргизов собрал их в одно целое и намеревался по мере необходимости использовать ввезенные запчасти по своему усмотрению. Запчасти от автомобиля «LEXUS LX 470». собранные вместе не имели статус автомобиля и не стояли на регистрационном учете. В заключении эксперта ЭКЦ МВД указано, что представленные на экспертизу агрегаты имеют маркировочное обозначение соответствующие запчастям, которые Киргизов купил у декларантов по договорам купли – продажи. Перед экспертом не ставился вопрос об определении марки и моделей запчастей. На основании изложенного административный истец полагает, что должностным лицом таможенного органа неверно определены обстоятельства при проведении проверки. Сотрудники полиции фактически отправили на экспертизу запчасти от автомобиля «LEXUS LX 470», собранные в одно целое. Товар в виде моторного транспортного средства Тойота Ленд К. С. через таможенную границу ЕАЭС не перемещался. Таким образом, решение таможенного органа не правомерно возлагает на Киргизова обязанность по уплате ввозной пошлины на автомобиль утилизационного сбора на автомобиль, который он через таможенную границу не перемещал. Также должностным лицом изменен код ввезенного товара.

В судебное заседание административный истец Киргизов В.П. не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения иска.

Представитель административного истца Мантатова П.С. исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения так, как указаны в иске. Дополнительно пояснила, что Киргизов во внешнеэкономические отношения не вступал, купил товары на территории РФ. Киргизов намеревался приобрести транспортное средство, даже заключил договор, однако транспортно средство не приобрел. Приобретенные запчасти он желал установить на имеющийся в его собственности автомобиль. Ремонт произвел, подтверждающие документы не передал. В августе 2020года он приобрел старый автомобиль «ТойотаЛанд К. С.» и поставил его на учет в ГИБДД, для которого и приобрел запасные части. Просит исковые требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика Бурятской таможни Зайцева Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям. При проведении проверки не оспаривался факт ввоза тремя разными декларантами через таможенную границу товаров в виде запасных частей. Проверка проведена в отношении лица, в отношении которого имеется информация, свидетельствующая о том, что в его владении или пользовании находятся товары в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования. Установлено, что во владении Киргизова имелось транспортное средство без таможенного декларирования. Довод заявителя о том, что он распорядился своим товаром запчастями по своему усмотрению, и собрал все запчасти в одно транспортное средство для сохранности и удобства хранения не состоятелен. Киргизов мог таким образом хранить запасные части, но не передвигаться на таком транспортном средстве по дорогам общего пользования. Вместе с тем, согласно поступившей информации из ГИБДД МВД по РБ, Киргизов был задержан на дороге общего пользования за управлением транспортного средства «ТойотаЛанд К. С.». Более того, из объяснений Киргизова от 22.02.2022г., данных в ходе проверки следует, что он дождался документы и регистрационный знак, прикрутил его и ездил, неоднократно был оштрафован сотрудниками ГИБДД за отсутствие регистрации на территории РФ. 08.04.2022г. в ходе проверки Киргизов дал пояснения о том, что он желал приобрести автомобиль, подавал заявку. Он выиграл аукцион и заполнил заявку, направил торговой компании JS-Trading co. LTD. Фактически он получил транспортно средство «ТойотаЛанд К. С.». Почему в декларациях указан а марки «Лексус» пояснить не смог. Все заявки и договоры с декларантами были представлены в таможенный орган самим Киргизовым. В соответствии с представленными документами, установлено, что маркировочные обозначения комплектующих исследуемого транспортного средства соответствуют деталям, задекларированным во Владивостокской таможне. Должностным лицом таможенный код не изменял, так как через границу были ввезены запасные части (рама, кузов, двигатель). Вместе с тем, в ходе проверки было установлено, что Киргизов собрал эти запасные части в единое целое транспортное средство, которое не может быть квалифицированное по кодам запасных частей. Решение Бурятской таможни вынесено обоснованно. Просит в удовлетворении требований отказать.

