ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-413/20 от 08.07.2020 Успенского районного суда (Краснодарский край)

К делу №2а-413/2020

Решение

Именем Российской Федерации

с. Успенское 08 июля 2020 г.

Успенский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Даниленко А.А.,

с участием представителя административного истца – помощника Успенского районного прокурора Ведута А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Успенского района к администации Кургоковского сельского поселения Успенского района об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

установил:

Прокурор Успенского района обратился в суд с административным иском к администрации Кургоковского сельского поселения Успенского района об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.

Административный иск мотивирован тем, что прокуратурой района в феврале 2020 года проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при эксплуатации гидротехнических сооружений, в ходе которой установлены нарушения требований федерального законодательства.

Согласно реестру Северо-Кавказского управления Ростехнадзора о гидротехнических сооружениях, расположенных на территории Краснодарского края в собственности Кургоковского сельского поселения находится 1 гидротехническое сооружение (водоограждающая защитная дамба).

В ходе проверки визуальным осмотром данного гидротехнического сооружения установлены места размыва дамбы водным объектом р. Кубань.

Вместе с тем, на момент проверки у собственника указанного гидротехнического сооружения - Кургоковского сельского поселения отсутствовали документы, подтверждающие исполнение требований Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон №117-ФЗ) и Федерального закона от 27.07.2010 №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварий на опасном объекте».

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для внесения 28.02.2020 в адрес главы администрации Кургоковского сельского поселения представления с требованием об устранении нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

Однако, согласно, поступившей в прокуратуру района информации от 30.03.2020 № 92, о результатах рассмотрения названного акта прокурорского реагирования, требования прокурора по вышеуказанным вопросам фактически не исполнены.

Просят признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации Кургоковского сельского поселения Успенского района, выразившееся в неисполнение требований Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и Федерального закона от 27.07.2010 №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварий на опасном объекте» в отношении гидротехнического сооружения (водоограждающая защитная дамба), принадлежащего на праве собственности.

Обязать администрацию Кургоковского сельского поселения Успенского района получить в установленном законом порядке следующие документы:

разрешение на эксплуатацию гидротехнических сооружений (статья 19 Закона №117-ФЗ, п. 2 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 № 237;

акт обследования гидротехнического сооружения, предшествующего разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения, которое проводится с обязательным участием представителей органа надзора, предусмотренный статьей 9 Закона №117-ФЗ, пункт 7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 № 1303 (далее - Положение о декларировании безопасности ГТС);

декларация безопасности гидротехнического сооружения, предусмотренная статьей 10 Закона №117-ФЗ, пункт 4, 9 Положение о декларировании безопасности ГТС;

правила эксплуатации гидротехнических сооружений, согласованные с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, предусмотренные ст. 9 Закона №117-ФЗ;

документы, подтверждающие обеспечение проведения аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, регламентированные статьями 9, 9.1 Закона №117-ФЗ;

документы, подтверждающие обеспечение внесения в Российский регистр гидротехнических сооружений сведений о гидротехническом сооружении, предусмотренные статьей 9 Закона №117-ФЗ;

критерии безопасности гидротехнических сооружений, предусмотренные ст. 9 Закона №117-ФЗ;

проектная документация, определяющая объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), устанавливаемой на гидротехнических сооружениях, предусмотренная статьей 9 Закона №117-ФЗ, п. 6.27 СП 58.13330.2012;

документы, подтверждающие обеспечение контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и осуществление на основании полученных данных оценки безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярной оценки безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения (статья 9 Закона №117-ФЗ, п. 6.26, 6.29 СП 58.13330.2012);

документы, подтверждающие определение величины финансового обеспечения гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнических сооружений (статья 17 Закон №117-ФЗ, п. 3, 5 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 № 876;

документы, подтверждающие разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения, предусмотренные статьей 9 Закона №117-ФЗ;

