ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4166/2023 от 21.12.2023 Московского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело *а-4166/2023

52RS0*-22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2023г.

Московский районный суд г.Нижний Новгород (г.Н.Новгород, Московское шоссе, д.111) в составе председательствующего судьи Лопатиной И.В., при секретаре Кожиной А.И., с участием старшего помощника прокурора Московского района г.Нижнего Новгорода Годухиной Е.В., представителя административных ответчиков Зениной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Прокурора Московского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Нижнего Новгорода, Администрации Московского района г. Н. Новгорода о понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л:

Прокуратура Московского района г.Н.Новгорода в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратилась с административным иском к Администрации города Нижнего Новгорода, Администрации Московского района г.Н.Новгорода, указывая, что Прокуратурой района по поручению прокуратуры Нижегородской области проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и благоустройства, по результатам которой установлено, что на муниципальной территории рядом с ***. 21 по *** г. Н. Новгорода разбросаны отходы. Согласно публичной кадастровой карте указанная территория не размежевана. С 2019 по 2024 годы в России реализуется национальный проект «Экология». Целью нацпроекта является улучшение экологической обстановки России. Комплекс мер направлен на создание комфортной и безопасной среды жизни для населения страны. Одним из направлений нацпроекта является эффективное обращение с отходами.

14.08.2023 прокуратурой района в адрес главы администрации Московского района г. Н. Новгорода направлено представление по вопросу о наличии отходов рядом с д. 24 к. 21 по Сормовскому шоссе г. Н. Новгорода и об устранении выявленных нарушений.

29.08.2023 администрацией Московского района г. Н. Новгорода дан ответ, согласно которому работы по ликвидации свалки могут быть выполнены при наличии финансирования.

Таким образом, требования прокуратуры Московского района, указанные в представлении, администрацией Московского района г. Н. Новгорода выполнены не были, конкретный срок выполнения работ не определен, в связи, с чем прокуратурой района заявлен настоящий иск.

Административный истец в порядке ст.46 КАС РФ уточнил исковые требования, окончательно просил суд признать незаконным бездействие администрации Московского района г. Н. Новгорода, администрации г. Н. Новгорода, выражающееся в невыполнении работ по ликвидации свалки на территории пустыря «Бурнаковской низины» за ***.21 по *** г.Н.Новгорода, обязать администрацию Московского района г.Н.Новгорода, администрацию г.Н.Новгорода ликвидировать свалку на территории пустыря «Бурнаковской низины» за ***.21 по *** г.Н.Новгорода. Установить разумный срок для выполнения работ.

В судебном заседании старший помощник прокурора Московского района г.Н.Новгорода Годухина Е.В. измененные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель административных ответчиков Администрации города Нижнего Новгорода, Администрации Московского района г.Н.Новгорода по доверенности Зенина А.А. исковые требования не признала, пояснив, что требование о признании бездействия незаконным считает необоснованными, были составлены акты, направлялись запросы на дополнительное финансирование, неоднократно направлялись обращения. Сначала финансирование проводится, потом аукцион, на основании которого убирается свалка. Согласно тарифам потребуется 23 млн. руб. Финансирование выделяет администрация г. Н.Новгорода, но свалку убирает администрация Московского района на основании контракта. Бездействие не признала, просила установить срок 1 год.

Выслушав прокурора, представителя ответчиков, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Статья 3 названного Федерального закона предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

На основании абзацев 2, 7, 8 ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, захламление земель.

В соответствии с п. п. 24, 25 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В силу ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» с учетом положений ч. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Пунктом 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст) предусмотрено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В соответствии с ч. ч. 1, 5 ст. 8 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 * «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» субъекты отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка обязаны производить регулярную уборку территории, находящейся в их ведении, осуществлять вывоз мусора, образующегося в результате осуществления ими хозяйственной и (или) иной деятельности, с целью его утилизации и обезвреживания в установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области порядке.

Не допускается наличие мусора на любых территориях вне специально установленных мест.

В силу п. 16 ч. 7 ст. 43 Устава г. Н. Новгорода, утвержденного постановлением городской Думы от 23.11.2005 *, администрация г. Н. Новгорода организует благоустройство территории городского округа в соответствии с правилами благоустройства территории города, осуществляет муниципальный контроль в сфере благоустройства на территории муниципального образования городской округ город Нижний Новгород.

В силу п. 7.8 ГОСТ 30772-2001. "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 8, ст. 43 Устава г. Нижнего Новгорода, принятого постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 23.11.2005 года N 91 к полномочиям администрации города относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Таким образом, в силу требований законодательства и Устава города Нижнего Новгорода к ведению администрации города Нижнего Новгорода относятся вопросы организации сбора, вывоза утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, следовательно, надлежащим ответчиком по делу является Администрация города Нижнего Новгорода.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Судом установлено, что Прокуратурой Московского района г.Н.Новгорода по поручению прокуратуры Нижегородской области проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и благоустройства, по результатам которой установлено, что на территории пустыря «Бурнаковской низины» за ***.21 по *** Московского района г. Н. Новгорода разбросаны отходы. Согласно публичной кадастровой карте указанная территория не размежевана. Собственник свалки не установлен.

