ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4151/2021 от 17.12.2021 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело №2а-4151/2021

УИД 18RS0003-01-2021-000718-35

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 декабря2021 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе:

председательствующего судьи Карповой О.П.,

при секретаре Берестовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10по Удмуртской Республике к Протопопову Е.С. о взыскании налога, пени, штрафа,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №10 по Удмуртской Республике (далее – административный истец, МИФНС №10 по УР, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Протопопову Е.С.(далее – административный ответчик, налогоплательщик) о взыскании налогов, пени.

Административные исковые требования мотивированы тем, что Протопопов Е.С.(далее - налогоплательщик) был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя до 15.03.2019. В соответствии с п.1 ст.419 НК РФ являлась плательщиком страховых взносов и плательщиком налога на доходы физических лиц.

Согласно п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Расчетным периодом по страховым взносам согласно ст.423 НК РФ признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

В соответствии с п. 5 ст. 423 НК РФ, в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

Размер фиксированного платежа ИП в 2018 году по взносам на обязательное медицинское страхование составляет 5 840 руб. (пп.2 п.1 ст.430 НК РФ (в ред.действ с 01.01.2018).

Размер фиксированного платежа ИП в 2018 году по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составляет 26 545,00 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ (в ред., действ, с 01.01.2018)).

Налог на доходы физических лиц установлен главой 23 Налоговым кодексом Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

В отношении Протопопова Е.С. вынесен акт налоговой проверки №6962 от 31.08.2016г. Согласно ст. 229 НК РФ декларация по форме 3-НДФЛ за 2015г. должна быть представлена не позднее 04.05.2016г. В нарушение п. 1 ст. 229 НК РФ налогоплательщик представил декларацию по форме 3-НДФЛ за 2015г. 27.05.2016г., т.е. с нарушением установленного законодательством о налогах и сборах срока представления. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности, исключающие вину лица, смягчающие и отягчающие ответственность, предусмотренные ст. 109, 111, 112 НК РФ не обнаружены. В соответствии с актом налоговой проверки №6962 от 31.08.2016г. предложено привлечь налогоплательщика к ответственности на основании п. 1 ст. 129 НК РФ в размере 1000 руб.

Решением №6522 от 14.10.2016 о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с п.1 ст. 129 НК РФ Протопопов Е.С. привлечен к налоговой ответственности в размере 1000руб. Налогоплательщиком решение №6522 от 14.10.2016 в досудебном и судебном порядке не оспаривалось.

Согласно ст.69, ст.70 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате штрафов является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Межрайонной Инспекцией Федеральной Налоговой Службы Росси № 10 по Удмуртской Республике налогоплательщику было выставлено требование № 6142 от 05.12.2016 об уплате штрафа в размере 1 000 руб. в срок до 31.01.2017. Требование в адрес налогоплательщика направлялось по почте, что подтверждается почтовым реестром.

Межрайонной Инспекцией Федеральной Налоговой Службы Росси № 10 по Удмуртской Республике налогоплательщику было выставлено требование № 122677 от21.01.2019 об уплате недоимки по страховым взносам в срок до 08.02.2019. Данное требование направлено налогоплательщику в электронном виде через электронного оператора связи, что подтверждается квитанциями о подтверждении даты отправки, квитанцией о приеме требования.

Межрайонной Инспекцией Федеральной Налоговой Службы Росси № 10 по Удмуртской Республике налогоплательщику было выставлено требование № 11782 от27.02.2019 об уплате недоимки по страховым взносам в срок до 15.08.2019 Требование направлялось в адрес налогоплательщика по почте, что подтверждается почтовым реестром.

В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате налогов налогоплательщику начислены пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 за период с 28.01.2019 по 26.06.2019 в размере 6,13 руб.

Расчет сумм пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование:

790,33*30*1/300*7,75%=6,13 рублей (начисленный в период с 28.01.2019г. по 26.02.2019г.), где

790,33- недоимка

30 - количество дней просрочки

7,75% - ставка рефинансирования ЦБ РФ.

Всего сумма пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, начисленная с 28.01.2019 по 26.02.2019 составила 6,13 руб.

В данном исковом заявлении взыскивается: Налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно штраф в размере 1000 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджетФедерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 790,33, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, начисленные с 28.01.2019 по 26.02.2019 в размере 6,13 руб., страховые взносы на обязательноемедицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2018 в размере 5 840 руб., Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) за 2018 в размере 26 545 руб.

Просили взыскать с Протопопова Евгения Сергеевича ИНН 183402970390 в доход бюджета на расчетный счет 40101810200000010001, получатель УФК по УР (Межрайонная ИФНС России № 10 по Удмуртской Республике), ИНН 1831038252 КПП 183101001, БИК банка 049401001:

налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно штраф в размере 1000 руб.,

страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 790,33 руб.

пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федеральное фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, начисленные с 28.01.2019 по 26.02.2019 в размере 6,13 руб.,

страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающей населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонд; обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2018 в размере 5 840 руб.,

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года) за 2018 год в размере 26 545 руб., а всего взыскать 26 545 руб.

Представитель административного истца МИФНС №10 по УР в суд не явился, надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного заседания, причины неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратился. В соответствии с ч. 2 ст. 289, ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца.

В соответствии с ч.2 ст.289, ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного истца.

Протопопов Е.С. в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного заседания, дело в соответствии с ч. 2 ст. 289, ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика.

Исследовав материалы дела, материалы дела № 2а-261/22, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Исходя из п.1 ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета вналоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Пунктом 3 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.

Частью 5 статьи 138 КАС РФ установлено, что в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Частью 5 статьи 180 КАС РФ предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Таким образом, установив, что причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд нельзя признать уважительными, суд вправе принять решение, не исследуя фактические обстоятельства административного дела, и отказать в удовлетворении административного иска только в связи с пропуском срока на обращение в суд.

Как следует из материалов дела, 31 января 2020 года мировым судьей судебного участка №3 Октябрьского района г.Ижевска выдан судебный приказ №2А-261/2020 о взыскании с Протопопова Е.С. недоимки по страховым взносам, пени, штрафа.

Определением мирового судьи судебного участка №3 Октябрьского района г.Ижевскаот 15 июля 2020 года названный судебный приказ отменен в связи с поступлением от должника возражений.

Следовательно, шестимесячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением истекал15 января 2021 года и был пропущен налоговым органом на момент обращения 02 февраля 2021 года в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В данном конкретном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.Суд находит, что у налогового органа имелось достаточно времени (6 месяцев) для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке и в срок. Административный истец является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, а также профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

Таким образом, у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд с настоящим административным иском. Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд, объективно препятствовавших обращению в суд в установленный срок, не усматривается, о восстановлении срока налоговым органом не заявлено. В связи с этим уважительные причины для восстановления налоговому органу пропущенного процессуального срока отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административным истцом пропущен срок обращения с административным иском в суд, основания для его восстановления отсутствуют, в связи с чем административные исковые требования о взыскании с Протопопова Е.С. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 790,33 руб., за 2018 год в размере 5840 руб., пени в размере6,13 руб., недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26 545,97 руб., штраф в размере 1000 руб.,подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 175-177, 290 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Удмуртской Республике к Протопопову Е.С. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, пени, штрафа оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г. Ижевска в течение месяца со дня вынесения решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 29 декабря 2021 года.

Председательствующий судья О.П.Карпова