ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-414/20 от 18.11.2020 Комаричского районного суда (Брянская область)

УИД 32RS0017-01-2020-000611-24

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Комаричи Брянская область Дело №2а-414/2020

18 ноября 2020 года

Комаричский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи – Кадыковой Е.С.,

при секретаре – Вдовенковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Быховской сельской администрации Комарчиского муниципального района Брянской области к Комаричскому районному отделу Управления службы судебных приставов по Брянской области, Управлению федеральной службы судебных приставов Брянской области, судебному приставу-исполнителю Комаричского районного отдела Управления федеральной службы судебных приставов Брянской области ФИО2 А.ичу об уменьшении испонлительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель административного истца обратился в суд с иском к Комаричскому районному отделу Управления службы судебных приставов по Брянской области об уменьшении испонлительского сбора.

В обоснование заявленных требований указал, что решением Комаричского районного суда Брянской области от 01.06.2018 по делу №2-338/2018 удовлетворены исковые требования прокурора Комаричского района Брянской области к Быховской сельской администрации об обязании принять меры по постановке на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на земельный участок, на котором располагается кладбище в п.Фроловский Комаричского района Брянской области, в срок до 01 июня 2019 года.

02.07.2019 судебным приставом –исполнителем Комаричского РОСП УФССП России по Брянской области возбуждено исполнительное производство -ИП.

В связи с неисполнением требований в добровольном порядке 09.07.2020 судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

Ссылаясь на то, что Быховская сельская администрация является органом исполнительной власти с дефицитным бюджетом, на основании ст. 112 Федерального закона от 02.07.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» представитель административного истца ФИО1 просит суд уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Комаричского РОСП УФССП России по Брянской области от 09.07.2020 , на одну четверть - 12 500 руб.

Определением суда от 12.10.2020 к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены – Управление федеральной службы судебных приставов Брянской области, судебный пристав-исполнитель Комаричского районного отдела Управления федеральной службы судебных приставов Брянской области ФИО2, в качестве заинтересованного лица – прокурор Комаричского района Брянской области.

В судебное заседание представитель административного истца Быховской сельской администрации Комаричского муниципального района Брянской области - ФИО1 не явилась, надлежащим образом извещена о дате и времени рассмотрения дела, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель административного ответчика Комаричского РОСП УФССП России по Брянской области, судебный пристав-исполнитель ФИО2 в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, решение оставил на усмотрение суда. Представитель административного ответчика УФССП России по Брянской области представитель заинтересованного лица – прокурор Комаричского Брянской области в судебное заседание не явились, надлежащим образам извещены о дате и времени рассмотрения дела.

Суд, в порядке ст.150 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Статья 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об исполнительном производстве" наделяет судебного пристава-исполнителя правом взыскания исполнительского сбора как одного из условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

В силу ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч.1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч.2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч.3).

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч.6).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7).

Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №13-П, исполнительский сбор должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Следовательно, установленный размер взыскания исполнительского сбора (пятьдесят тысяч рублей для должника-организации в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.

Как установлено в судебном заседании, решением Комаричского районного суда Брянской области от 01.06.2018 по гражданскому делу №2-338/2020 удовлетворены исковые требования прокурора Комаричского района Брянской области к Быховской сельской администрации Комаричского муниципального района Брянской области об обязании принять меры к постановке на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на земельный участок, на котором располагается кладбище в п.Фроловский Комаричского района Брянской области, в срок до 01.06.2019.

Решение суда вступило в законную силу 07.07.2018.

Исполнительный лист от 07.07.2018, выданный Комаричским районным судом по делу по гражданскому делу №2-338/2018, предъявлен к исполнению в Комаричский РОСП УФССП России по Брянской области 02.07.2019.

02.07.2019 судебным приставом – исполнителем Комаричского РОСП УФССП России по Брянской области на основании исполнительного листа от 07.07.2018, возбуждено исполнительное производство -ИП, в котором должнику был предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Определением Комаричского районного суда Брянской области от 22.07.2019 Быховской сельской администрации предоставлена отсрочка исполнения решения суда по гражданскому делу №2-338/2018 сроком до 07.02.2020.

В адрес Быховской сельской администрации было вынесено требование в течение 30 дней об исполнении решение суда, которое было получено главой Быховской сельской администрации 16.04.2020.