Административный ответчик главный государственный таможенный инспектор отдела проверки деятельности лиц службы таможенного контроля после выпуска товаров Бурятской таможни Кравцова Т.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований. Поддержала пояснения представителя Бурятской таможни Зайцевой Е.В, Дополнительно пояснила, что в ходе камеральной проверки, Киргизов представил договора, а также заявки «JS-Trading co. LTD» на разбор кузова и ввоз на территорию РФ в качестве запасных частей. В адрес декларантов направлялись запросы, однако ответы получены только от одного декларанта. Киргизов же представил все договору, а также дал объяснения, в которых все пояснил. Поскольку Киргизов является лицом, в отношении которого имеется информация, свидетельствующая о том, что в его владении или пользовании находятся товары в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования. Поскольку транспортное средство было вывезено по запасным частям, а на территории РФ собрано, и использовалось в качестве транспортного средства при перемещении по дорогам общего пользования, Киргизов был привлечен ответственности, вынесено решение. Просит отказать в удовлетворении требований.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Установлено, что на основании сведений, поступивших из ГИБДД МВД по РБ 03.02.2022г. проведена камеральная таможенная проверка в отношении Киргизова В.П.

Предмет проверки: соблюдение иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и законодательством государств- членов.

В ходе проверки было установлено, что в отдел проверки деятельности Бурятской таможни поступила служебная записка оперативно – аналитического отдела Буртской таможни, в соответствии с которой 24.03.2021г. сотрудниками ОСБ ДПС ГИБДД МВД по РБ задержан автомобиль марки «ТойотаЛанд К. С.» с государственными регистрационными номерами под управлением Киргизова В.П.

20.04.2021г. ОП УМВД России по возбуждено уголовное дело, в рамках которого Киргизовым В.П. представлены три договора купли – продажи агрегатов транспортного средства.

Договор от 20.06.2020г. с ООО «Овердрайв», товар: кузов автомобиля бывший в эксплуатации, в сборе с оптикой, дверьми, стеклами, бамперами, решеткой радиатора, внутренней обшивкой салона, полным комплектом видений, передней приборной панелью: Лексус LХ470 б/н, 2000 г.в.

Договор от 20.06.2020г. с ООО «Алтекар», товар: запасные части и принадлежности для моторных транспортных средств, бывших в эксплуатации: рамы в сборе с элементами ходовой части (мостами) на колесах, без ДВС: Лексус г.в.

Договор от 0.06.2020г. с ООО «Октер», товар: двигатель, используемый для приведения в движение автотранспортных средств, бывший в эксплуатации, бензиновый, объемом более 1000 см3 в сборе с КПП, Лексус, идентификационный (серийный) UZ – не установлен,4663см3/176.

Указанные товары задекларированы декларантами:

ООО «Овердрайв» декларация на товары ,

ООО «Алтекар» декларация на товары ,

ООО «Октер» декларация на товары

Товары прошли таможенный контроль, внесена сумма таможенных платежей, нарушений не установлено.

Общая сумма таможенных платежей, уплаченных за указанные товары по данным декларациям за товар составила 93 979,33 руб.

В ходе проверки, при анализе представленных Киргизовым В.П. документов, установлено, что Киргизов В.П. заключил договор с ООО «JS-Trading co. LTD» на приобретение, доставку, передачу приобретенного товара. Также к договору оформлена заявка в соответствии с которой Киргизов В.П. просил разобрать кузов и ввезти его на территорию РФ в качестве запчастей.

По результатам проверки, на основании акта таможенной проверки от 25.04.2022г. 23.06.2022г. главным государственным таможенным инспектором отдела проверки деятельности лиц службы таможенного контроля после выпуска товаров Бурятской таможни Кравцовой Т.В. вынесено решение по результатам таможенного контроля

Согласно указанному решению товар – моторное транспортное средство «ТойотаЛанд К. С.», номер рамы номер двигателя 2 UZ – не установлен,4663см3/176,25 кВт. Решение вынесено в отношении лица, которое приобрело в собственность незаконно ввезенный товар – Киргизов В.П.

Таможенная пошлина рассчитана должностным лицом с учетом характеристик моторного транспортного средства, составила 1279865,252 руб. С учетом уплаченных таможенных пошлин в размере 93979,33 руб., подлежит оплате таможенная пошлина в размере 1185885,922 руб.

В соответствии с уведомлением о не уплаченных в установленных срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 24.06.2022г. , сумма таможенных платежей, подлежащей уплате, составила 1186198,86 руб.

