ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4137/18 от 12.12.2018 Ново-савиновского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 2А-4137/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 декабря 2018 года город Казань

Ново-Савиновский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующий судья Р.В. Королёв,

секретарь судебного заседания С.В. Хабибуллина,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан к Сергею Ивановичу Петренко о взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 5 по Республике Татарстан обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику о взыскании обязательных платежей и санкций.

В обоснование иска указано, что административным ответчиком не оплачены обязательные платежи по имуществу №--

В связи с неуплатой обязательных платежей в установленный законом срок административному ответчику были направлено требование об уплате задолженности.

Административным ответчиком задолженность не уплачена по настоящее время.

На основании изложенного просит взыскать с административного ответчика задолженность в общем размере 30.039,86 рублей, а именно: по транспортному налогу за 2016 год в размере 30.000,00 рублей, пени за просрочку уплаты транспортного налога за 2016 год в размере 39,86 рублей.

Представитель административного истца в судебном заседании просил административный иск удовлетворить.

Административный ответчик и его представитель с административным иском не согласны, просили отказать в удовлетворении. Также пояснили суду, что транспортный налог взысканию не подлежит, поскольку за данный период были внесены платежи по системе «Платон», что освобождает от уплаты транспортного налога, однако платежи были произведены не административным истцом, а иным лицом – Р.Р. Тазеевой, которая была зарегистрирована в данной системе.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

На основании пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

На основании части 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно статье 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры и др. самоходные машины, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно статье 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя.

Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицам, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно положениям статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Судом установлено, что административным ответчиком не оплачены обязательные платежи по имуществу №--

В связи с неуплатой обязательных платежей в установленный законом срок административному ответчику были направлено требование об уплате задолженности.

Административным ответчиком задолженность не уплачена по настоящее время.

Доводы административного ответчика не могут служить основанием для отказа в административном иске по следующим основаниям.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 249-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» установлены льготы по уплате транспортного налога, в Налоговый кодекс Российской Федерации введена статья 361.1.

Положения статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации применяются в отношении физических лиц с 1 января 2015 года по 31 декабря 2018 года.

Начиная с 2016 года сумму транспортного налога за налоговый период (календарный год) можно уменьшить на сумму перечисленной за этот год платы за вред автодорогам (пункт 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации). Данная льгота (вычет) по транспортному налогу предоставляется по факту внесения налогоплательщиком платы за вред автодорогам большегрузным транспортным средством, имеющим разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

Из изложенного следует, что право на льготу возникает у налогоплательщика лишь при условии перечисления денежных средств в системе «Платон» самим налогоплательщиком-собственником транспортного средства, а не другими лицами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации термин «налогоплательщик» может использоваться только в значениях, определяемых в соответствующих статьях Налогового кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, а в статье 21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены права налогоплательщика.

Следовательно, чтобы налогоплательщик – физическое лицо имел право на налоговые вычеты, предусмотренные статьей 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации, необходимо выполнение им ряда особенностей, установленных в данной норме.

К таким особенностям относится наличие следующих документов: заявление налогоплательщика; документы, подтверждающие право собственности на транспортное средство; платежные документы, оформленные в установленном порядке, подтверждающие факт уплаты денежных средств налогоплательщиком.

Из системного анализа приведенных норм следует, что платежные документы, подтверждающие факт уплаты денежных средств, должны относиться именно к налогоплательщику, то есть содержать сведения о налогоплательщике как о физическом лице.

Таким образом, стороной в правоотношениях по взиманию платы в счет возмещения вреда в системе «Платон» является собственник (владелец) транспортного средства и он же является плательщиком транспортного налога, претендующим на льготу на основании статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Невыполнение законодательно установленных требований к документам, лишает право налогоплательщика на применение налоговой льготы (вычета) по транспортному налогу.

В соответствии со статьей 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения транспортным налогом физические лица в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы, если сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплаченная в налоговом периоде в отношении такого транспортного средства, превышает или равна сумме исчисленного налога за данный налоговый период.

