ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-414/2023 от 07.08.2023 Боханского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.Бохан 07 августа 2023 года

Боханский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Урбаевой Т.А., при секретаре Лархаевой Т.С., с участием помощника прокурора Боханского района Иркутской области Кушкоевой Г.В., рассмотрев административное дело №2а-414/2023 по административному исковому заявлению прокурора Боханского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области об обязании организовать работу по лесовосстановлению лесного участка,

установил:

Прокурор Боханского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству лесного комплекса Иркутской области о понуждении организовать работу по лесовосстановлению лесного участка, находящегося в квартале выделе технический участок Казачинского участкового лесничества ТУ МЛК Иркутской области по Кировскому лесничеству, способами, предусмотренными ч.1 ст.62 Лесного кодекса РФ, позволяющим (позволяющими) восстановить вырубленные лесные насаждения в соответствии с Правилами лесовосстановления, утвержденными приказом Минприроды России от 29.12.2021 №1024.

Требования мотивированы тем, что на данном лесном участке в ДД.ММ.ГГГГ году была осуществлена незаконная рубка лесных насаждений. По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ. В последующем в связи с не установлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых, предварительное следствие по данному уголовному делу было приостановлено по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ. Данный лесной участок в арендном пользовании не находится.

Согласно информации территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Кировскому лесничеству до настоящего времени на указанном лесном участке лесовосстановительные мероприятия не проведены. Министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющий функции по управлению в сфере лесного хозяйства на территории Иркутской области. Организация лесовосстановления лесных участков, пройденных незаконными рубками, охватывается полномочиями министерства лесного комплекса Иркутской области, поскольку в силу возложенных полномочий в его обязанности входит организация использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Непринятие министерством лесного комплекса Иркутской области мер к лесовосстановлению на указанном лесном участке, то есть восполнению утраченных лесных насаждений, нарушает экологические и экономические интересы Российской Федерации как собственника лесного фонда. Неисполнение указанной обязанности, не проведение на вышеуказанных лесных участках лесовосстановления негативно сказываются на экологической обстановке на территории Боханского района, нарушают право жителей и иных лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Боханского района Кушкоева Г.В. заявленные требования поддержала полностью, по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель административного ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В письменном отзыве на административное исковое заявление просил отказать в удовлетворении исковых требований, ввиду того, что данный лесной участок в лесовосстановительных мероприятиях не нуждается из-за наличия на нём лесных насаждений.

Представитель заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве просил о рассмотрении административного дела в его отсутствие, при определении срока на выполнение мероприятий по лесовосстановлению указал на необходимость учитывать, что лесовосстановление проводится на основании проекта лесовосстановления, для составления которого установлен срок – 2 года после внесения в государственный лесной реестр сведений об отнесении участка к вырубкам; технологию и сезонность работ по лесовосстановлению и соответствующие природно-климатические условия.

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей административного ответчика и заинтересованного лица.

Выслушав представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, суд находит административный иск, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Прокурор обратился в суд в соответствии со ст.39 КАС РФ в защиту прав неопределенного круга лиц.

В соответствии со cт.15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно статьям 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с п. 1 Положения о министерстве лесного комплекса, утверждённым постановлением Правительства Иркутской области от 30.11.2021 N 909-пп), министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - министерство) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области.

Министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства на территории Иркутской области. В число функций министерства входит осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения (п. 1, п. 9 пп. 10 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 61 Лесного кодекса РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, которое осуществляется в том числе путем лесовосстановления.

В регионе во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации" на период до 2021 года", государственной программы Иркутской области "Развитие лесного хозяйства на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2018 N 861-пп, реализуется национальный проект "Экология", в составе которого предусмотрен региональный проект "Экология".

Целью регионального проекта является обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов в соотношении 100% к 2024 году, задача - сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений.

В соответствии с подп. 2 п. 9 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, паспортами регионального проекта "Сохранение лесов" и государственной программы "Развитие лесного хозяйства на 2019-2024 годы", министерство лесного комплекса Иркутской области наделено полномочиями по обеспечению их реализации.

Лесовосстановление, являющееся частью воспроизводства вырубленных, погибших, поврежденных лесов, осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия, на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом. Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1, пункт 2 части 2 статьи 61, статья 62 Лесного кодекса РФ).

В силу ч. 3 ст. 61 Лесного кодекса РФ воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.

