Дело № 2а-413/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Могоча 7 ноября 2018 года
Могочинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Жгенти Л.А.,
при секретаре Домашонкиной Е.С.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика администрации городского поселения "Могочинское" ФИО4,
представителя ответчика ТСН "Парус" ФИО5,
ответчика ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации городского поселения "Могочинское" о признании бездействия администрации городского поселения "Могочинское" по непринятию мер по демонтажу детской площадки незаконным и возложении обязанности осуществить демонтаж детской площадки,
установил:
истец обратился с указанным исковым заявлением к администрации городского поселения "Могочинское", требуя признать бездействие администрации, выразившееся в нежелании демонтировать детскую площадку, оборудованную в нарушение № "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" под окнами дома по <адрес> на расстоянии <данные изъяты> метров от окон дома – неправомерным, обязать администрацию городского поселения "Могочинское" выполнить работы по демонтажу детской площадки, расположенной под окнами дома по <адрес>. В обоснование искового заявления ФИО3 ссылался на следующие обстоятельства. По результатам проверки Могочинской межрайонной прокуратурой установлено, что земельный участок, занимаемый детской площадкой не отмежеван и собственность на него не разграничена. Специалистами администрации городского поселения "Могочинское" по вопросу правомерности размещения детской площадки были выявлены нарушения ст.ст. ДД.ММ.ГГГГ Земельного кодекса РФ, копия акта направлена в Межмуниципальный отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, однако дальнейших действий по факту незаконной постройки детской площадки принято не было. Его права нарушаются тем, что детская площадка установлена ближе <данные изъяты> метров от окон жилого здания, где он проживает, играющие на площадке дети шумят, бросают камни и мусор в окна и балконы жильцов. Кроме того, размещение детской площадки с нарушением норм угрожает безопасности детей и других жильцов дома, поскольку при сильном ветре с крыши дома падают обломки пришедшего в негодность кровельного материала и другие строительные отходы.
В судебном заседании истец ФИО3 поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации городского поселения "Могочинское" ФИО6, действующая на основании доверенности, полагала требования не подлежащими удовлетворению, в письменном отзыве ссылалась на то, что спорная детская площадка, оборудование, расположенное на ней, не является муниципальной собственностью. собственник площадки не установлен. Земельный участок, на котором расположена детская площадка, не отмежеван, чьей-либо собственностью не является. Согласно действующему законодательству собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания вправе определить размер и границы придомового земельного участка. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные, входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, которые на основании решения общего собрания вправе обустроить придомовую территорию по своему усмотрению. Истец также является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, однако совместно с другими собственниками мер для приведения детской площадки в соответствии с нормами не предпринял. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Председатель привлеченного в качестве соответчика ТСН "Парус" ФИО7, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, указав, что ТСН "Парус" установку детской площадки по адресу <адрес> не производило. Земельный участок, находящийся в границах указанного дома, не сформирован, кадастровый учет не произведен, придомовая территория не разграничена, находится на балансе администрации городского поселения "Могочинское". Вопросы организации благоустройства и озеленения территории поселения относятся к вопросам местного значения и находятся в ведении администрации городского поселения. В удовлетворении исковых требований к ТСН "Парус" просил отказать.
Привлеченный в качестве соответчика ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, вместе с тем указал, что необходимо выполнить не демонтаж, а перенос детской площадки, расположив её в соответствии с нормативными требованиями, но лучше это сделать в теплое время года и после решения вопроса с правоустанавливающими документами относительно земельного участка. Дополнительно пояснил, что монтаж детской площадки осуществлен непосредственно им совместно с другими жителями дома, общего собрания собственников не проводили, разрешительной документации на земельный участок и детскую площадку не оформляли.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО3 обратился в Могочинскую межрайонную прокуратуру с заявлением о проверке законности монтажа детской площадки на придомовой территории <адрес> в <адрес>, оборудованной с нарушением существующих правил, поскольку детская площадка оборудована на расстоянии <данные изъяты> метра от окон жилого дома, где он проживает (л.д. 4).
Согласно ответу заместителя прокурора от ДД.ММ.ГГГГ№ обращение истца с материалами проверки направлено в администрацию городского поселения "Могочинское" для проведения муниципального земельного контроля, поскольку детская площадка построена собственниками квартир многоквартирных домов № и № по <адрес> в <адрес>, земельный участок, занимаемый детской площадкой не отмежеван и собственность на него не разграничена (л.д. 6).
Из ответа администрации городского поселения "Могочинское" № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании ДД.ММ.ГГГГ Земельного кодекса РФ в Могочинский межмуниципальный отдел Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> направлена копия акта проверки соблюдения земельного законодательства по вопросу правомерности размещения детской площадки по адресу: <адрес> для рассмотрения указанного акта и принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении. Кроме того, указано, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания вправе определить размер и границы придомового земельного участка. С момента формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные, входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность.
Как следует из пояснений сторон в судебном заседании, площадка построена группой собственников жилых помещений домов № и № по <адрес> в <адрес>, площадка расположена с нарушением норм, а именно ближе чем <данные изъяты> метров от окон жилого дома, на день подачи иска детская площадка не демонтирована, правоустанавливающие документы на земельный участок придомовой территории по адресу: <адрес> расположенную на нем детскую площадку не оформлены, общего собрания собственников жилья по этому вопросу не проводилось.