14.08.2023 прокуратурой района в адрес главы администрации Московского района г. Н. Новгорода направлено представление по вопросу о наличии отходов рядом с д. 24 к. 21 по Сормовскому шоссе г. Н. Новгорода и об устранении выявленных нарушений.

29.08.2023 администрацией Московского района г. Н. Новгорода дан ответ на представление, согласно которому работы по ликвидации свалки могут быть выполнены при наличии финансирования. Администрацией района проведена работа по определению объема и стоимости ликвидации свалки. В адрес департамента благоустройства администрации города Нижнего Новгорода направлено письмо о выделении денежных средств на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок по вышеуказанному адресу.

Согласно плану земельного участка несанкционированная свалка расположена не только за *** по ***, но и в районе ***. 24 по ***, в связи, с чем требования прокурора в данной части были уточнены. Согласно акта осмотра от 19 апреля 2022г. составленного администрацией Московского района г.Н.Новгорода площадь несанкционированного размещения строительных отходов на территории пустыря «Бурнаковской низины» составляет 19 440 кв.м., объемом 26 230 м3.

Правилами благоустройства города Нижнего Новгорода, утвержденными Решением Городской думы города Нижнего Новгорода от ЧЧ*ММ*ГГ** (далее - Правила), установлены единые и обязательные для исполнения нормы и правила в сфере благоустройства, содержания и уборки территории в границах города Нижнего Новгорода.

В соответствии с указанными Правилами уборка территории - это комплекс мероприятий, связанных с регулярной очисткой территорий открытого фунта и территорий с твердым покрытием от грязи, мусора, а также со сбором и вывозом в специально отведенные для этого места отходов производства и потребления, листвы, другого мусора, иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно- эпидемиологического благополучия населения.

Согласно п. 11.1 Правил уборка территории муниципального образования г. Н. Новгорода осуществляется в летний и зимний периоды путем проведения работ по уборке территории в соответствии с пунктами 11.2-11.4.

Пунктами 2.1.2, 11.3.2. Правил предусмотрено, что содержание территорий общего пользования включает сбор и вывоз мусора, а в период летней уборки должен проводиться ежедневный сбор мусора со всей территории.

В силу п. 4.6.4. постановления Городской думы города Нижнего Новгорода от 25.01.2006 * «Об утверждении Положений об администрациях районов города Нижнего Новгорода» администрация района организует работы по благоустройству и озеленению территории района.

С 2019 по 2024 годы в России реализуется национальный проект «Экология». Целью нацпроекта является улучшение экологической обстановки России. Комплекс мер направлен на создание комфортной и безопасной среды жизни для населения страны. Одним из направлений нацпроекта является эффективное обращение с отходами.

Оценив все собранные по делу, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Московского района г.Н.Новгорода об обязании Администрации города Нижнего Новгорода ликвидировать несанкционированную свалку подлежит удовлетворению, поскольку непринятие мер по ликвидации несанкционированной свалки, приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.

Доводы представителя ответчика Администрации города Нижнего Новгорода о том, что Администрация города не бездействует по вопросу ликвидации свалки, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку несанкционированная свалка бытовых отходов по вышеуказанному адресу существует на протяжении длительного периода времени, доказательств, свидетельствующих о принятии Администрацией города своевременных мер для выявления и пресечения незаконных действий, вследствие которых образовалась несанкционированная свалка на территории муниципального образования, либо невозможности принятия таких мер, ответчиком не представлено.

Администрация Московского района г.Н.Новгорода по данному спору не является надлежащим ответчиков, в удовлетворении иска к указанному ответчику суд прокурору отказывает.

Согласно ч. 5 ст. 10 КАС РФ правила определения разумного срока административного судопроизводства применяются также при определении разумного срока исполнения судебных актов по административным дела.

Учитывая вышеуказанную норму права, а также конкретные обстоятельства дела, суд считает необходимым установить ответчику срок для ликвидации свалки в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу, данный срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

Р е ш и л:

Иск Прокурора Московского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации г. Нижнего Новгорода, выражающееся в невыполнении работ по ликвидации свалки на территории пустыря «Бурнаковской низины» за ***.21 по *** г.Н.Новгорода.

Обязать администрацию города Нижнего Новгорода ликвидировать свалку на территории пустыря «Бурнаковской низины» за **** по *** г.Н.Новгорода.

Установить срок исполнения решения суда в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу.

В иске Прокурора Московского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Московского района г.Нижнего Новгорода отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение одного месяца через районный суд со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья И.В. Лопатина

Решение в окончательной форме изготовлено ЧЧ*ММ*ГГ*г.