ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4144/20 от 22.10.2020 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи - Мамаева А.К.,

при секретаре судебного заседания - Курамагомедовой З.Х.,

с участием представителя заинтересованного лица ФИО1 – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-4144/20 по административному исковому заявлению ФИО3 к Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» и Управлению архитектуры и градостроительства администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» о признании незаконным уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги «перевод жилого помещения в нежилое помещение и о возложении обязанности перевести жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в нежилое,

установил:

ФИО3 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» и Управлению архитектуры и градостроительства администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» о признании незаконным уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение и о возложении обязанности перевести жилое помещение, в нежилое, мотивируя свои требования тем, что являясь собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> обратилась с заявлением о предоставлении муниципальной услуги, связанной с переводом принадлежащего ей жилого помещения в нежилое. Однако административным ответчиком без законных на то оснований в предоставлении муниципальной услуги отказано.

ФИО3 в судебном заседании поддержала иск, просила его удовлетворить и дала объяснения, в основном аналогичные тексту заявления.

Представитель заинтересованного лица ФИО1 – ФИО2 в судебное заседание явился, против удовлетворения заявленных требований возражал.

Заслушав объяснение истца, представителя заинтересованного лица и исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Судом установлено, что <адрес> в <адрес> принадлежит ФИО3 согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности (кадастровый ).

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО3 также зарегистрировано право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования – магазины (кадастровый ).

Из административного иска следует, что ФИО3 обратилась в Управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение».

Уведомлением Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ/-2154/19 сообщено, что предоставление ФИО3 данной услуги, не возможно, поскольку согласно выписке из ЕГРН видом жилого помещения является квартира. Рекомендовано установить в судебном порядке фактическое назначение жилого помещения, зарегистрировать вид жилого помещения как индивидуальный жилой дом и вновь обратиться за предоставлением указанной муниципальной услуги.

Согласно выводам экспертного исследования АНО «Независимая судебная-экспертная компания» от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного по инициативе ФИО3, <адрес> входящая в состав многоквартирного жилого дома литер «А» по <адрес> в <адрес>, расположена на первом этаже отдельно стоящего жилого дома литер «А»; по состоянию на день осмотра к помещениям, входящим в состав <адрес> имеется возможность прямого доступа; в состав квартиры входят помещения общей площадью 49,2 кв.м, в том числе жилой - 21,2 кв.м и вспомогательной-28,2 кв.м, которые не используются собственником в качестве мест постоянного проживания.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми (часть 3 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

Часть 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое помещение, которые собственник соответствующего помещения должен представить в орган, осуществляющий такой перевод.

К числу таких документов отнесены, в частности: протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

По результатам рассмотрения представленных документов выносится решение о переводе или об отказе в переводе помещения (часть 4 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно пунктам 3 и 4 части 1 статьи 36 ЖК Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.

В соответствии с частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, как и распоряжение этим имуществом, осуществляются по соглашению всех ее участников.

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При проведении перепланировки и переустройства жилых помещений не требуется согласия собственников помещений многоквартирного дома, за исключением случая, установленного частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации: если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права 05-АА 752094, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> в <адрес> принадлежит ФИО1 на праве собственности (кадастровый :Ж).

Также согласно свидетельству о государственной регистрации права 05-АА 869636, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> в <адрес> принадлежит ФИО1 на праве собственности (кадастровый ).

Из объяснений представителя заинтересованного лица ФИО1 – ФИО2 следует, что собрание собственников многоквартирного <адрес> в <адрес> по вопросу перевода <адрес> в <адрес> из жилого помещения в нежилое не проводилось. Какого либо письменного согласия его доверитель как собственник <адрес> 5 в многоквартирном <адрес> в <адрес> на перевод из жилого помещения в нежилое либо на уменьшение общего имущества не давал.

В судебном заседании установлено, что разрешение всех собственников помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> на использование общего имущества многоквартирного дома у ФИО3, отсутствует, а вышеуказанные нормы материального права, предусматривают, что только с согласия всех собственников многоквартирного дома, являющихся также сособственниками общего имущества многоквартирного дома, возможно, какие либо реконструкции.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" одним из основных принципов предоставления государственных услуг является правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 названного Федерального закона органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.

Административный регламент«Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилое помещение в жилое помещение в индивидуальном секторе» утвержден Постановлением Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. Предоставление муниципальной услуги осуществляет Администрация городского округа с внутригородским делением «<адрес>» в лице МКУ Управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>».

Кроме того, Административный регламент«Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилое помещение в жилое помещение в многоквартирном доме» утвержден Постановлением Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. Предоставление муниципальной услуги осуществляет Администрация городского округа с внутригородским делением «<адрес>» в лице Управления по жилищным вопросам Администрации <адрес>. Заявителем данной муниципальной услуги могут выступать лица, являющиеся собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, что следует из пункта 1.2.1 регламента.

Из ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, а жилым домом признается индивидуально-определенное здание.

Информация о характеристиках объекта недвижимости (о виде жилого помещения) является обязательной для органа, местного самоуправления, оказывающего муниципальную услугу, поскольку при принятии решения руководствуется сведениями ЕГРН как единственного доказательства, произвольное определение органом местного самоуправления вида жилого помещения не допускается.

Следовательно, ФИО3 представлены документы в ненадлежащий орган, поскольку перевод жилого помещения в нежилое в многоквартирном доме осуществляет Управление по жилищным вопросам Администрации <адрес>.

По смыслу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет требование гражданина, если признает, что оспариваемые решение, действие органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии таких обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении административного иска (пункт 2).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку не установил не соответствия действий со стороны административного ответчика нормативным правовым актам и нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

В тоже время ФИО3 не лишена права установить в судебном порядке фактическое назначение жилого помещения, зарегистрировать вид жилого помещения как индивидуальный жилой дом и вновь обратиться за предоставлением указанной муниципальной услуги.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» и Управлению архитектуры и градостроительства администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» о признании незаконным уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги «перевод жилого помещения в нежилое помещение и о возложении обязанности перевести жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в нежилое – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд <адрес> в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме, через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья А. К. Мамаев