При применении пункта 1 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо руководствоваться:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн»;

Правилами взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 504;

Перечнем автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 928 от 17.11.2010.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» информация об операциях по перечислению оператором в доход федерального бюджета денежных средств собственника (владельца) транспортного средства в качестве платы в зависимости от пути, пройденного каждым транспортным средством по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, предоставляется по дополнительному запросу собственника (владельца) транспортного средства.

Сведения о внесенной налогоплательщиком сумме платы налоговый орган получает от оператора, обеспечивающего функционирование системы взимания платы. Эта информация используется налоговым органом для расчета транспортного налога и применения льготы.

Функции оператора реестра согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 504 и распоряжению Правительства Российской Федерации от 29.08.2014 № 1662-р выполняет ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы».

В свою очередь, физическое лицо для применения льготы представляет в налоговый орган соответствующее заявление и подтверждающие документы, например чеки, квитанции о внесении собственником транспортного средства платы на конкретный лицевой счет автомобиля в системе «Платон», распечатки (детализации) произведенной платы (пункт 3 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации; пункт 3 Порядка, утв. Приказом Минтранса России от 10.02.2017 № 46; Приложение № 1 к Порядку).

Пунктом 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма налога, исчисленная по итогам налогового периода налогоплательщиками-организациями в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, уменьшается на сумму платы в счет возмещения вреда, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде.

Льгота (вычет) по транспортному налогу предоставляется налогоплательщикам транспортного налога в связи с уплатой ими в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, платы в счет возмещения вреда.

Таким образом, если в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, плата в счет возмещения вреда производилась лизингодателем или арендатором, то есть не самим налогоплательщиком – собственником транспортного средства, он не вправе уменьшить транспортный налог на уплаченную лизингополучателем (арендатором) сумму платы в счет возмещения вреда.

Соответственно, стороной в правоотношениях по взиманию платы в счет возмещения вреда в системе «Платон» является собственник (владелец) транспортного средства и он же является плательщиком транспортного налога, претендующим на льготу на основании статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что если в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированных на собственника транспортного средства, плата в счет возмещения вреда уплачивается иным лицом, то указанный собственник транспортного средства не вправе уменьшить транспортный налог на уплаченную иным лицом сумму платы в счет возмещения вреда.

Административным ответчиком приложены документы для получения льготы по уплате транспортного налога за 2016 год за автомобиль №--№--, из которых следует, что транспортное средство зарегистрировано на Сергея Ивановича Петренко, являющегося собственником указанного транспортного средства.

Однако платежи в системе «Платон» произведены иным лицом – Индивидуальным предпринимателем Резедой Раисовной Тазеевой.

Учитывая, что налогоплательщиком представлен в налоговый орган платежный документ подтверждающий факт оплаты не им, а иным налогоплательщиком, у налогового органа не было правовых оснований для предоставления льготы по статье 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику.

Таким образом, какие-либо доказательства, что административный ответчик надлежащим образом исполнил обязанность по уплате взыскиваемого налога, отсутствуют.

Обоснованность требований административного истца подтверждается представленными в материалах дела налоговыми уведомлениями, требованиями об уплате налогов, пени и штрафа, реестром почтовых отправлений, подтверждающих направление административному ответчику всех необходимых документов.

Размер взыскиваемых налоговым органом обязательных платежей рассчитан правильно, административным ответчиком предметно не оспорен, доказательств обратного не представлено.

С учётом изложенного требования налогового органа подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Статья 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

Исходя из размера взысканной суммы задолженности с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина с учетом статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан к Сергею Ивановичу Петренко о взыскании задолженности – удовлетворить.

Взыскать с Сергея Ивановича Петренко, проживающего по адресу: ... ... в доход бюджета в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Татарстан задолженность в общем размере 30.039,86 рублей, а именно: по транспортному налогу за 2016 год в размере 30.000,00 рублей, пени за просрочку уплаты транспортного налога за 2016 год в размере 39,86 рублей.

Взыскать с Сергея Ивановича Петренко государственную пошлину в размере 1.101,20 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: Р.В. Королёв