ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4151/2023 от 15.11.2023 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

№2а-4151/2023

26RS0002-01-2023-005956-17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2023 года город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Радионовой Н.А.,

при секретаре Демченко Е.А.,

с участием:

помощника прокурора Ленинского района города Ставрополя – Протасовой М.К.,

представителя административного ответчика министерства образования СК Борисова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное исковое заявление прокурора Ленинского района города Ставрополя, действующего в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, к МБОУ СОШ №4 города Ставрополя, министерству образования Ставропольского края, комитету образования администрации города Ставрополя о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия,

установил:

прокурор <адрес обезличен> обратился в суд с исковым заявлением к МБОУ СОШ <номер обезличен><адрес обезличен>, Комитету образования <адрес обезличен>, министерству образования <адрес обезличен> в котором просит:

- признать незаконными бездействие МБОУ СОШ <номер обезличен><адрес обезличен>, министерства образования <адрес обезличен>, комитета образования администрации <адрес обезличен>, выразившиеся в неоснащении в полной мере МБОУ СОШ <номер обезличен><адрес обезличен> кабинетов ОБЖ необходимым оборудованием;

- обязать министерство образования <адрес обезличен>, комитет образования администрации <адрес обезличен> обязанность в течение 10 месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства МБОУ СОШ <номер обезличен><адрес обезличен> на оснащение кабинетов ОБЖ в соответствии с требованиями Перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении образовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требования к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания, утвержденного приказом Минпросвещения России от <дата обезличена><номер обезличен>;

- обязать МБОУ СОШ <номер обезличен><адрес обезличен> в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу оснастить кабинет ОБЖ в соответствии с требованиями Перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении образовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требования к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания, утвержденного приказом Минпросвещения России от <дата обезличена><номер обезличен>.

В обоснование требований указано, что прокуратурой <адрес обезличен> проведена проверка исполнения законодательства об образовании в образовательных учреждениях района.

Проверкой установлено, что в МБОУ СОШ <номер обезличен><адрес обезличен> в кабинетах ОБЖ установлено отсутствие системы хранения тренажеров, цифровой лаборатории по основам жизнедеятельности, мини-экспресс лаборатории радиационно-химической разведки, дозиметра, газоанализатора кислорода и токсичных газов с цифровой индикацией показателей, измерителя электропроводности, кислотности и температуры, интерактивного тренажера двухколесного транспортного средства, аппаратно-програмного обучающего комплекса по правилам дорожного движения, электрифицированной модели транспортного и пешеходного светофоров с «виртуальным учителем», мультимедийной программы для обучения и подготовки водителей транспортных средств, макета простейшего укрытия в разрезе, тренажера для оказания первой помощи на месте происшествия, имитатора ранений и поражений для тренажера-манекена, тренажера для освоения навыков сердечно-легочной реанимации взрослого и ребенка.

<дата обезличена> прокуратурой района внесено представление руководителю комитета образования администрации <адрес обезличен> об устранении выявленных нарушений, которые не были устранены в полном объеме, в связи с чем прокурор <адрес обезличен> обратился в суд с административным иском.

Помощник прокурора <адрес обезличен>Протасова М.К. в судебном заседании требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель административного ответчика Министерства образования СК по доверенности Борисов И.В. в судебном заседании требования не признал и на основаниях, изложенных в письменных возражениях, просил отказать в удовлетворении требований.

Представители административных ответчиков МБОУ СОШ <номер обезличен><адрес обезличен>, комитета образования администрации <адрес обезличен> в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание суду не представили.

В силу положений ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей административных ответчиков.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.

В силу ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу положений ч.1 ст.43 Конституции РФ, каждый ребенок имеет конституционное право на образование в безопасных условиях.

