ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-414/2022 от 10.03.2022 Эжвинского районного суда г. Сыктывкара (Республика Коми)

УИД 11RS0010-01-2022-000266-47

Дело № 2а-414/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе судьи Баудер Е.В.,

при секретаре Беляевой О.Н.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара Орловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 10 марта 2022 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

Прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара обратился в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся на сайте в сети «Интернет» по сетевому адресу: https://kreditka.xyz/threads/falshivye-rubli-poddelnye-kupjury-5000-falshivye-1000-rublej.10225/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Эжвинского района г. Сыктывкара проведена проверка соблюдения законодательства при размещении информации в информационно-коммуникационной сети «Интернет». По результатам проверки установлено, что в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте с адресом: https://kreditka.xyz/threads/falshivye-rubli-poddelnye-kupjury-5000-falshivye-1000-rublej.10225/ размещено предложение о продаже поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации номиналом 1000 и 5000 руб., а также сведения о способах совершения указанных действий. Вход на указанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь, связь с потенциальными покупателями осуществляется через личные сообщения посредством электронной почты falshrubli5000@gmail.com, а также посредством канала телеграмм: https://t.me/FASTONEFALSH. Информация на сайте https://kreditka.xyz/threads/falshivye-rubli-poddelnye-kupjury-5000-falshivye-1000-rublej.10225/ распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует. Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просит признать информацию о реализации фальшивых банкнот в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу: https://kreditka.xyz/threads/falshivye-rubli-poddelnye-kupjury-5000-falshivye-1000-rublej.10225/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, запретить распространение данной информации на всей территории Российской Федерации посредством всех операторов связи, обратить решение к немедленному исполнению.

Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республики Коми (далее Управление Роскомнадзора по Республике Коми) в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.

На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Помощник прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара Орлова А.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований на основании следующего.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Эжвинского района г. Сыктывкара проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» по ограничению доступа к разрешенной информации в сети «Интернет».

В ходе мониторинга сети «Интернет» выявлен интернет-сайт, расположенный по сетевому адресу: https://kreditka.xyz/threads/falshivye-rubli-poddelnye-kupjury-5000-falshivye-1000-rublej.10225/, на страницах которого в открытом доступе без ограничения размещено предложение о продаже поддельных банковских билетов Центрального Банка Российской Федерации номиналом 1000 и 5000 руб., а также сведения о способах совершения указанных действий.

Вход на данный сайт в информационно-коммуникационной сети «Интернет» свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь, связь с потенциальными покупателями осуществляется через личные сообщения посредством электронной почты falshrubli5000@gmail.com, а также посредством канала телеграмм: https://t.me/FASTONEFALSH.

На момент проверки вышеуказанный интернет-ресурс в Единый реестр информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не внесен, установить информацию о владельце сайта, местонахождении владельца домена не представляется возможным.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 75 Конституции Российской Федерации, ст. 27 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.

В силу ст. 2 приведенного Федерального закона информационно-телекоммуникационная связь – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством (ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Частью 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственности.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ).

Согласно ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жесткости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

В силу требований ст. 29 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России.

Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

Изготовление в целях сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте, а равно хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт заведомо поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте является преступлением, ответственность за которое предусмотрена ст. 186 УК РФ.

Так, согласно ч. 1 ст. 186 Уголовного кодекса Российской Федерации изготовление в целях сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте, а равно хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт заведомо поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.04.1994 № 2 «О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг» обращено внимание судов на то, что изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных денег или ценных бумаг приобретает повышенную общественную опасность в условиях становления рыночной экономики, подрывая устойчивость отечественной валюты и затрудняя регулирование денежного обращения.

Поддельные наличные деньги подлежат изъятию из оборота и уничтожению.

В качестве дополнительной меры борьбы с изготовлением фальшивых денег Банком России установлен особый порядок работы с сомнительными банкнотами и монетами.

Глава 15 Положения Банка России от 29.01.2018 № 630-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» устанавливает порядок работы с сомнительными денежными знаками Банка России, неплатежеспособными денежными знаками Банка России.

Согласно п. 15.1 главы 15 Положения Банка России от 29.01.2018 № 630-П при приеме и обработке наличных денег кассовые работники должны осуществлять контроль их платежеспособности, в том числе подлинности, в соответствии с Указанием Банка России № 1778-У и информационными сообщениями, получаемыми от Банка России.

О выявлении имеющих признаки подделки денежных знаков Банка России при приеме, обработке наличных денег кассовый работник должен поставить в известность заведующего кассой, который в течение рабочего дня должен известить о факте обнаружения указанных денежных знаков территориальный орган внутренних дел (п. 15.4 Положения Банка России от 29.01.2018 № 630-П).

Вместе с тем, предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации.

В соответствии с ч.ч. 1-2, п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Единый реестр).

В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

В силу ч.ч. 3, 4, 5 приведенной правовой нормы создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке и в соответствии с критериями, которые определяются Правительством Российской Федерации, может привлечь к формированию и ведению реестра оператора реестра – организацию, зарегистрированную на территории Российской Федерации. Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 настоящей статьи, является, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, установлено, что к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и его территориальных органов отнесено формирование и ведение указанного выше Единого реестра.

На момент рассмотрения дела доступ к сайту https://kreditka.xyz/threads/falshivye-rubli-poddelnye-kupjury-5000-falshivye-1000-rublej.10225/ может осуществить любое лицо, имеющее доступ в сеть «Интернет».

При этом, указанный интернет-ресурс в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесен, местонахождение владельца домена неизвестно, в связи с чем, привлечь владельца сайта к участию в рамках административного судопроизводства не представляется возможным.

Анализ информации, размещенной на указанном выше интернет-сайте, свидетельствует о том, что содержание данной информации вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и административных правонарушений, а равно способствует их совершению.

Наличие в свободном доступе на указанном сайте подобного рода предложений, ставит под угрозу порядок осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства, наносит вред нравственности граждан, подталкивая на незаконные действия в сфере оборота банковских билетов.

Приказом Роскомнадзора № 84, МВД России № 292, Роспотребнадзора № 351, ФНС России ММВ-7-2/461@ от 18.05.2017 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27.06.2017, регистрационный № 47207), утверждены Критерии оценки материалов и (или) информации, необходимые для принятия решений Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной налоговой службой о включении доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Критерии).

Указанные Критерии не содержат прямого указания на возможность признания информации, содержащей предложения по возмездному приобретению поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Между тем, по убеждению суда, избранный прокурором способ защиты прав неопределенного круга лиц – путем признания распространенной в сети «Интернет» информации запрещенной применительно к положениям Главы 27.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является обоснованным, поскольку факт нарушения действующего законодательства при функционировании сайта: https://kreditka.xyz/threads/falshivye-rubli-poddelnye-kupjury-5000-falshivye-1000-rublej.10225/, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. При этом, установить лицо, распространившее такую информацию, и привлечь его к участию в деле, невозможно по объективным причинам.

Таким образом, учитывая, что информация, размещенная на спорном сайте прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, при этом она отвечает критериям, установленным действующим законодательством для запрета к размещению, суд приходит к выводу, что такая информация в данном конкретном случае подлежит признанию запрещенной к распространению. Иной порядок ограничения доступа к данной информации не предусмотрен.

С учетом изложенного суд полагает возможным заявление прокурора удовлетворить и признать информацию о реализации фальшивых банкнот в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу: https://kreditka.xyz/threads/falshivye-rubli-poddelnye-kupjury-5000-falshivye-1000-rublej.10225/, запрещенной к распространению в Российской Федерации.

Решение суда является основанием для включения Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми сайта https://kreditka.xyz/threads/falshivye-rubli-poddelnye-kupjury-5000-falshivye-1000-rublej.10225/ в Единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Решение подлежит передаче в форме электронного документа в единую информационную систему Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для немедленного исполнения, путем включения указанного сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.1-265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать информацию о реализации фальшивых банкнот в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу: https://kreditka.xyz/threads/falshivye-rubli-poddelnye-kupjury-5000-falshivye-1000-rublej.10225/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение является основанием для включения Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми сайта https://kreditka.xyz/threads/falshivye-rubli-poddelnye-kupjury-5000-falshivye-1000-rublej.10225/ в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Действие мер предварительной защиты по административному иску, принятые на основании определения Эжвинского районного суда г.Сыктывкара от 07.02.2022, сохранить до вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Баудер