Подпунктом 25 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС определено, что незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза - это перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 ТК ЕАЭС должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 ТК ЕАЭС владение, пользование и (или) распоряжение товарами, ввозимыми на таможенную территорию ЕАЭС, после пересечения таможенной границы ЕАЭС и до их выпуска таможенным органом осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены главами 2, 14, 16 ТК ЕАЭС, а в отношении отдельных категорий товаров - также главами 37 - 43 ТК ЕАЭС.

Согласно пункту 2 статьи 13 ТК ЕАЭС, владение, пользование и (или) распоряжение товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами после их выпуска таможенным органом осуществляются в соответствии с таможенной процедурой, под которую помещены товары, или в порядке и на условиях, которые установлены для отдельных категорий товаров, подлежащих таможенному декларированию и (или) выпуску без помещения под таможенные процедуры.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, "выпуск товаров" - действие таможенного органа, после совершения которого, заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры.

В соответствии со статьей 9 ТК ЕАЭС, все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с настоящим Кодексом. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.

Согласно статье 104 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме или письменной форме, в случаях установленных ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 8 статьи 310 ТК ЕАЭС, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами может проводиться таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на таможенной территории Союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.

Согласно статье 311 ТК ЕАЭС, объектами таможенного контроля, в том числе, являются товары, находящиеся на таможенной территории Союза, - при наличии у таможенных органов информации о том, что такие товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.

С учетом положений статей 2, 13 и 104 ТК ЕАЭС, хранение и распоряжение иностранными товарами, ввозимыми в Российскую Федерацию, допускается после их таможенного декларирования и выпуска таможенными органами.

В соответствии со статьей 50 Таможенного кодекса ЕАЭС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

На основании п. 2 ст. 56 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает у лиц, незаконно перемещающих товары.

В силу пп. 1 п. 5 названной статьи ТК ЕАЭС при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины подлежат уплате в размере, как если бы товары помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Таможенные пошлины, налоги при незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС исчисляются в соответствии с главой 7 ТК ЕАЭС с учетом п. 7 ст. 56, а если таможенный орган не располагает точными сведениями о товарах, также с учетом п. 8 ст. 56 ТК ЕАЭС.

Как указано выше, по результатам анализа представленных в рамках уголовного дела, а также при проведении камеральной проверки, административным истцом Киргизовым В,П. документов, таможенным органом установлено, что декларантами ООО «Алтекар», ООО «Октер», ООО «Овердрайв» осуществлено декларирование агрегатов транспотных средств.

Из указанных компонентов на товары, после приобретения по договорам купли – продажи от 20.06.2020г. Киргизовым В.П. собран «ТойотаЛанд К. С.», что установлено в рамках полномочий должностным лицом Бурятской таможни.

На основании пункта 1 статьи 332 ТК ЕАЭС камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в ДТ и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.

Согласно пункту 2 статьи 332 ТК ЕАЭС камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления решения (предписания) таможенного органа о проведении камеральной таможенной проверки.

В соответствии с частью 2 статьи 228 Федерального закона камеральная таможенная проверка назначается начальником таможенного органа, который будет проводить таможенную проверку, уполномоченным им заместителем начальника таможенного органа либо замещающими их лицами.

Частью 28 статьи 237 Федерального закона установлено, что на основании акта таможенной проверки и с учетом заключения (если такое заключение составлялось) начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, либо лицо, им уполномоченное, принимает решение (решения) в сфере таможенного дела при наличии оснований его (их) принятия, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) статьей 218 Федерального закона N 289-ФЗ, за исключением случаев, если в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту таможенной проверки, назначена новая таможенная проверка.

Должностное лицо - главный государственный таможенный инспектор отдела проверки деятельности лиц службы таможенного контроля после выпуска товаров Бурятской таможни Кравцова Т.В. при анализе представленных документов, а именно договоров купли-продажи агрегатов ,125,205 от 20.06.2020г. пришла к выводу о том, что все агрегаты приобретены для одного транспортного средства.

в рамках уголовного дела, возбужденного ОП УМВД России по -УДЭ 20.04.2020г. по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 326 УК РФ в отношении неустановленного лица, проведена автотехническая экспертиза, производство которой поручено ЭКЦ МВД по РБ.