Правила лесовосстановления, утверждённые Приказом Минприроды России от 29.12.2021 N 1024, (далее - Правила) устанавливают критерии и требования к лесовосстановлению во всех лесных районах Российской Федерации и регулируют деятельность по восстановлению лесов в отношении земель, требующих лесовосстановления.

В соответствии с п. 7 Правил, на землях лесного фонда работы по лесовосстановлению осуществляются на следующих землях, предназначенных для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие).

В соответствии с п. п. 8 - 9 Правил, в целях выполнения лесовосстановления осуществляется ежегодный учет площадей вырубок, гарей, прогалин, иных не занятых лесными насаждениями или предназначенных для лесовосстановления земель, при котором, в зависимости от состояния и количества на них подроста и молодняка, определяются способы лесовосстановления в соответствии с требованиями, содержащимися в таблицах 2 Приложений 1 - 41 к Правилам. Учет земель, предназначенных для лесовосстановления, производится по результатам обследования, данным государственного лесного реестра, лесоустроительной документации, материалам специальных изысканий, исследований или иных специальных обследований, при отводе лесосек и осмотре мест осуществления лесосечных работ (осмотре лесосек).

Как следует из материалов, в ДД.ММ.ГГГГ г. неустановленное лицо, находясь в лесном массиве квартала выдела технического участка Казачинского участкового лесничества ТУ МЛК Иркутской области по Кировскому лесничеству, в защитной категории лесов, незаконно совершил незаконную рубку лесных насаждений 74 деревьев породы берёза, объемом 29,03 м3, 1 дерева породы осина объёмом 0,59 м3, причинив тем самым материальный ущерб Лесному фонду РФ в лице ТУ МЛК Иркутской области по Кировскому лесничеству на общую сумму 247 950 руб.

По данному факту ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.260 УК РФ. В ходе предварительного следствия проведен осмотр места происшествия, согласно которому лесной участок, подвергнутый незаконной рубке, расположен в квартале выдела технического участка Казачинского участкового лесничества ТУ МЛК Иркутской области по Кировскому лесничеству, в 1км в восточном направлении от <адрес><адрес>, площадь его составила 0,37 га.

Предварительное следствие по вышеуказанному уголовному делу приостановлено на основании п. 1 ч. 1 ст. 208 УК РФ в связи с тем, что лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено.

Согласно информации ТУ МЛК Иркутской области по Кировскому лесничеству, в соответствии с правилами лесовосстановления от ДД.ММ.ГГГГ, лесовосстановлению подлежат участки, не покрытые лесной растительностью. Работы по лесовосстановлению на площадях, пройденных незаконными выборочными рубками, не проводились.

Как следует из приведенных норм лесного законодательства, организация проведения лесовосстановления охватывается полномочиями министерства лесного комплекса Иркутской области, поскольку в силу возложенных полномочий в его обязанности входит организация использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Непринятие Министерством лесного комплекса Иркутской области мер по устранению нарушений лесного законодательства, выполнению обязанности по лесовосстановлению является незаконным.

Довод административного ответчика о том, что лесные участки, пройденные выборочной рубкой в лесовосстановительных мероприятиях, не нуждаются, суд находит необоснованным, поскольку действующим законодательством не предусмотрены требования, ограничения или запреты, связанные с осуществлением лесовосстановительных работ в зависимости от формы произведенной рубки лесных насаждений и площади соответствующего лесного участка.

В соответствии со ст.227 ч.3 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд с учетом характера нарушений, подлежащих устранению и объема работ по их устранению, находит разумным установить срок для устранения вышеуказанных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Боханского района удовлетворить.

Обязать министерство лесного комплекса Иркутской области (ИНН , ОГРН ) организовать работу по устранению допущенных нарушений законодательства путем лесовосстановления лесного участка, находящегося в квартале 38 выдела 1 технического участка 1 Казачинского участкового лесничества ТУ МЛК Иркутской области по Кировскому лесничеству, в 1км в восточном направлении от <адрес><адрес>, способом (способами), предусмотренным (предусмотренными) ч.1 ст.62 Лесного кодекса РФ, позволяющим (позволяющими) восстановить вырубленные лесные насаждения в соответствии с Правилами лесовосстановления, утвержденными приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Иркутского областного суда через Боханский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Боханского районного суда Т.А.Урбаева