ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-414/2022 от 01.02.2022 Рыбинского городского суда (Ярославская область)

Дело №2а- 414/2022

(№ 2а-4794/2021)

Мотивированное решение изготовлено 1 февраля 2022 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Рыбинский городской суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Леоновой Е.С.,

при секретаре Соколовой К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 25 января 2022 г. в городе Рыбинске Ярославской области административное дело по административному иску ФИО1 к Департаменту по социальной поддержке населения Администрации городского округа город Рыбинск о признании незаконным отказа, возложении обязанности,

установил:

ФИО1 обратилась в Рыбинский городской суд Ярославской области с административным исковым заявлением к Департаменту по социальной поддержке населения Администрации городского округа город Рыбинск.

В обоснование исковых требований указано, что в апреле 2021г. семья административного истца состоящая из шести человек переехала из Латвии в Россию на постоянно место жительства. ФИО1 является гражданкой РФ, ее муж ФИО2 является гражданином Латвии, дети ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4 и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения- граждане РФ. Приехав в РФ, семья арендовала жилье, а позже приобрели в собственность дом и земельный участок по адресу: <адрес>. Старший сын Максим учится в Рыбинском технико-транспотном техникуме, ФИО8 - в средней общеобразовательной школе , дочери ФИО5 и ФИО9 посещают детский сад . ФИО1 назначены ежемесячные пособия при рождении третьего или последующих детей, меры социальной поддержки РФ распространяются на семью ФИО1 В Латвии семья имела статус многодетной, было выдано удостоверение многодетной семи. 11.10.2021 ФИО1 получила отказ в выдаче удостоверения многодетной семьи при обращении в Департамент по социальной поддержке населения Администрации городского округа г.Рыбинск Ярославской области РФ. ФИО1 считает отказ незаконным, нарушающим права ее семьи, что послужило основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением.

В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного истца адвокат Савинова И.Е., действующая на основании ордера, заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Департамента по социальной поддержке населения Администрации городского округа г.Рыбинск в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства был уведомлен надлежащим образом, представил отзыв на административный иск, где требования не признал, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Заинтересованное лицо ФИО2 в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что у него временный вид на жительство, он не претендует на получение мер социальной поддержки.

Заинтересованное лицо ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица Администрации городского округа г.Рыбинск в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства был уведомлен надлежащим образом.

Выслушав административного истца, представителя административного истца, заинтересованных лиц ФИО7, ФИО2 исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (часть 1 статьи 17 Конституции РФ).

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (часть 2 статьи 17 Конституции РФ).

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции РФ).

Под защитой государства находится также семья, материнство и детство (часть 1 статьи 38 Конституции РФ).

Часть 2 статьи 7 Конституции Российская Федерация обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства.

В силу положений статьи 3 Конвенции ООН "О правах ребенка", одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка (пункт 1 статьи 27 Конвенции).

Согласно ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 года N-532-ст, многодетная семья - семья, имеющая трех и более детей, признанная в установленном порядке многодетной в соответствии с порогом многодетности, установленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2.4.3).

В соответствии с пп. "а" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года №431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга постановлено определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.

Согласно статье 19 Закона Ярославской области от 19 декабря 2008 года № 65-з" Социальный кодекс Ярославской области" участниками социальных правоотношений являются граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории Ярославской области.

Право на участие в социальных правоотношениях возникает у граждан не ранее первого месяца их постоянного или преимущественного пребывания на территории Ярославской области, если иное не установлено настоящим Кодексом (пункт 1).

В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, настоящим Кодексом или иными законами Ярославской области, регулирующими социальные правоотношения, участниками социальных правоотношений могут являться граждане Российской Федерации независимо от места их проживания, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Ярославской области (пункт 2).

В соответствии со статьей 25 Закона Ярославской области от 19 декабря 2008 N-65-з многодетные семьи - семьи, в которых совместно проживающие и ведущие общее хозяйство родители (единственный родитель), а равно усыновители, опекуны (попечители), воспитывают и содержат трех и более проживающих с ними детей (включая лиц, указанных в части 3 статьи 24 настоящего Кодекса).

В состав многодетной семьи могут входить и иные члены семьи, на которых не распространяется социальная поддержка, установленная настоящим Кодексом. Дети, указанные в части 4 статьи 24 настоящего Кодекса, не учитываются в составе многодетной семьи (пункт 1). Документом, подтверждающим право на получение мер социальной поддержки, установленных настоящим Кодексом для многодетных семей, является удостоверение многодетной семьи (пункт 4).

