Дело № 2а-4168/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 ноября 2016 года г.Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Зориной С.А.,
при секретаре Камаловой Ю.Э.,
с участием старшего помощника прокурора Козловой С.Г., представителя административного ответчика Бобылковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к администрации Златоустовского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Прокурор г.Златоуста обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Златоустовского городского округа, в котором просит:
- признать незаконным бездействие администрации Златоустовского городского округа в части невыполнения обязанности по разработке нормативного правового акта, определяющего требования к документу планирования регулярных перевозок;
- обязать администрацию Златоустовского городского округа разработать и принять нормативный правовой акт, определяющий требования к документу планирования регулярных перевозок.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом. В ходе проверки было установлено, что на территории Златоустовского городского округа отсутствуют нормативные правовые документы, регулирующие порядок подготовки документов планирования регулярных перевозок. ДД.ММ.ГГГГ. Главе ЗГО внесено представление об устранении нарушений законодательства о пассажирских перевозках, в том числе о необходимости разработки и принятия нормативного правового акта, определяющего порядок подготовки документа планирования регулярных перевозок. Указанное представление до настоящего времени не рассмотрено, меры к устранению допущенных нарушений закона не приняты. Отсутствие муниципального нормативного правового акта, определяющего требования к документу планирования регулярных перевозок, затрагивает интересы неопределенного круга лиц, нарушает права субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих перевозку пассажиров по маршрутам регулярных перевозок.
В судебном заседании старший помощник прокурора Козлова С.Г. на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика Бобылкова А.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 11-14) в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что сам документ планирования уже разработан и размещен на сайте Администрации ЗГО. Полагает, что разработка дополнительных нормативных правовых актов не требуется.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд считает требования Прокурора г.Златоуста подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как установлено нормами Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа (п. 7 ч. 1 ст. 14). В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов (п. 1 ч. 1 ст. 17).
Согласно Устава Златоустовского городского округа Администрация округа является исполнительно-распорядительным органом Городского округа, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Городского округа федеральными законами и законами Челябинской области (ст. 26). Администрация округа создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организует транспортное обслуживание населения в границах Городского округа (п. 5 ч. 2 статьи 27).
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 220-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 220-ФЗ законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.
Подготовка документов планирования регулярных перевозок осуществляется с учетом положений настоящего Федерального закона в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами (ч. 4 ст. 2 Федерального закона N 220-ФЗ).
Под документом планирования регулярных перевозок понимается нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления (п. 27 ст. 3 Федерального закона N 220-ФЗ)
Из материалов дела следует, что Прокуратурой г. Златоуста проведена проверка соблюдения законодательства в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
В результате проверки установлено, что Администрацией ЗГО до настоящего времени не приняты меры по разработке и принятию нормативного правового акта, определяющего требования к документу планирования регулярных перевозок.
Из материалов дела следует, что Главе ЗГО ФИО8 было внесено представление об устранении нарушений законодательства о пассажирских перевозках (л.д. 6), согласно которому необходимо было принять меры к устранению допущенных нарушений: привести реестр муниципальных маршрутов в соответствие с требованиями законодательства, устранить противоречия между реестром маршрутов, определенным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. № и реестром, размещенным в сети «Интернет», разработать и принять нормативный правовой акт, определяющий порядок подготовки документа планирования регулярных перевозок, разработать и принять документ планирования регулярных перевозок.
Однако, до настоящего времени требования, изложенные в представлении о разработке и принятию нормативного правового акта, определяющего порядок подготовки документа планирования регулярных перевозок, не исполнены, что подтверждается ответом Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что специалистами МКУ ЗГО «УЖКХ» разработан проект документа, определяющего порядок подготовки документа планирования пассажирских перевозок, а также проект документа планирования регулярных перевозок, который на сегодняшний день находится в стадии согласования (л.д. 17).
Как следует из пояснений представителя административного ответчика в судебном заседании документ, определяющий требования к документу планирования регулярных перевозок, на момент рассмотрения дела не принят.
Проанализировав в системной совокупности указанные выше нормы, а также исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что на администрацию Златоустовского городского округа, в силу прямого указания закона, вопреки доводам представителя административного ответчика, возложена обязанность по разработке нормативного правового акта, определяющего требования к документу планирования регулярных перевозок. В то время как Администрацией Златоустовского городского округа указанный нормативный правовой акт не разработан, несмотря на внесенное представление Прокурора г.Златоуста.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу.
Исходя из требований разумности и справедливости, а также необходимости соблюдения баланса прав и интересов сторон, учитывая временные затраты, необходимые для разработки нормативного правового акта, определяющего требования к документу планирования регулярных перевозок, суд полагает возможным установить срок устранения указанных нарушений в течение 2 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Златоустовского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Златоустовского городского округа в части невыполнения обязанности по разработке нормативного правового акта, определяющего требования к документу планирования регулярных перевозок.
Обязать Администрацию Златоустовского городского округа разработать и принять нормативный правовой акт, определяющий требования к документу планирования регулярных перевозок в течение двух месяцев с даты вступления в законную силу настоящего решения.
Возложить обязанность на Администрацию Златоустовского городского округа сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в Златоустовский городской суд и прокурору г. Златоуста.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме в Челябинской областной суд через суд, вынесший решение.
Председательствующий: С.А. Зорина
Решение не вступило в законную силу.