проектные решения по предотвращению и локализации возможных аварий на гидротехнических сооружениях, предусмотренные статьей 9 Закона №117-ФЗ, п. 6.6 СП 58.13330.2012;

документы, подтверждающие финансирование мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения, предусмотренные статьей 9 Закона №117- ФЗ, п. 6.6 СП 58.13330.2012;

договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, предусмотренный статьей 15 Закона № 117-ФЗ, статьей 5, 10 Закона № 225-ФЗ.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник Успенского районного прокурора заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – администрации Кургоковского сельского поселения Успенского района в судебное заседание представил заявление о рассмотрении дела в упрощенном производстве, требования прокурора признал в полном объеме.

В связи с этим суд считает возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства на основании статей 291, 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд считает следующее.

В силу части 4 статьи 218 Кодекса об административном судопроизводстве РФ (далее - КАС РФ) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлениям о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района в феврале 2020 года проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при эксплуатации гидротехнических сооружений, в ходе которой установлены нарушения требований федерального законодательства.

Согласно реестру Северо-Кавказского управления Ростехнадзора о гидротехнических сооружениях, расположенных на территории Краснодарского края в собственности Кургоковского сельского поселения находится 1 гидротехническое сооружение (водоограждающая защитная дамба).

В ходе проверки визуальным осмотром данного гидротехнического сооружения установлены места размыва дамбы водным объектом р. Кубань.

Вместе с тем, на момент проверки у собственника указанного гидротехнического сооружения - Кургоковского сельского поселения отсутствовали документы, подтверждающие исполнение требований Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон №117-ФЗ) и Федерального закона от 27.07.2010 №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварий на опасном объекте» (далее - Закон №225-ФЗ), а именно:

разрешение на эксплуатацию гидротехнических сооружений (статья 19 Закона №117-ФЗ, пункт 2 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 № 237;

акт обследования гидротехнического сооружения, предшествующего разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения, которое проводится с обязательным участием представителей органа надзора, предусмотренный статьей 9 Закона №117-ФЗ, пунктом 7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 № 1303 (далее - Положение о декларировании безопасности ГТС);

декларация безопасности гидротехнического сооружения, предусмотренная статьей 10 Закона №117-ФЗ, пунктами 4, 9 Положение о декларировании безопасности ГТС;

правила эксплуатации гидротехнических сооружений, согласованные с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, предусмотренные статьей 9 Закона №117-ФЗ;

документы, подтверждающие обеспечение проведения аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, регламентированные статьей 9, 9.1 Закона №117-ФЗ;

документы, подтверждающие обеспечение внесения в Российский регистр гидротехнических сооружений сведений о гидротехническом сооружении, предусмотренные статьей 9 Закона №117-ФЗ;

критерии безопасности гидротехнических сооружений, предусмотренные статьей 9 Закона №117-ФЗ;

проектная документация, определяющая объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), устанавливаемой на гидротехнических сооружениях, предусмотренная статьей 9 Закона №117-ФЗ, п. 6.27 СП 58.13330.2012;

документы, подтверждающие обеспечение контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и осуществление на основании полученных данных оценки безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярной оценки безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения (статья 9 Закона №117-ФЗ, пункт 6.26, 6.29 СП 58.13330.2012);

документы, подтверждающие определение величины финансового обеспечения гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнических сооружений (статья 17 Закон №117-ФЗ, пункты 3, 5 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 № 876;

документы, подтверждающие разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения, предусмотренные статьей 9 Закона №117-ФЗ;

проектные решения по предотвращению и локализации возможных аварий на гидротехнических сооружениях, предусмотренные статьей 9 Закона №117-ФЗ, п. 6.6 СП 58.13330.2012;

документы, подтверждающие финансирование мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения, предусмотренные статьей 9 Закона №117- ФЗ, п. 6.6 СП 58.13330.2012;

договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, предусмотренный статьей 15 Закона № 117-ФЗ, статьей 5, 10 Закона № 225-ФЗ.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для внесения 28.02.2020 в адрес главы администрации Кургоковского сельского поселения представления с требованием об устранении нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

Однако, согласно, поступившей в прокуратуру района информации от 30.03.2020 № 92, о результатах рассмотрения названного акта прокурорского реагирования, требования прокурора по вышеуказанным вопросам фактически не исполнены.