Порядок выдачи удостоверений многодетным семьям Ярославской области утвержден постановлением Правительства Ярославской области от 12 февраля 2013 года № 103-П. В соответствии с пунктом 3 указанного постановления Правительства Ярославской области в редакции от 13 июля 2018 года право на получение удостоверения имеют многодетные семьи Ярославской области, члены которых являются гражданами Российской Федерации и в которых совместно проживающие и ведущие общее хозяйство родители (единственный родитель), а равно усыновители, опекуны (попечители) воспитывают и содержат трех и более проживающих с ними детей, включая усыновленных (удочеренных) детей, пасынков и падчериц, детей, находящихся под опекой (попечительством), в том числе в приемной семье.

Мнение административного ответчика о том, что на территории Ярославской области семьи, имеющие в составе родителя, не являющегося гражданином Российской Федерации, не обладают правом на получение мер социальной поддержки, установленных для многодетных семей, а также на выдачу удостоверения многодетной семьи, не принимая во внимание при этом права и законные интересы другого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, а также несовершеннолетних детей не верно и не основано на законе.

Как установлено судом, семья истца состоит из шести человек - истец, ее супруг и четверо несовершеннолетних детей, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Истец с детьми имеет гражданство Российской Федерации, супруг истца и отец детей – ФИО2, является гражданином Латвийской Республики.

Как следует из материалов дела, заинтересованное лицо ФИО2 законно находится на территории Российской Федерации на основании разрешения на временное проживание до 01.12.2023 (л.д. 19), зарегистрирован и проживает на территории Ярославской области в <адрес>, получателем льгот, предусмотренных многодетным семьям, не является, в связи с чем право истца на получение удостоверения многодетной семьи не может быть ограничено и подлежит реализации.

Ответчиком не учтено, что многодетная семья может включать и иностранных граждан, на которых меры социальной поддержки не распространяются, что вместе с тем, не может ограничить права иных членов многодетной семьи, являющихся гражданами Российской Федерации, на их получение.

Факты предоставления семье истицы мер социальной поддержки, предусмотренных для многодетных семей, наличия у истца статуса многодетной матери признавались, никем не оспаривались, меры социальной поддержки, предусмотренные для многодетных семей, истице ранее предоставлялись в полном объеме.

С учетом изложенного, тот факт, что один из родителей не является гражданином Российской Федерации, не может быть признан достаточным основанием для отказа в выдаче истцу удостоверения многодетной семьи, а меры по социальной поддержке многодетных семей, предусмотренные законодательством Российской Федерации, подлежат предоставлению в данном случае с учетом приведенных выше норм законодательства Российской Федерации.

Следует отметить, что сам факт отсутствия гражданства РФ одного из родителей многодетной семьи не может служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод других членов многодетной семьи, являющихся гражданами РФ. Ввиду того, что вопрос социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность по предоставлению гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и, соответственно, подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.

Кроме того, в судебном заседании заинтересованное лицо ФИО2 сообщил суду, что он не претендует на получение мер социальной поддержки многодетных семей и их не получал.

Таким образом, суд считает решение Департамента по социальной поддержке населения Администрации городского округа город Рыбинск от 12 октября 2021 г. об отказе ФИО1 в предоставлении государственной услуги по выдаче удостоверения многодетной семьи Ярославской области незаконным и подлежащем отмене.

Соответственно, суд считает необходимым обязать Департамент по социальной поддержке населения Администрации городского округа город Рыбинск повторно рассмотреть заявление ФИО1 о выдаче удостоверения многодетной семьи Ярославской области в составе семьи ФИО1 и ее несовершеннолетних детей: ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в срок не более 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Решил:

Административные исковые ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента по социальной поддержке населения Администрации городского округа город Рыбинск от 12 октября 2021 г. об отказе ФИО1 в предоставлении государственной услуги по выдаче удостоверения многодетной семьи Ярославской области.

Возложить на Департамента по социальной поддержке населения Администрации городского округа город Рыбинск обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о выдаче удостоверения многодетной семьи Ярославской области в составе семьи ФИО1 и ее несовершеннолетних детей: ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в срок не более 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда.

Возложить на Департамент по социальной поддержке населения Администрации городского округа город Рыбинск обязанность сообщить об исполнении решения по административному делу по административному иску ФИО1 в Рыбинский городской суд Ярославской области и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.С. Леонова