Согласно части <данные изъяты> статьи <данные изъяты> Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и части <данные изъяты> статьи <данные изъяты> Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Согласно п. 2 ст. <данные изъяты> Земельного Кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
В соответствии с положениями ст.36 Жилищного кодекса РФ, ст.43 Градостроительного кодекса РФ, ч.2 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № № «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», граница земельного участка многоквартирного дома устанавливается на основании проекта межевания территории.
Разработанный проект межевания должен соответствовать требованиям градостроительного, земельного, жилищного и иного законодательства, в частности градостроительной документации, определяющей границы и градостроительное назначение участков территории, а также градостроительным нормативам и правилам.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, для дальнейшей постановки его на государственный кадастровый учет в целях регистрации на него общей долевой собственности осуществляется в границах, согласно проекту межевания квартала, на основании заявления любого собственника, за исключением земельных участков общего пользования (проезды, скверы, инженерные коммуникации, кабельные сети), которые в соответствии с п. № ЗК РФ не подлежат приватизации и отчуждению из собственности.
Формирование границ конкретного земельного участка для постановки земельного участка на государственный кадастровый учёт производится на основании утверждённого проекта межевания.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. № «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация благоустройства территории относится к вопросам местного значения. Под благоустройством территории понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, по размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (ст. 2 названного Закона).
В соответствии с п.п. № Устава городского поселения "Могочинское" утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений относятся к вопросам местного значения городского поселения «Могочинское».
В соответствии с №. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*» (утв. Приказом Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№), в кварталах (микрорайонах) жилых зон необходимо предусматривать размещение площадок общего пользования различного назначения с учетом демографического состава населения, типа застройки, природно-климатических и других местных условий. Состав площадок и размеры их территории должны определяться территориальными нормами или правилами застройки. При этом общая площадь территории, занимаемой площадками для игр детей, отдыха взрослого населения и занятий физкультурой, должна быть не менее <данные изъяты> общей площади квартала (микрорайона) жилой зоны. Размещение площадок необходимо предусматривать на расстоянии от окон жилых и общественных зданий для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста не менее <данные изъяты> метров.
Как следует из представленных суду документов, а именно переписки истца ФИО3 с Могочинской межрайонной прокуратурой <адрес>, администрацией городского поселения "Могочинское", а также из пояснений участников судебного заседания, со стороны администрации городского поселения "Могочинское" при установленных нарушениях правил монтажа малых архитектурных форм детской площадки вблизи <адрес> края меры по демонтажу детской площадки не предпринимались, что свидетельствует о бездействии со стороны администрации городского поселения "Могочинское" как собственника земельного участка.
Согласно уставу Товарищества собственников недвижимости "Парус", утвержденному общим собранием собственников помещений ТСН "Парус" от ДД.ММ.ГГГГ товарищество создано в целях совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества (п.2.1 Устава). В соответствии с п.4 Устава товарищество обязано обеспечивать выполнение требований Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ), положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества, осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном ЖК РФ, обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью, принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому.
Как следует из объяснений истца, и не отрицалось председателем ТСН "Парус", истец неоднократно обращался в ТСН "Парус" по вопросу законности монтажа детской площадки по адресу: <адрес>, однако мер в нарушение устава ТСН для организации детской площадки в соответствии с требованиями действующего законодательства принято не было. Также ТСН не было принято мер, препятствующих монтажу детской площадки с нарушениями строительных норм на земельном участке, на основании закона принадлежащем на праве общей долевой собственности собственникам жилых помещений, но не сформированном и не поставленном на кадастровый учет в установленном порядке, что носит заявительный характер и входит в полномочия ТСН.
При таких обстоятельствах, оценивая представленные доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что представители администрации городского поселения "Могочинское", ТСН "Парус", ссылаясь на то, что являются ненадлежащими ответчиками, сам факт нарушения требований действующего законодательства при монтаже детской площадки не отрицали, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований истца.
Вопреки доводам ответчика ФИО2 зимнее время года и отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок препятствием для демонтажа детской площадки не являются.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. Поскольку требование о возложении обязанности по демонтажу детской площадки является производным от требования о признании незаконным бездействия администрации городского поселения "Могочинское", суд присуждает возмещение государственной пошлины администрации городского поселения "Могочинское".
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Требования ФИО3 удовлетворить.
Признать бездействие администрации городского поселения "Могочинское" по демонтажу детской площадки, расположенной на придомовой территории <адрес> в <адрес> края, незаконным.
Возложить обязанность по демонтажу детской площадки, расположенной на придомовой территории <адрес> в <адрес> края на администрацию городского поселения "Могочинское", Товарищество собственников недвижимости "Парус", ФИО2 в течение месяца со дня вступления в силу решения суда.
Взыскать с администрации городского поселения "Могочинское" в пользу ФИО3 возмещение государственной пошлины в размере <данные изъяты><данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в <адрес> через Могочинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Л.А. Жгенти
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.