ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-415/2023 от 21.07.2023 Галичского районного суда (Костромская область)

Дело №2а-415/2023

44RS0006-01-2023-000462-26

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Антропово «21» июля 2023 года

Костромской области

Галичский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Копалыгиной В.С.

при помощнике судьи Селезнёве Н.А.,

с участием представителя истца – прокурора Антроповского района Немова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Антроповского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Котельниковского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области об установлении обязанности по размещению информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Антроповского района Костромской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Котельниковского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области об установлении обязанности по размещению информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации, предусмотренной Федеральным законом от 31.07.2020г. №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В обоснование своих требований истец указал следующее. Прокуратурой Антроповского района проведена проверка исполнения законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в деятельности администрации Котельниковского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области, в ходе которой выявлены нарушения названного законодательства. В частности, в нарушение требований ч.ч.1,3 ст. 46 Федерального закона от 31.07.2020г. №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» на сайте сельского поселения: https://antropovo.kostroma.gov.ru/munitsipalitet/selskie-poseleniya.php, не размещены следующие сведения: тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о сроках и порядке их вступления в силу; перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска; перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска; исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица; доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; доклады о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле. В связи с ненадлежащим информированием в указанной сфере субъекты предпринимательства лишены возможности свободного ознакомления с предусмотренной законодательством информацией. В связи с допущенными нарушениями закона прокуратурой района главе администрации Котельниковского сельского поселения 28.03.2023 внесено представление. Указанное представление получено адресатом 13.05.2023. Вместе с тем, по состоянию на 19.06.2023 требования прокурора не удовлетворены, вышеуказанная информация на сайте администрации Котельниковского сельского поселения не размещена.

Со ссылкой на требования ст. 39 КАС РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор просил суд обязать администрацию Котельниковского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте администрации Котельниковского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области разместить сведения: тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о сроках и порядке их вступления в силу; перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска; перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска; исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица; доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; доклады о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.

В судебном заседании представитель административного истца - прокурор Антроповского района Костромской области Немов А.Н. административное исковое заявление прокурора поддержал и просил суд об его удовлетворении по основаниям, изложенным в нём. Указал, что на день рассмотрения дела администрацией Котельниковского сельского поселения указанные сведения на сайте сельского поселения не размещены.

Представитель административного ответчика – администрации Котельниковского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщили, об отложении судебного заседания не просил.

Дело рассмотрено без участия представителя административного ответчика.

Суд, выслушав представителя административного истца – прокурора Антроповского района Костромской области Немова А.Н., исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации провозглашается, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане, и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно п.1 ст.1 Федерального закона №8-ФЗ от 09.02.2009 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее по тексту – Федеральный закон №8-ФЗ) информация о деятельности органов местного самоуправления – информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

Действие Федерального закона №8-ФЗ распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (ст.2 закона).

К принципам обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления в соответствии со статьей 4 Федерального закона №8-ФЗ относятся: 1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; 2) достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; 3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом; 4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Статьей 10 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 248-ФЗ) под муниципальным контролем в Российской Федерации понимается деятельность контрольных органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных

В ходе судебного заседания установлено, что администрацией Котельниковского сельского поселения Антроповского муниципального района используется официальный сайт в сети «Интернет» администрации Антроповского муниципального района: https://antropovo.kostroma.gov.ru/munitsipalitet/selskie-poseleniya.php,- вкладка «Муниципалитет» - «Сельские поселения» - «Котельниковское сельское поселение».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 248-ФЗ) под муниципальным контролем в Российской Федерации понимается деятельность контрольных органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

При осуществлении муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий. Одним из видов профилактических мероприятий является информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного органа в сети «Интернет».

Частью 3 ст. 46 ФЗ от 31.07.2020 № 248-ФЗ«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» предусмотрено, что контрольный (надзорный) орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети «Интернет»: тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о сроках и порядке их вступления в силу; перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования; руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»; перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска; перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска; программу профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (при проведении таких мероприятий); исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица; сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; сведения о применении контрольным (надзорным) органом мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц; сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц; доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; доклады о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле; информацию о способах и процедуре самообследования (при ее наличии), в том числе методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований, и информацию о декларациях соблюдения обязательных требований, представленных контролируемыми лицами; иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами и (или) программами профилактики рисков причинения вреда.

В судебном заседании установлено, что на официальном сайте администрации Котельниковское сельское поселение не размещена информация: тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о сроках и порядке их вступления в силу; перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска; перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска; исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица; доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; доклады о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.

Указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании скриншотами с сайта администрации Котельниковского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области, представлением прокурора от 28.03.2023г.

В связи с тем, что данные нарушения противоречат принципу открытости информации, предоставляемой органами местного самоуправления, на администрацию Котельниковского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области должна быть возложена обязанность по размещению на официальном сайте муниципального образования указанной информации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Антроповского района Костромской области - удовлетворить.

Обязать администрацию Котельниковского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда обеспечить размещение на официальном сайте администрации Котельниковского сельского поселения следующий сведений: тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о сроках и порядке их вступления в силу; перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска; перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска; исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица; доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; доклады о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Галичский районный суд (п. Антропово) в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированной форме.

Судья В.С. Копалыгина

Решение изготовлено в мотивированной форме

«21» июля 2023 года

Судья________В.С. Копалыгина