09 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем Комаричского районного отдела судебных приставов УФССП по Брянской области ФИО2 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации Комаричского сельского поселения Комаричского района Брянской области в размере 50 000 рублей. Основанием для взыскания указанного сбора, послужило то обстоятельство, что в срок, установленный для добровольного исполнения, требования вышеуказанного исполнительного документа не исполнены.

Как следует из представленных документов, 16.06.2020 между Быховской сельской администрацией и кадастровым инженером С.С.В. был заключен договор подряда о выполнении кадастровым работ в отношении земельных участков, на которых расположены захоронения (кладбища), расположенных в п. Соловьевский, п. Фроловский, д.Козлово Комаричского района Брянской области. Стоимость работ составляет 26100 руб. Срок выполнения работ – 3 месяца.

Постановлением администрации Комаричского муниципального района Брянской области от 06.08.2020 предварительно согласовано предоставление в постоянное бессрочное пользование земельного участка в кадастровом квартале , расположенного по адресу: Брянская область, Комаричский район, Быховское сельское поселение, площадью 4932 кв.м., из земель особо охраняемых территорий и объектов, в территориальной зоне – СН3 – зона кладбищ, вид разрешенного использования – ритуальная деятельность.

Постановлением администрации Комаричского муниципального района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка в кадастровом квартале , расположенного по адресу: Брянская область, Комаричский район, Быховское сельское поселение, площадью 4932 кв.м., из земель особо охраняемых территорий и объектов, в территориальной зоне – СН3 – зона кладбищ, вид разрешенного использования – ритуальная деятельность.

12.11.2020 направлено заявление о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, на котором располагается кладбище.

Кроме того, согласно информации администрации Быховского сельского поселения Комаричского района, расходная часть бюджета на 01 января 2020 года составила 2 416 584 руб.54 коп, из них на первоочередные нужды направлено: заработная плата 526 736 руб.; начисления на заработную плату 244 тыс. руб.; эксплуатация и содержание имущества казны муниципального образования 406 162 руб. 35 коп.; работы и услуги по содержанию имущества 261 444 руб. 35 коп., дорожное хозяйство - 516 775 руб. Расходная часть бюджета Быховского сельского поселения на уплату налогов и пошлин и сборов составляет 1000 руб., уплату иных платежей – 27300 руб.

Из представленных материалов следует, что сумма, подлежащая уплате в качестве исполнительского сбора, является для администрации Быховского сельского поселения значительной, обращение должника с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора вызвано его тяжелым финансовым положением. При этом представитель административного истца не оспаривает право судебного пристава на взыскание исполнительского сбора и законность постановление о взыскании исполнительского сбора, а также подтверждает факт неисполнения в установленный судебным приставом срок требований исполнительного документа.

В пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Как усматривается из материалов дела, административный истец, несмотря на тяжелое финансовое положение и невозможность исполнения возложенной обязанности в установленный срок ввиду длительности проводимой процедуры постановки земельных участков на кадастровый учет и их государственной регистрации, предпринимал меры к исполнению требований исполнительного документа, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела документы. Изложенное свидетельствует о том, что должник не уклонялся от исполнения требований исполнительного документа.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о доказанности административным истцом создавшегося у него затруднительного финансового положения, разумности и обоснованности заявленного требования о снижении суммы исполнительского сбора.

На основании изложенного, суд, руководствуясь конституционными принципами справедливости наказания, его индивидуализации, дифференцированности и соразмерности, с учетом характера совершенного нарушения и степени вины должника, иных отмеченных выше фактических обстоятельств дела, считает, что требования административного истца об уменьшении исполнительского сбора, подлежат удовлетворению, а исполнительский сбор, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя Комаричского РОСП УФССП России по Брянской области от 09.07.2020, подлежит уменьшению на 1/4 (50000:4=12500), то есть до суммы в 37 500 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Быховской сельской администрации Комаричского муниципального района Брянской области к Комаричскому районному отделу Управления службы судебных приставов по Брянской области, Управлению федеральной службы судебных приставов Брянской области, судебному приставу-исполнителю Комаричского районного отдела Управления федеральной службы судебных приставов Брянской области ФИО2 А.ичу об уменьшении испонлительского сбора – удовлетворить.

Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с Быховской сельской администрации Комаричского муниципального района Брянской области постановлением судебного пристава-исполнителя Комаричского районного отдела судебных приставов Управления федеральной службы судебных приставов по Брянской области от 09 июля 2020 года с 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей на одну четверть, то есть до 37 500 (тридцати семи тысяч пятисот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Комаричский районный суд Брянской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.С. Кадыкова