Дело № 2а-4156/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«04» сентября 2018 года г. Чита
Центральный районный суд города Читы в составе:
председательствующего Сергеевой Д.П.,
при секретаре Фунтусовой Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Читинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Забайкальского края, КП Забайкальского края «Государственное недвижимое имущество», КГУП «Автомобильные дороги Забайкалья» о понуждении к действиям,
УСТАНОВИЛ:
Читинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Чита» о понуждении к действиям, ссылаясь на следующее. Читинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения Министерством природных ресурсов Забайкальского края (далее - Министерство) исполнение полномочий в области безопасности ГТС на территории бассейна р.Амур в границах Забайкальского края. Установлено, что Министерством полномочия в данной сфере исполняются не в полном объеме.
В соответствие со ст.9 Закона № как собственник ГТС, так и эксплуатирующая организация обязаны обеспечить безопасность ГТС Министерство солидарно обязаны обеспечить безопасность ГТС.
В мае 2018 года при проведении проверок установлено, что с 2014-2018 г.г не исполняются требования статей 8, 9, 10, 11 Закона № по причине отсутствия собственных средств и финансового обеспечения содержания ГТС со стороны Министерства и <адрес> (за исключением обязательного страхования гражданской ответственности ГТС), в том числе, не разработаны декларации безопасности ГТС, их ремонт не проводился и т.д.
Так, Министерство в отношении указанных ГТС в нарушение требований ст.8, 9, 10, 11, 17 Закона № не обеспечило: соблюдение обязательных требований при эксплуатации; техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; разработку критериев безопасности ГТС, а также правил их эксплуатации; систематический анализ причин снижения безопасности ГТС и своевременное осуществление разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС; проведение регулярных обследований ГТС; создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС; внесение в Регистр сведений о ГТС; не обеспечило подготовку декларации безопасности ГТС, получение разрешения на эксплуатацию ГТС, проведение экспертизы проектной документации ГТС.
Таким образом, в нарушение ст.5 Закона №, п.12.13 Положения обязанность по исполнению полномочий по приятию решений о капитальном ремонте, консервации и ликвидации бесхозяйных ГТС не реализована.
Следовательно, не исполнение Министерством, своих обязанностей по обеспечению безопасности ГТС создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, и как следствие - опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.
На основании изложенного, просит суд признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов <адрес> в части соблюдения обязательных требований по эксплуатации, техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю и текущему ремонту; разработки критериев безопасности ГТС, а также правил его эксплуатации; систематического анализа причин снижения безопасности ГТС и своевременного осуществления разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС; проведения регулярных обследований ГТС; создания финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС; внесения в Регистр сведений о ГТС; составления и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности ГТС; получения разрешение на эксплуатацию ГТС; проведения экспертизы проектной документации ГТС в отношении следующих ГТС: инженерная защита <адрес> от паводковых вод <адрес> (кадастровый №); инженерная защита <адрес> от паводковых вод <адрес> (кадастровый №). В срок до ДД.ММ.ГГГГ обязать Министерство природных ресурсов <адрес> обеспечить соблюдения обязательных требований по эксплуатации, техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю и текущему ремонту ГТС; разработку критериев безопасности ГТС, а также правил его эксплуатации; систематический анализ причин снижения безопасности ГТС и своевременное осуществление разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС; проведение регулярных обследований ГТС; создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС; внесения в Регистр сведений о ГТС; составление и представление в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности ГТС; получение разрешения на эксплуатацию ГТС; проведение экспертизы проектной документации ГТС в отношении следующих ГТС: инженерная защита <адрес> от паводковых вод <адрес> (кадастровый №); инженерная защита <адрес> от паводковых вод <адрес> (кадастровый №). В срок до ДД.ММ.ГГГГ обязать Министерство природных ресурсов <адрес> принять меры по установлению ГТС, расположенных на территории <адрес>, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо отказался от своих права путем запроса этих сведений в Росреестре, органах местного самоуправления муниципальных районов, городских и сельских поселений с последующим составлением полного перечня данных ГТС, проведения их обследования, капитального ремонта либо консервации и ликвидации этих ГТС.
Стороны в судебное заседание не явились, надлежаще извещены судом о времени и месте слушания дела, причин не явки суду не сообщили.
В предыдущем судебном заседании представитель административного истца ФИО2, действующий на основании прав по должности, исковые требования поддержал.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дуло рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела и оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании, Читинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения Министерством природных ресурсов <адрес> (далее - Министерство) исполнение полномочий в области безопасности ГТС на территории бассейна <адрес> в границах <адрес>. В ходе проверки установлено, что Министерством полномочия в данной сфере исполняются не в полном объеме.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением <адрес>№ утверждено положение о Министерстве (далее - Положение).
