ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-414/2017 от 16.01.2017 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2а-414/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово

в составе председательствующего судьи Лебедевой Е.А.

при секретаре Георгиевой Ю.И.

Рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Кемерово

«16» января 2017 г.

административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области о признании незаконными постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 11.05.2012 г. ###, от 01.04.2013 г. ###,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с указанным административным исковым заявлением и просит суд признать незаконными постановления, выписанные УПРФ, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование и отменить взыскания, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Свои требования мотивирует тем, что ФИО1**.**.**** г.р., **.**.**** года открыл регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Дохода от деятельности ИП не было и **.**.**** года он устроился на постоянную работу в ФГУП (Федеральное Государственное унитарное предприятие) "Ведомственная охрана" Минэнерго России, работает в данной организации по настоящее время. Какую-либо предпринимательскую деятельность он уже не осуществлял.

Прекратив осуществлять предпринимательскую деятельность, регистрацию в качестве ИП ФИО1 не закрывал, поскольку предполагал возобновить деятельность, закрыл регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя **.**.****.

Но на основании: ч.б. ст.14 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации", плательщики страховых взносов, настоящего ФЗ, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды, указанные в пунктах: 1 статьи 12 ФЗ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части военной службы по призыву а также другой службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Органы государственной охраны входят в список перечисленных лиц изложенных в ст. 1 Закона РФ от 12,02.1993 N 4468-1.

В соответствии со ст.5 Федерального закона "О ведомственной охране" от 14.04.1999 N 77-ФЗ, Ведомственная охрана относится к государственной охране.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности от 09.01.2017 г., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, предоставила возражения на административное исковое заявление в письменном виде, а также просила суд отказать административному истцу в удовлетворении административных исковых требований в связи с пропуском срока обращения в суд за защитой своих нарушенных прав и отсутствием уважительных причин его пропуска.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в процессе, изучив письменные материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление ФИО1 удовлетворению не подлежит.

В соответствии п. п.1 2 ст. 1 кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации Настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:

В соответствии со статьей 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Из материалов дела следует, что ФИО1**.**.****г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекращена **.**.****

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами.

В ст.5 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», действующего с 01.01.2010г., определены плательщики страховых взносов, к которым относятся, в том числе индивидуальные предприниматели.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию является установление трудовой пенсии. Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ индивидуальным предпринимателем производится с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Поэтому гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.

Действующим законодательством о пенсионном страховании обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится в зависимость от факта неосуществления ими предпринимательской деятельности.

С 01.01.2010г отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также -фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 №212-ФЗ.

В соответствии со ст.14, п.1 ст.18, п.5 ст.16 Федерального закона №212-ФЗ от 24.07.2009г. индивидуальные предприниматели своевременно и в полном объеме обязаны уплачивать страховые взносы размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Данная обязанность возникает с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Согласно ч. 1, ч. 8 ст. 16 названного Закона расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (ч. 1).

В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (ч. 8).

За нарушение плательщиком страховых взносов сроков уплаты причитающихся сумм страховых взносов ст. 25 того же Закона предусмотрено взыскание пени.

В связи с неисполнением обязанности по уплате сумм страховых взносов УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области в отношении ИП ФИО1 вынесены постановления о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 11.05.2012г. ### и от 01.04.2013г. ###.

ФИО1 полагая, что данные постановления от 11.05.2012г. и от 01.04.2013г. являются незаконными, обратился в суд с указанным административным иском, в котором ссылается на п.п.а п.1 ст.1 Закона РФ от 12.02.1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы», где сказано, что действие данного закона распространяется на лиц, проходивших военную службу в органах государственной охраны. Указывает, что на основании: ч.6. ст.14 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации", плательщики страховых взносов, настоящего ФЗ, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды, указанные в пунктах: 1 статьи 12 ФЗ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части военной службы по призыву а также другой службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

При этом, согласно п.4 ч.4 ст. 19 Федерального закона №57-ФЗ «О государственной охране» сотрудникам органов государственной охраны запрещается заниматься предпринимательской деятельностью или оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении такой деятельности. Сотрудники органов государственной охраны не вправе совмещать военную службу с другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению ими служебных обязанностей, за исключением случаев, если это вызвано служебной необходимостью.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.08.2004г. №1013 структура органов государственной охраны включает в себя 1)Федеральную службу охраны Российской Федерации (ФСО России), 2) Подразделения ФСО России, осуществляющие отдельные полномочия ФСО России, 3) Военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования ФСО России.