В соответствии со ст. 4 ФЗ от <дата обезличена> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Как следует из положений п.2 ч.2 ст.28 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Вместе с тем, согласно п. ч. ст.9 ФЗ от <дата обезличена> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Как следует из положений, п.3 ч.1 ст.8 вышеуказанного ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся, в том числе, обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>-п «О нормативах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес обезличен>, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес обезличен>» утвержден «Порядок расчета нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес обезличен>, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес обезличен>», которым определен механизм расчета нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес обезличен>, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес обезличен>, используемых для расчета субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных округов и городских округов <адрес обезличен> на эти цели из бюджета <адрес обезличен> на очередной финансовый год и плановый период, включающих расходы на оплату труда руководящих и педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения в том числе оснащение муниципальных общеобразовательных организациях кабинетов физики, химии и биологии в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования и среднего общего образования, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

Как следует из положений п.2 Методики распределения субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных округов и городских округов <адрес обезличен> из бюджета <адрес обезличен> на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях <адрес обезличен>, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес обезличен>, а также обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес обезличен>, утвержденной <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>-кз, размер субвенции бюджету муниципального образования края определяется исходя из соответствующих нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, а также обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, включающих расходы на оплату труда руководящих и педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), утверждаемых <адрес обезличен>, и прогнозируемой среднегодовой численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования края на очередной финансовый год и плановый период, а также расходов на выплаты ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных организаций на очередной финансовый год и плановый период.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что обеспечение государственных гарантий реализации на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на приобретение средств обучения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ и осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета <адрес обезличен> посредством предоставления субвенций местным бюджетам для дальнейшего их распределения образовательному учреждению. Из вышеизложенного вытекает обязанность Министерства образования СК и комитета образования администрации <адрес обезличен> по выделению денежных средств образовательному учреждению, в том числе, для оснащения учебных кабинетов необходимым оборудованием, что входит в компетенцию образовательного учреждения.

Приказом Минпросвещения России от <дата обезличена><номер обезличен> утвержден перечень средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания.

Подраздел 23 указанного перечня содержит список необходимого оборудования, которое должно быть размещено в кабинете ОБЖ и включает основное и дополнительное оборудование, в том числе, планшетный компьютер (2.23.3), компьютер ученика (2.23.4), цифровую лабораторию по ОБЖ (2.23.5), мини-экспресс лабораторию радиационно-химической разведки (2.23.6), газоанализатор кислорода и токсичных газов с цифровой индикацией показателей (2.23.8), защитный костюм (2.23.9), измеритель электропроводимости, кислотности и температуры (2.23.10), макет гранаты Ф-1 (2.23.13), макет гранаты РГД-5 (2.23.14), интерактивный тренажер двухколесного транспортного средства (2.23.16), аппаратно-программный обучающий комплекс модели электрифицированной дорожного движения (2.23.17), по правилам транспортного и пешеходного светофора с "Виртуальным учителем (2.23.18), мультимедийную программу для обучения и подготовки водителей транспортных средств (2.23.19)

Как следует из раздела III "Требования к функциональному оснащению общеобразовательных организаций" К основному оборудованию, включаемому в перечень средств обучения и воспитания, относится оборудование, обязательное к приобретению для оснащения общеобразовательной организации (далее - Основное оборудование).

Оснащение общеобразовательных организаций должно осуществляться в соответствии с перечнем средств обучения и воспитания, что предусматривает приобретение всего Основного оборудования, перечисленного в перечне средств обучения и воспитания.

Дополнительное вариативное оборудование, указанное в перечне средств обучения и воспитания (далее - Дополнительное вариативное оборудование), комплектуется субъектом Российской Федерации исходя из потребностей общеобразовательной организации при условии оснащения общеобразовательной организации всем Основным оборудованием за счет средств федерального бюджета и(или) за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес обезличен> проведена проверка исполнения законодательства об образовании в образовательных учреждениях района.