ПО результатам проведенного исследования, установлено, что маркировочные обозначения комплектующих исследуемого транспортного средства соответствуют деталям, задекларированным во Владивостокской таможне по указанным ДТ.

Ранее, 24.04.2020г. между Киргизовым В.П. и ООО «Джей Эс Трейдинг» заключен договора на совершение юридически и иных действий на осуществление покупку и ввоз одного или нескольких автомобилей, мотоциклов, номерных агрегатов, единиц спецтехники, и пр., осуществить доставку приобретенного товара в порт отправки, осуществить доставку приобретенного товара морским транспортом до порта , осуществить действия по таможенной очистке товара в , в том числе произвести обязательные таможенные платежи и оформить необходимые таможенные документы, осуществить передачу приобретенного ТС Заказчику или транспортной компании.

При этом, административным ответчиком также учтено, что Киргизовым В.П. представлена заявка от 21.05.2020г. к договору от 24.04.20202года, в соответствии с которой, он просит контрагента ООО «Джей Эс Трейдинг» разобрать кузов автомобиля «Тойота Л. К., приобретенного с японского аукциона.

Таким образом, должностное лицо Бурятской таможни пришла к верному выводу о том, что товар в виде моторное транспортного средства был незаконно перемещен через таможенную границу.

Разрешая довод административного истца о том, что запасные части Киргизовым В,П. были приобретены для ремонта иного транспортного средства, и собраны они были воедино лишь для удобства хранения допустимыми доказательствами не подтвержден. Стороной истца не представлены суду доказательства, подтверждающие использование приобретенных по трем договорам купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ запасных частей при ремонте иного транспортного средства.

Таким образом, материалы дела содержат достаточные доказательства того, что административным истцом Киргизовым В.П. посредством иных третьих лиц ввезено транспортное средство «Тойота Ланд 2000 г.в. в виде «конструктора», избежав при этом уплаты таможенных платежей, включая утилизационный сбор, который подлежит уплате при ввозе комплектного транспортного средства.

Согласно пункту 3 статьи 326 ТК ЕАЭС по результатам проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, таможенным органом принимаются решения в соответствии с названным Кодексом, а по результатам проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в иных случаях - в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Ответственность за таможенное оформление и уплату таможенным платежей может быть возложена на лиц, которые не являются участниками таможенных отношений и которые приобрели товары в ходе оборота на территории РФ, только в случае доказанности факта, что они знали или должны были знать о незаконности ввоза товаров или транспортных средств в момент их приобретения (Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 14.05.1999г. -П, Определение от 27.11.2001г. -О).

Поскольку административный истец Киргизов В.П. знал, более того, был инициатором, ввоза товара в виде запасных частей, ответственность за незаконное перемещение товара через таможенную границу, в виде оплаты таможенных платежей должна быть возложена на Киргизова В.П.

При этом Конституционный суд Российской Федерации при проверке конституционности п.1 ст. 15 и п. 1 ст. 164 Таможенного кодекса РФ разъяснил, что сам собственник не всегда является непосредственным участником таможенных правоотношений – его участие часто опосредованно действиями других субъектов, которые перемещают через таможенную границу.

Таким образом, административный ответчик Главный государственный таможенный инспектор отдела проверки деятельности лиц службы таможенного контроля после выпуска товаров Бурятской таможни Кравцова Т.В. пришла к верному и обоснованному выводу, и принятое ею решение по результатам таможенного контроля от 23.06.2022г. отмене не подлежит.

Соответственно, не подлежат удовлетворению производные требования административного истца Киргизова В.П. о признании незаконным уведомление Бурятской таможни о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 24.06.2022г. .

На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Киргизова В. П. к Главному государственному таможенному инспектору отдела проверки деятельности лиц службы таможенного контроля после выпуска товаров Бурятской таможни Кравцовой Т. В., Бурятской Таможне об оспаривании решения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца путем со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд Республики Бурятия.

Судья подпись М.М.Прокосова

Судья: копия верна М.М.Прокосова

Секретарь: О.Д.Дамбаева

Оригинал находится в Октябрьском районном суде

в материалах административного дела а-4133/22