ФИО1 с 2006 года по настоящее время работает в Кемеровском филиале ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России. Данная организация является ведомственной охраной и не входит в структуру органов государственной охраны, в связи с чем, доводы административного истца в указанной части являются несостоятельными.

Так как страховые взносы ФИО1 своевременно и в полном объеме не оплачивал, Управление в соответствии с действующим законодательством РФ направило в адрес ИП ФИО1 требование ### от 29.03.2012г., ### от 14.02.2013г., что подтверждается реестрами почтовых отправлений и данными с сайта Почты России.

С учетом изложенного, оснований для признания незаконными постановлений ГУ – УПФ РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области ### от 11.05.2012г. и ### от 01.04.2013г. у суда не имеется.

Более того, ранее ФИО1 уже обращался в Центральный районный суд с административным иском о признании незаконными Постановлений Управления Пенсионного фонда в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного) ### от 01.04.2013г. и ### от 11.05.2012г. По данному иску Центральным районным судом г.Кемерово принято решение об отказе в удовлетворении требований ФИО1 в полном объеме. Решение вступило в законную силу 15.12.2016г. (Дело №2а-7447/2016). Решение суда по данному делу вступило в законную силу 16.12.2016 г.

Также, суд полагает, что ФИО1 пропущен срок обращения в суд с требованием об оспаривании постановлений от 11.05.2012г. и от 01.04.2013г., при этом, с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока ФИО1 в ходе рассмотрения настоящего дела не обращался.

Статьей 53 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» предусмотрено право каждого лица обжаловать решения и иные акты органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера (далее - акты органа контроля за уплатой страховых взносов), действия (бездействие) его должностных лиц, если, по мнению этого лица, акты, действия (бездействие) нарушают права этого лица.

Согласно части 4 статьи 54 Закона № 212-ФЗ судебное обжалование актов органа контроля за уплатой страховых взносов, действий (бездействия) его должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи заявления в суд общей юрисдикции.

Срок обжалования таких актов в суд общей юрисдикции Законом о страховых взносах не предусмотрен.

Частью 2 статьи 55 Закона о страховых взносах предусмотрен срок обжалования актов органа контроля вышестоящему должностному лицу в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Поскольку Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не предусмотрен срок для обжалования постановлений пенсионного органа, то с учетом положений части 4 статьи 2 названного Кодекса по аналогии подлежит применению срок обжалования актов органа контроля, предусмотренный частью 2 статьи 55 Закона о страховых взносах.

Иное понимание указанного нормативного регулирования поставило бы в неравное положение лиц, несогласных с актом пенсионного органа в зависимости от выбранного способа обжалования.

Согласно ч.2 ст.55 Федерального закона №212-ФЗ жалоба в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов подается, если иное не предусмотрено законом, в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Кемерово от 10.11.2016 г. по делу № 2а-7447/2016 установлено, что оспариваемые постановления были направлены в адрес ФИО1 22.05.2012г. и от 10.04.2013г., о чем свидетельствуют почтовые реестры.

В судебном заседании при рассмотрении дела № 2а-7447/2016 ФИО1 не оспаривал, что о вынесенных постановлениях Пенсионного фонда ему стало известно около двух лет назад от судебного пристава-исполнителя, который направил данные постановления для принудительного исполнения по месту его работы. По его (Дядченко) заявлению судебный пристав-исполнитель отозвал постановления Пенсионного фонда.

Однако, за судебной защитой своих прав с настоящим административным исковым заявлением ФИО1 обратился лишь 22.12.2016 г., то есть с пропуском трехмесячного срока.

При этом, доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока обращения в суд, со стороны административного истца не представлено, ходатайств о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи настоящего административного искового заявления в суд, не заявлено.

Учитывая изложенное, правовые основания для признания незаконными постановления УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от **.**.****###, от **.**.****###, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 219, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области о признании незаконными постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от **.**.****###, от **.**.****###, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме.

Судья: Е.А. Лебедева

Решение в мотивированной форме 20.01.2017 г.