Проверкой установлено, что в МБОУ СОШ <номер обезличен><адрес обезличен> в кабинетах ОБЖ установлено отсутствие системы хранения тренажеров, цифровой лаборатории по основам жизнедеятельности, мини-экспресс лаборатории радиационно-химической разведки, дозиметра, газоанализатора кислорода и токсичных газов с цифровой индикацией показателей, измерителя электропроводности, кислотности и температуры, интерактивного тренажера двухколесного транспортного средства, аппаратно-програмного обучающего комплекса по правилам дорожного движения, электрифицированной модели транспортного и пешеходного светофоров с «виртуальным учителем», мультимедийной программы для обучения и подготовки водителей транспортных средств, макета простейшего укрытия в разрезе, тренажера для оказания первой помощи на месте происшествия, имитатора ранений и поражений для тренажера-манекена, тренажера для освоения навыков сердечно-легочной реанимации взрослого и ребенка.

<дата обезличена> прокуратурой <адрес обезличен> внесено представление руководителю комитета образования администрации <адрес обезличен> об устранении выявленных нарушений, которые не были устранены в полном объеме, доказательств обратного суду не представлено.

Следовательно, факт наличия незаконного бездействия по стороны МБОУ СОШ <номер обезличен><адрес обезличен>, комитета образования администрации <адрес обезличен>, министерства образования <адрес обезличен>, установлен, в связи с чем требования в этой части подлежат удовлетворению.

Кроме того, в соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными, орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

Так, административным истцом заявлены требования о возложении на административных ответчиков обязанности по устранению выявленных нарушений, которые подлежат удовлетворению, поскольку установлен факт незаконного бездействия МБОУ СОШ <номер обезличен><адрес обезличен>, комитета образования администрации <адрес обезличен>, министерства образования <адрес обезличен>, выразившегося в неоснащении в полной мере в МБОУ СОШ <номер обезличен><адрес обезличен> кабинетов ОБЖ необходимым оборудованием.

Вместе с тем, с учетом интересов несовершеннолетних, начала учебного года <номер обезличен><дата обезличена>, длительности процедур выделения бюджетных средств, суд считает необходимым устранить выявленные нарушения путем:

- возложения на Министерство образования <адрес обезличен>, комитет образования администрации <адрес обезличен> обязанности в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства МБОУ СОШ <номер обезличен><адрес обезличен> на оснащение кабинетов ОБЖ в соответствии с требованиями Перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении образовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требования к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания, утвержденного приказом Минпросвещения России от <дата обезличена><номер обезличен>;

- возложения на МБОУ СОШ <номер обезличен><адрес обезличен> обязанности в течение 8 месяцев после вступления решения суда в законную силу оснастить кабинет ОБЖ в соответствии с требованиями Перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении образовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требования к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания, утвержденного приказом Минпросвещения России от <дата обезличена><номер обезличен>.

Таким образом, административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора <адрес обезличен>, действующего в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, к МБОУ СОШ <номер обезличен><адрес обезличен>, министерству образования <адрес обезличен>, комитету образования администрации <адрес обезличен> о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МБОУ СОШ <номер обезличен><адрес обезличен>, а также министерства образования <адрес обезличен>, комитета образования администрации <адрес обезличен>, выразившееся в неоснащении в полной объеме МБОУ СОШ <номер обезличен><адрес обезличен> кабинетов ОБЖ необходимым оборудованием.

Обязать министерство образования <адрес обезличен>, комитет образования администрации <адрес обезличен> в течении 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства МБОУ СОШ <номер обезличен><адрес обезличен> на оснащение кабинета ОБЖ в соответствии с требованиями Перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания, утвержденного приказом Минпросвещения России от <дата обезличена><номер обезличен>.

Обязать МБОУ СОШ <номер обезличен><адрес обезличен> в течении 8 месяцев после вступления решения суда в законную силу оснастить кабинет ОБЖ в соответствии с требованиями Перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания, утвержденного приказом Минпросвещения России от <дата обезличена><номер обезличен>.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 29.11.2023.

Судья Н.А. Радионова