В силу статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 2202-1) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Пунктом 2 статьи 1 и пунктом 1 статьи 21 Федерального закона № 2202-1 определяют, что прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Целью подобного надзора является обеспечение верховенства закона, единства и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Частью 3 статьи 22 Федерального закона № 2202-1 установлено, что прокурор в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами вносит представление об устранении нарушений закона.

Принимая во внимание общественную значимость вопросов исполнения законодательства в рассматриваемых сферах, подобное является недопустимым и требует незамедлительного принятия мер, направленных на устранение допущенных нарушений, создающих препятствие к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов неопределенного круга лиц.

Вышеперечисленные обстоятельства предоставляют право прокурору в соответствии со статьей 39 кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

При установленных обстоятельствах заявленные административные требования законные, обоснованные, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные административные исковые требования прокурора Успенского района к администрации Кургоковского сельского поселения Успенского района об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации Кургоковского сельского поселения Успенского района, выразившееся в неисполнение требований Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и Федерального закона от 27.07.2010 №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварий на опасном объекте» в отношении гидротехнического сооружения (водоограждающая защитная дамба), принадлежащего на праве собственности.

Обязать администрацию Кургоковского сельского поселения Успенского района получить в установленном законом порядке следующие документы:

разрешение на эксплуатацию гидротехнических сооружений (статья 19 Закона №117-ФЗ, пункт 2 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 № 237;

акт обследования гидротехнического сооружения, предшествующего разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения, которое проводится с обязательным участием представителей органа надзора, предусмотренный статьей 9 Закона №117-ФЗ, пункт 7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 № 1303 (далее - Положение о декларировании безопасности ГТС);

декларация безопасности гидротехнического сооружения, предусмотренная статьей 10 Закона №117-ФЗ, пункт 4, 9 Положение о декларировании безопасности ГТС;

правила эксплуатации гидротехнических сооружений, согласованные с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, предусмотренные статьей 9 Закона №117-ФЗ;

документы, подтверждающие обеспечение проведения аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, регламентированные статьями 9, 9.1 Закона №117-ФЗ;

документы, подтверждающие обеспечение внесения в Российский регистр гидротехнических сооружений сведений о гидротехническом сооружении, предусмотренные статьей 9 Закона №117-ФЗ;

критерии безопасности гидротехнических сооружений, предусмотренные статьей 9 Закона №117-ФЗ;

проектная документация, определяющая объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), устанавливаемой на гидротехнических сооружениях, предусмотренная статьей 9 Закона №117-ФЗ, пункт 6.27 СП 58.13330.2012;

документы, подтверждающие обеспечение контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и осуществление на основании полученных данных оценки безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярной оценки безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения (статья 9 Закона №117-ФЗ, п. 6.26, 6.29 СП 58.13330.2012);

документы, подтверждающие определение величины финансового обеспечения гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнических сооружений (статья 17 Закон №117-ФЗ, пункты 3, 5 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 № 876;

документы, подтверждающие разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения, предусмотренные статьей 9 Закона №117-ФЗ;

проектные решения по предотвращению и локализации возможных аварий на гидротехнических сооружениях, предусмотренные статьей 9 Закона №117-ФЗ, пункт 6.6 СП 58.13330.2012;

документы, подтверждающие финансирование мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения, предусмотренные статьей 9 Закона №117- ФЗ, пункт 6.6 СП 58.13330.2012;

договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, предусмотренный статьей 15 Закона № 117-ФЗ, статьей 5, 10 Закона № 225-ФЗ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Успенский районный суд.

Судья