ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-414/2022 от 17.01.2022 Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2022 года

Октябрьский районный суд в составе судьи Номогоевой З.К., при секретаре судебного заседания Цырендашиевой Е.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации о признании незаконным распоряжения,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, административный истец просит признать незаконным распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ – ПСО Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации «Об отказе в предварительном согласовании схемы земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов», обязать ответчика повторно рассмотреть ранее поданное заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов» в течение 30 рабочих дней с момента вступления судебного решения в силу.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что ФИО1 пользуется жилым домом и земельным участком, расположенным в Д. Право собственности на указанное недвижимое имущество не зарегистрировано. ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов в соответствии с п. Д ст. 1 Закона РБ от ДД.ММ.ГГГГ –III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности». В апреле 2021 г. получено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ – ПСО «Об отказе в предварительном согласовании схемы земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов». Основанием для отказа явилось: согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации по земельному участку проходит воздушная линия электропередачи и водопровод. Отказано на основании пп. 2 п. 8 ст. 39.15, п.5 ст. 39.16 ЗК РФ. Однако, не каждая линия электропередач и водопровод относятся к недвижимому имуществу, а только те, которые имеют прочную связь с землей и не могут быть перенесены без ущерба своего назначения и изменения технических характеристик и целей, для которых созданы.

В соответствии со ст. 130, 131, 209 ГК РФ, ст. 1 ГрК РФ, Закона № 218-ФЗ линейные объекты (в т.ч. линии электропередач, водопровод), которые по своим характеристикам обладают признаками объекта недвижимости, подлежат внесению в единый государственный реестр недвижимости, в качестве сооружений. Отказывая ФИО1 в согласовании, Комитет должен был сослаться на выписку ЕГРН о зарегистрированных правах на воздушную линию электропередач и водопровод. В обжалуемом распоряжении нет сведений о том, что воздушная линия электропередачи и водопровод стоят на кадастровом учете, относятся к недвижимому имуществу.

При подготовке дела представителем ФИО2 изменено основание иска, указано, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно п. 5 указанного перечня: линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. Таким образом, если на земельном участке административного иска находится линия электропередачи классом напряжения до 35 кВ, то соответственно указанная линия относится к объекту, размещенному в соответствии со ст. 39.36 ЗК РФ, и входит в исключение, которое не препятствует предоставлению земельного участка.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, что подтверждается судебным извещением.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 по доверенности, поддержал заявленные исковые требования с учетом уточнения в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика, а также привлеченного к участию в дело в качестве заинтересованного лица Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству ФИО3 по доверенности с заявленными требованиями не согласился, пояснил, что ФИО1 было отказано в согласовании схемы земельного участка на законных основаниях, поскольку под земельным участком проходит водопровод, а на земельном участке проходит воздушная линия электропередач.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что ФИО1 обратилась в Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов, по адресу: Д, условный :ЗУ1, площадью 916 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ-ПСО ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно, находящегося по адресу: Д, площадью 916 кв.м. На основании пп. 1 п.8 ст. 39.15, пп.3 п.16 ст. 11.10, п.4 ст. 11.9 ЗК РФ, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использованного расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; пп.2 п.8 ст.39.15, п.4 ст. 39.16 ЗК РФ: на указанном в заявлении земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения, размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со ст. 39.36 настоящего Кодекса; пп.2.п.8 ст. 39.15, п.5 ст. 39.16 ЗК РФ на указанном в заявлении земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Статьей 39.14 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Согласно статье 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Согласно п. 4 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Согласно подп. 2 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в п. 4 установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации; в п. 5 - на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.

В соответствии с пп. 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.

На представленной схеме расположения испрашиваемого земельного участка видно, что через земельный участок административного истца проходит воздушная линия электропередач, и отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что образование нового земельного участка в соответствии с представленной заявителем схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории повлечет за собой возможность его рационального использования для имеющихся объектов, с учетом существующей охранной зоны, безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, что является основанием для признания вынесенного административным ответчиком распоряжения законным.

Абзацем четвертым пункта 2 статьи 89 ЗК РФ предусмотрено, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки.

Порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов определены Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 160 (далее - Правила установления охранных зон), в соответствии с которыми в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий (пункт 2); охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон (пункт 5); в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов, производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 тонн и т.д. (подпункты а, б, д пункта 8); в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, запрещается складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов; размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи) (пункт 9).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 10 Правил установления охранных зон в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.

Само по себе отсутствие сведений в ЕГРН об охранной зоне, не свидетельствует о том, что данная зона не была установлена. Ограничения использования части земельного участка, совпадающие с территорией охранной зоны, установлены законом. Внесение в ЕГРН сведений об охранной зоне является фиксацией границ такой зоны, а не фактом ее установления.

Особенностью правового режима земель, занятых линиями электропередач, является то, что законодательство устанавливает определенные ограничения на размещение этих объектов. В то же время устанавливаются и ограничения прав лиц, использующих земельные участки, на которые указанные объекты установлены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации о признании незаконным распоряжения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца путем со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд .

Судья З.К. Номогоева