В силу пп. 5 ч.2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «г» п.2 ст.26.11 названного закона в собственности субъекта РФ могут находиться защитные сооружения, необходимое для предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.
Деятельность по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации ГТС регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон №).
Согласно ст.8 Закона № обеспечение безопасности ГТС осуществляется на основании следующих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий ГТС; представление деклараций безопасности ГТС; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности ГТС; непрерывность эксплуатации ГТС; осуществление мер по обеспечению безопасности ГТС, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение ГТС техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих ГТС; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности ГТС ниже допустимого уровня.
В соответствии со ст.9 Закона № собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации ГТС, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности ГТС, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием ГТС; систематически анализировать причины снижения безопасности ГТС и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС; обеспечивать проведение регулярных обследований ГТС; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС, в порядке, установленном Правительством РФ для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию ГТС в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности ГТС, правилами эксплуатации ГТС и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности ГТС; финансировать мероприятия по эксплуатации ГТС, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий ГТС; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию ГТС в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о ГТС.
Дополнительно к указанным обязанностям собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация обязаны: составлять и представлять в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности ГТС при эксплуатации ГТС I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации ГТС I, II, III или IV класса. После внесение в Регистр сведений о ГТС, находящемся в эксплуатации, получить разрешение на эксплуатацию ГТС (ст. 10 Закона №); провести экспертизу проектной документации ГТС, содержащей декларацию безопасности ГТС (ст. 11 Закона №, ст.49 Градостроительного кодекса РФ); обеспечивать разработку и своевременное уточнение правил эксплуатации ГТС (п.4 требований к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ№, далее -требования к содержанию правил).
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 12.13. Положения Министерство осуществляет полномочия в области безопасности ГТС, в том числе: решает вопросы безопасности ГТС на территории <адрес>, за исключением вопросов безопасности ГТС, находящихся в муниципальной собственности; участвует в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности ГТС; разрабатывает и реализует региональные программы обеспечения безопасности ГТС, в том числе ГТС, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался; обеспечивает безопасность ГТС при использовании водных объектов л осуществлении природоохранных мероприятий; принимает решения об ограничении условий эксплуатации ГТС в случаях нарушений законодательства о безопасности ГТС; участвует в ликвидации последствий аварий ГТС; информирует население об угрозе возникновения аварий ГТС, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; обеспечивает безопасность ГТС, находящихся в собственности <адрес>, а также капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию ГТС, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территории <адрес>.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям Забайкальского Управления Ростехнадзора и ФГБУ «Росреестр» в собственности <адрес> находится - 5 ГТС): инженерная защита <адрес> от паводковых вод <адрес> (кадастровый №, работоспособное, требуется разработка декларации безопасности ГТС); инженерная защита <адрес> от паводковых вод <адрес> (кадастровый №, работоспособное, требуется разработка декларации безопасности ГТС).
Министерством не были определены эксплуатирующие организации по инженерной защите <адрес> от паводковых вод <адрес> и <адрес>, декларации безопасности на данные ГТС не разработаны.
ДД.ММ.ГГГГ с целью устранения выявленных нарушений природоохранной прокуратурой в Министерство внесено представление об устранении нарушений закона.
В июне при проведении контрольной проверки установлено, что выявленные ранее нарушения не устранены.
Согласно ст.5 ФЗ № органы исполнительной власти субъектов РФ в области безопасности ГТС, в том числе обеспечивают безопасность ГТС, находящихся в собственности субъектов РФ, а также капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию ГТС, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъектов РФ.
Согласно ст.12.1. Закона № консервация и ликвидация ГТС, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, обеспечивается органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено это гидротехническое сооружение, в порядке, установленном Правительством РФ; консервация и ликвидация ГТС считаются завершенными после обследования ГТС и территории этого ГТС комиссией, формируемой в порядке, установленном Правительством РФ; в случае консервации ГТС, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, указанная в части второй настоящей статьи комиссия формируется органом исполнительной власти субъекта РФ; в состав комиссии в обязательном порядке включаются представители федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение федерального государственного надзора в области безопасности ГТС в соответствии с их компетенцией, органов местного самоуправления, на территориях которых расположены эти гидротехнические сооружения.
Как следует из материалов дела не были определены эксплуатирующие организации по инженерной защите <адрес> от паводковых вод <адрес> и <адрес>, декларации безопасности на данные ГТС не разработаны.
Таким образом, Министерство в отношении указанных ГТС в нарушение требований ст.8, 9, 10, 11, 17 Закона № не обеспечило: соблюдение обязательных требований при эксплуатации; техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; разработку критериев безопасности ГТС, а также правил их эксплуатации; систематический анализ причин снижения безопасности ГТС и своевременное осуществление разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС; проведение регулярных обследований ГТС; создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС; внесение в Регистр сведений о ГТС; не обеспечило подготовку декларации безопасности ГТС, получение разрешения на эксплуатацию ГТС, проведение экспертизы проектной документации ГТС.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила консервации и ликвидации ГТС (далее - Правила).
Министерством инженерная защита <адрес> от паводковых вод <адрес> (кадастровый №) и <адрес> (кадастровый №) не осуществлялась.
Согласно ст.1 Закона № экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
В соответствии с ч.2 ст. 57 Закона № защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Согласно разделу 4 СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения. Основные положения», утвержденных Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ№, постоянные ГТС в зависимости от их назначения подразделяются на основные и второстепенные; к основным следует относить ГТС, повреждение или разрушение которых приводит к нарушению или прекращению нормальной работы электростанций; прекращению или уменьшению подачи воды для водоснабжения и орошения; затоплению и подтоплению защищаемой территории; прекращению или сокращению судоходства и т.д; к второстепенным следует относить ГТС, разрушение или повреждение которых не влечет за собой указанных последствий.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О классификации гидротехнических сооружений», СНиП 33-01-2003, ГТС в зависимости от возможных последствий гидродинамических аварий подразделяются на 4 класса.
Так, например, к 1 классу относятся те ГТС, при аварии которых могут пострадать более 3 тыс.человек, у более 20 тыс.чел. могут быть нарушены условия жизнедеятельности, размер возможного материального ущерба без убытков владельцев ГТС составит более 5000 млн. рублей. К 4 классу относятся ГТС, авария которых не повлечет причинение вреда жизни, здоровью людей, нарушения условий их жизнедеятельности, при этом размер возможного материального ущерба без учета убытков владельца ГТС составит до 100 млн. рублей. Чрезвычайная ситуация, возникшая в результате аварии ГТС, распространяется в пределах территории нескольких субъектов, одного субъекта Федерации, одного муниципального образования либо одного хозяйствующего субъекта.
Таким образом, законодательно установлено, что эксплуатация ГТС любого класса может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
Следовательно, не исполнение Министерством своих обязанностей по обеспечению безопасности ГТС создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, и как следствие - опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.
Таким образом, Министерство нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду обитания, в связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.2 ч.6 ст. 180 КАС РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, и полагает возможным согласится со сроками исполнения судебного решения, заявленными прокурором.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Читинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Забайкальского края, КП Забайкальского края «Государственное недвижимое имущество», КГУП «Автомобильные дороги Забайкалья» о понуждении к действиям, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Забайкальского края в части соблюдения обязательных требований по эксплуатации, техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю и текущему ремонту; разработки критериев безопасности ГТС, а также правил его эксплуатации; систематического анализа причин снижения безопасности ГТС и своевременного осуществления разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС; проведения регулярных обследований ГТС; создания финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС; внесения в Регистр сведений о ГТС; составления и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности ГТС; получения разрешение на эксплуатацию ГТС; проведения экспертизы проектной документации ГТС в отношении следующих ГТС: инженерная защита <адрес> от паводковых вод <адрес> (кадастровый №); инженерная защита <адрес> от паводковых вод <адрес> (кадастровый №).
В срок до ДД.ММ.ГГГГ обязать Министерство природных ресурсов <адрес> обеспечить соблюдение обязательных требований по эксплуатации, техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю и текущему ремонту ГТС; разработку критериев безопасности ГТС, а также правил его эксплуатации; систематический анализ причин снижения безопасности ГТС и своевременное осуществление разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС; проведение регулярных обследований ГТС; создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС; внесения в Регистр сведений о ГТС; составление и представление в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности ГТС; получение разрешения на эксплуатацию ГТС; проведение экспертизы проектной документации ГТС в отношении следующих ГТС: инженерная защита <адрес> от паводковых вод <адрес> (кадастровый №); инженерная защита <адрес> от паводковых вод <адрес> (кадастровый №).
В срок до ДД.ММ.ГГГГ обязать Министерство природных ресурсов Забайкальского края принять меры по установлению ГТС, расположенных на территории Забайкальского края, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо отказался от своих права путем запроса этих сведений в Росреестре, органах местного самоуправления муниципальных районов, городских и сельских поселений с последующим составлением полного перечня данных ГТС, проведения их обследования, капитального ремонта либо консервации и ликвидации этих ГТС.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента оглашения в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Центральный районный суд г. Читы.
Судья Д.П. Сергеева