ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4151/2023 от 31.05.2023 Одинцовского городского суда (Московская область)

УИД: 50RS0031-01-2023-003174-18

Дело 2А-4151/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2023 года г. Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Кетовой Л.С.,

при секретаре Игнатовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России по АДРЕС к ФИО2 о взыскании недоимки, пени,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании недоимки по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 8 925 руб. (5 100 руб. –за 2019 г., 3 825 руб. – за 2020 г.), пени в размере 2 289,26 руб. (13,39 руб. – за 2020 руб., 15,17 руб. – за 2019 г., 300,44 руб. – за 2018 г., 497 руб. – за 2017 г., 497,38 руб. – за 2016 г., 497,38 руб.- за 2015 г., 468,12 руб. – за 2014 г.).

Административные исковые требования обоснованы тем, что налогоплательщик ФИО2 в расчетный период являлся собственником следующего имущества: автомобиля ..... Межрайонной ИФНС России по по АДРЕС в адрес ФИО2 направлялись налоговые уведомления о необходимости уплаты транспортного налога за 2014-2016 г. в общей сумме 15 000 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ, транспортного налога за 2017 г. в размере 5 100 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ, транспортного налога за 2018 г. в размере 5 100 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ, транспортного налога за 2019 г. в размере 5 100 руб., транспортного налога за 2020 г. в размере 3 825 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ В связи неуплатой налога в установленные сроки, административному ответчику направлялось требование об уплате задолженности, имеющейся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а именно по пени по транспортному налогу в размере 2 260,70 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также требование об уплате задолженности, имеющейся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по транспортному налогу в размере 3 825 руб., по пени по транспортному налогу в размере 13,39 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ До настоящего времени задолженность по транспортному налогу за 2019-2020 г. в размере 8 925 руб., пени за 2014-2020 г. в размере 2 289,26 руб. административным ответчиком не погашена.

Административный истец: представитель Межрайонной ИФНС России по АДРЕС в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик: ФИО2 в судебное заседание явился, против удовлетворения требований возражал.

Суд, с учетом мнения административного ответчика, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания, и просившего о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

Согласно ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу ст. 363 НК РФ уплата (перечисление) налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

В соответствии ч.4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

Судом установлено, что ФИО2 в расчетные периоды владел на праве собственности автомобилем .....

Межрайонной ИФНС России по по АДРЕС в адрес ФИО2 было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 15 000 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-12).

Межрайонной ИФНС России по по АДРЕС в адрес ФИО2 было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 100 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-14).

Межрайонной ИФНС России по по АДРЕС в адрес ФИО2 было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ размере 5 100 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).

Межрайонной ИФНС России по по АДРЕС в адрес ФИО2 было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 100 руб. (л.д.16).

Межрайонной ИФНС России по по АДРЕС в адрес ФИО2 было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ размере 3 825 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).

В соответствии со ст. 75 НК РФ предусмотрено взыскание пени за несвоевременную уплату налога.

Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Если иное не установлено настоящим пунктом, процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии со ст.69,70 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.

Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.

Требование об уплате задолженности должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты задолженности не указан в этом требовании.

Исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения.

Требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В случае, если отрицательное сальдо единого налогового счета лица - налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента не превышает 3 000 рублей, требование об уплате задолженности в размере отрицательного сальдо единого налогового счета должно быть направлено этому лицу не позднее одного года со дня формирования указанного отрицательного сальдо единого налогового счета.

В целях урегулирования (ликвидации) задолженности Межрайонной ИФНС России по по АДРЕС в адрес ФИО2, было направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, за ФИО2числится задолженность по пени по транспортному налогу в размере 2 260,70 руб., которую необходимо погасить в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21-27).

В целях урегулирования (ликвидации) задолженности Межрайонной ИФНС России по по АДРЕС в адрес ФИО2, было направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, за ФИО2 числится задолженность по транспортному налогу в размере 3 825 руб., пени по транспортному налогу в размере 13,39 руб., которую необходимо погасить в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-20).

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Одинцовского судебного района АДРЕС вынесен судебный приказ о взыскании со ФИО2 в пользу Межрайонной ИФНС России по по АДРЕС задолженности по транспортному налогу в сумме 8 925 руб., пени в сумме 2 289,26 руб.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Одинцовского судебного района АДРЕС судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании со ФИО2 в пользу Межрайонной ИФНС России по по АДРЕС задолженности по налогам отменен (л.д.6).

До настоящего времени задолженность по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ. в размере 8 925 руб., пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 289,26 руб., административным ответчиком не погашена. Доказательств обратного суду предоставлено не было.

Административный ответчик обратился в суд с заявлением о применении срока исковой давности к требованиям о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ

Из ст.48 НК РФ следует, что налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности: 1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей,либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей,либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.

В соответствии со ст. 72, 75 НК РФ предусмотрено взыскание пени за несвоевременную уплату налога.

Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Таким образом, пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу.

Как указывал неоднократно Конституционный суд РФ в своих определениях (определение от 08.02.2007 г. №381-О-П, от 17.02.2015 г. №422-О) обязанность по уплате пени производна от основного налогового обязательства и не является самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при исчислении сроков на ее принудительное взыскание.

Таким образом, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. После истечения срока взыскания самой задолженности по налогу, пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.

В силу ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Вместе с тем, административным истцом не представлено доказательств обоснованности начисления и взыскания пени по налогам, поскольку сведений о недоимках по налогам, на которые произведено начисление взыскиваемых пени, а также о соблюдении порядка, процедуры ее взыскания материалы дела не содержат. Из расчета пени, предоставленного административным истцом, невозможно достоверно установить размер недоимки, на которую налоговым органом произведено начисление пени за ДД.ММ.ГГГГ и ранее и период ее образования. При таких обстоятельствах оснований для взыскания пени не имеется в связи с недоказанностью заявленных требований.

Таким образом, требования о взыскании пени за ДД.ММ.ГГГГ а также более ранние периоды, а именно ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что административные исковые требования основаны на законе и подлежат удовлетворению частично.

В силу ст. 114 КАС РФ в доход государства с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.

Руководствуясь ст. 177 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России по АДРЕС к ФИО2 о взыскании недоимки по налогам, пени – удовлетворить частично.

Взыскать со ФИО2, ....., в пользу Межрайонной ИФНС России по АДРЕС недоимку по транспортному налогу за 2019 г. в размере 5 100 руб. 00 коп., за 2020 г. в размере 3 825,00 руб., пени за 2020 г. в размере 13 руб. 39 коп., за 2019 г. – 15 руб. 17 коп., а всего взыскать 8 953 руб. 56 коп.

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России по АДРЕС к ФИО2 о взыскании пени в большем размере – отказать.

Взыскать со ФИО2 в доход государства государственную пошлину в размере 400 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья: Л.С. Кетова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГг.