Дело № 2а-415/2022 УИД: 23RS0013-01-2022-000350-15
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Гулькевичи 15 февраля 2022 года
Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Бочко И.А.,
при секретаре Чеботаревой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Администрации муниципального образования Гулькевичский район к судебному приставу-исполнителю Гулькевичского РОСП ГУФССП России по Краснодарскому краю ФИО1 об освобождении от исполнительского сбора,
установил:
Администрация МО Гулькевичский район обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Гулькевичского РОСП ГУФССП России по Краснодарскому краю ФИО1, и просит освободить от взыскания исполнительского сбора по требованиям неимущественного характера в размере 50000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя Гулькевичского районного отдела ГУФССП по Краснодарскому краю ФИО1 от 21 января 2022 года №.
Свои требования обосновала тем, что решением Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 21 ноября 2017 года по делу № 2а-2105/2017 администрации предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 1 сентября 2018 года. Определением Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 10 марта 2020 года по делу предоставлена отсрочка до 31 декабря 2020 года. Определением от 29 января 2021 года по делу № 2а-2105/2017 администрации предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 31 декабря 2021 года. Для исполнения решения суда с 2017 года администрацией проделана следующая работа: решением 61 сессии VI созыва от 25 октября 2018 года № 9 внесены изменения в решение 40 сессии VI созыва Совета муниципального образования Гулькевичский район от 8 декабря 2017 года № 1 «О бюджете муниципального образования Гулькевичский район на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» с целью исполнения решения от 21 ноября 2017 года, выделены дополнительные бюджетные ассигнования для управления образования, которые распределены муниципальным учреждениям образования. МБОУ СОШ № 25 выделены средства в размере 500000 рублей, направлены на оплату контракта на оказание услуг от 27 ноября 2018 года № 3397 между МБОУ СОШ № 25 и ООО «Инвест Проект» на разработку проектно-сметной документации на строительство столовой на 50 посадочных мест. Цена контракта (стоимость услуг) составляла 390000 рублей, оказание услуг осуществлялось по 27 декабря 2018 года. Проектно-сметная документация на строительство столовой разработана и передана МБОУ СОШ № 25. Итоговая стоимость для строительства столовой на 50 посадочных мест к МБОУ СОШ № 25 составляла 12 043 763 рублей. В связи с вступлением в силу 4 февраля 2020 года Приказа министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 года № 841/пр «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства» и внесения изменении 31 декабря 2019 года в Постановление Правительства РФ от 5 марта 2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» проектно-сметная документация на строительство столовой на территории МБОУ СОШ №25 должна иметь положительное заключение ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза». Имеющаяся на тот момент проектно-сметная документация не соответствовала требованиям ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза» и проектная организация, разработавшая проект (ООО «Инвест Проект), не была внесена в Единый реестр членов СРО, в связи с чем не имела возможности переработать проектную документацию. Администрацией было принято решение на изготовление новой проектно-сметной документации. Подготовлена предпроектная документация, администрацией МБОУ СОШ № 25 поданы заявки в ресурсоснабжающие организации на получение технических условий для строительства пищеблока (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, увеличение мощности электроснабжения). Техусловия выданы в феврале 2020 года. В рамках муниципальной программы «Развитие общественной инфраструктуры муниципального значения муниципального образования Гулькевичский район» в 2020 году выделены денежные средства из местного бюджета в сумме 2500 тыс. рублей на выполнение проектной, рабочей документации и инженерных изысканий по объекту: «Реконструкция МБОУ СОШ № 25 им. Г.С. Галеева по ул. Вавилова, 2 п. Ботаника муниципального образования Гулькевичский район (I, III этапы. Строительство здания столовой на 50 посадочных мест на территории МБОУ СОШ № 25)». В целях строительства пищеблока в СОШ № 25 п. Ботаника между администрацией и ООО «Прагма» заключен муниципальный контракт от 01 июня 2020 года на выполнение проектной, рабочей документации и инженерных изысканий, срок выполнения работ по контракту 1 сентября 2020 года, цена контракта составляла 1 628 376, 32 рубля (средства бюджета МО Гулькевичский район). Работы выполнены подрядчиком в полном объеме, подписаны акты передачи проектной документации и результатов инженерных изысканий. 16 ноября 2020 года заключен контракт №1386 с ГАУ ЮС «Краснодаркрайгосэкспертиза» на проведение государственной экспертизы проектной документации. Цена контракта составила 546 396,41 рубля (средства бюджета муниципального образования Гулькевичский район). 24 июня 2021 года получено положительное заключение №. Затраты на строительство здания столовой на 50 посадочных мест с переходной галереей на территории МБОУ СОШ № 25 муниципальный бюджет Гулькевичского района самостоятельно понести в полном объеме не сможет в связи с напряженным исполнением муниципального бюджета и необходимостью финансирования и других мероприятий, в соответствии с полномочиями определенными Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Администрацией сформирован пакет документов в Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам муниципальных общеобразовательных организациях, а именно на строительство объекта (пищеблока). В рамках программы выделены денежные средства на строительство объекта (пищеблока) в общей сумме 32 399,4 тыс. рублей на 2021 - 2022 гг. 19 ноября 2021 года между департаментом строительства Краснодарского края и администрацией МО Гулькевичский район заключено соглашение № И-39 на предоставление субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования Гулькевичский район в целях софинансирования расходного обязательства муниципального образования по строительству объекта «Реконструкция МБОУ СОШ № 25 им. Г.С.Галеева по ул.Вавилова, 2 п.Ботаника (Строительства здания столовой на 50 посадочных мест на территории МБОУ СОШ № 25)». Дополнительным соглашением бюджету муниципального образования Гулькевичский район от 19 ноября 2021 года № И-39 денежные средства перераспределены на 2022 год. Объемы денежных средств, предусмотренных на строительство здания столовой на 50 посадочных мест на территории МБОУ СОШ № 25 составляют: средства краевого бюджета - 31 427,4 тыс. рублей, средства местного бюджета - 972 тыс.рублей. Согласно графику выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства муниципальной собственности муниципальных образований Краснодарского края заключение контракта на строительство запланировано на февраль 2022 года. Администрацией с 2017 года предприняты все возможные меры, направленные на исполнение решения суда (подготовлена и оплачена проектная документация, оплачена гос.экспертиза проектной документации, выделены денежные средства на софинансирование расходного обязательства муниципального образования по строительству пищеблока). По состоянию на 31 декабря 2021 года решение суда исполнено в полном объеме. Согласно п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
В судебное заседание стороны не явились, в своих заявлениях дело просили рассматривать в их отсутствие.
Суд, изучив материалы дела, находит, что административный иск Администрации МО Гулькевичский район подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В силу статей 1, 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» на судебных приставов возлагаются задачи, в том числе, по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве. В своей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О судебных приставах», Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3).
В судебном заседании установлено, что решением Гулькевичского районного суда от 21 ноября 2017 года удовлетворен административный иск Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кавказском, Гулькевичском и Тбилисском районах к административному ответчику администрации муниципального образования Гулькевичский район о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Гулькевичский район.
Указанным решением признано незаконным бездействие администрации муниципального образования Гулькевичский район, выразившееся в непринятии мер к оказанию содействия образовательному учреждению МБОУ СОШ № 25 в устранении нарушений санитарно – эпидемиологического законодательства; Администрация муниципального образования Гулькевичский район обязана выделить денежные средства для строительства пищеблока, для устранения имеющихся в МБОУ СОШ № 25 нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства п. 2.6 СанПиН 2.4.5.2409-08, в срок до 01 сентября 2018 года.
Решение вступило в законную силу 23 декабря 2021 года.
По указанному решению выдан исполнительный лист серия ФС №, возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Определениями Гулькевичского районного суда от 10 марта 2020 года, 29 января 2021 года заявителю была предоставлена отсрочка исполнения решения до 31 декабря 2020 года, до 31 декабря 2021 года.
При этом, принятое решение о взыскании исполнительского сбора обосновано судебным приставом-исполнителем тем, что сведений надлежащего исполнения требований исполнительного документа должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не представлено; отсутствуют доказательства, подтверждающие уважительность причин неисполнения исполнительного документа и что нарушение установленных сроков исполнения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.
При таких обстоятельствах постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено судебным приставом-исполнителем Гулькевичского РОСП в соответствии с требованиями закона.
В силу ч.ч. 6, 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно разъяснениям, данным в п.п. 74, 75 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Рассматривая заявленное требование об освобождении от уплаты исполнительского сбора суд учитывает следующее: решением 61 сессии VI созыва от 25 октября 2018 года № 9 внесены изменения в решение 40 сессии VI созыва Совета муниципального образования Гулькевичский район от 8 декабря 2017 года № 1 «О бюджете муниципального образования Гулькевичский район на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» с целью исполнения решения от 21 ноября 2017 года, выделены дополнительные бюджетные ассигнования для управления образования, которые распределены муниципальным учреждениям образования. МБОУ СОШ № 25 выделены средства в размере 500000 рублей, направлены на оплату контракта на оказание услуг от 27 ноября 2018 года № 3397 между МБОУ СОШ № 25 и ООО «Инвест Проект» на разработку проектно-сметной документации на строительство столовой на 50 посадочных мест. Цена контракта (стоимость услуг) составляла 390000 рублей, оказание услуг осуществлялось по 27 декабря 2018 года. Проектно-сметная документация на строительство столовой разработана и передана МБОУ СОШ № 25. Итоговая стоимость для строительства столовой на 50 посадочных мест к МБОУ СОШ № 25 составляла 12 043 763 рублей. В связи с вступлением в силу 4 февраля 2020 года Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 года № 841/пр «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства» и внесения изменении 31 декабря 2019 года в Постановление Правительства РФ от 5 марта 2007 года № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», проектно-сметная документация на строительство столовой на территории МБОУ СОШ №25 должна иметь положительное заключение ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза». Имеющаяся на тот момент проектно-сметная документация не соответствовала требованиям ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза» и проектная организация, разработавшая проект (ООО «Инвест Проект), не была внесена в Единый реестр членов СРО, в связи с чем не имела возможности переработать проектную документацию. Администрацией было принято решение на изготовление новой проектно-сметной документации. Подготовлена предпроектная документация, администрацией МБОУ СОШ № 25 поданы заявки в ресурсоснабжающие организации на получение технических условий для строительства пищеблока (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, увеличение мощности электроснабжения). Техусловия выданы в феврале 2020 года. В рамках муниципальной программы «Развитие общественной инфраструктуры муниципального значения муниципального образования Гулькевичский район» в 2020 году выделены денежные средства из местного бюджета в сумме 2500 тыс. рублей на выполнение проектной, рабочей документации и инженерных изысканий по объекту: «Реконструкция МБОУ СОШ № 25 им. Г.С. Галеева по ул. Вавилова, 2 п. Ботаника муниципального образования Гулькевичский район (I, III этапы. Строительство здания столовой на 50 посадочных мест на территории МБОУ СОШ № 25)». В целях строительства пищеблока в СОШ № 25 п. Ботаника между администрацией и ООО «Прагма» заключен муниципальный контракт от 01 июня 2020 года на выполнение проектной, рабочей документации и инженерных изысканий, срок выполнения работ по контракту 1 сентября 2020 года, цена контракта составляла 1 628 376, 32 рубля (средства бюджета МО Гулькевичский район). Работы выполнены подрядчиком в полном объеме, подписаны акты передачи проектной документации и результатов инженерных изысканий. 16 ноября 2020 года заключен контракт № 1386 с ГАУ ЮС «Краснодаркрайгосэкспертиза» на проведение государственной экспертизы проектной документации. Цена контракта составила 546 396,41 рубля (средства бюджета муниципального образования Гулькевичский район). 24 июня 2021 года получено положительное заключение №. Затраты на строительство здания столовой на 50 посадочных мест с переходной галереей на территории МБОУ СОШ № 25 муниципальный бюджет Гулькевичского района самостоятельно понести в полном объеме не сможет в связи с напряженным исполнением муниципального бюджета и необходимостью финансирования и других мероприятий, в соответствии с полномочиями определенными Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Администрацией сформирован пакет документов в Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам муниципальных общеобразовательных организациях, а именно на строительство объекта (пищеблока). В рамках программы выделены денежные средства на строительство объекта (пищеблока) в общей сумме 32 399,4 тыс. рублей на 2021 - 2022 гг. 19 ноября 2021 года между департаментом строительства Краснодарского края и администрацией МО Гулькевичский район заключено Соглашение № И-39 на предоставление субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования Гулькевичский район в целях софинансирования расходного обязательства муниципального образования по строительству объекта «Реконструкция МБОУ СОШ № 25 им.Г.С. Галеева по ул.Вавилова, 2 п.Ботаника (Строительства здания столовой на 50 посадочных мест на территории МБОУ СОШ № 25)». Дополнительным Соглашением бюджету муниципального образования Гулькевичский район от 19 ноября 2021 года № И-39 денежные средства перераспределены на 2022 год. Объемы денежных средств, предусмотренных на строительство здания столовой на 50 посадочных мест на территории МБОУ СОШ № 25 составляют: средства краевого бюджета - 31 427,4 тыс. рублей, средства местного бюджета - 972 тыс.рублей. Согласно графику выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства муниципальной собственности муниципальных образований Краснодарского края заключение контракта на строительство запланировано на февраль 2022 года.
Суд, изучив представленные доказательства, приходит к выводу, что должником принимались своевременные и необходимые для исполнения решения меры. Невозможность исполнения решения в более короткие сроки подтверждается также определениями суда о предоставлении должнику неоднократных отсрочек. При этом основанием предоставления отсрочек явилось установление судом объективных причин, препятствующих должнику исполнить решение, не зависящих от должника. Исполнение решения зависело, в том числе, от решений третьих лиц в соответствии с их полномочиями, которые не являются подконтрольными должнику, в связи с чем он не мог контролировать либо влиять на принимаемые решения другими органами и должностными лицами.
Представленные доказательства дают суду основания признать, что в данной ситуации вина администрации МО Гулькевичский район в несвоевременном исполнении решения Гулькевичского районного суда от 21 ноября 2017 года отсутствует, а потому должник должен быть освобожден от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Администрации муниципального образования Гулькевичский район к судебному приставу-исполнителю Гулькевичского РОСП ГУФССП России по Краснодарскому краю ФИО1 об освобождении от исполнительского сбора – удовлетворить.
Освободить администрацию муниципального образования Гулькевичский район от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП от 14 сентября 2018 года полностью.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
председательствующий
Судья И.А.Бочко