Дело №2а-416/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Б.Березники 27 ноября 2017 года
Большеберезниковский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Колчиной Л.А.,
при секретаре судебного заседания Смолановой О.А.,
с участием в деле: заместителя прокурора Большеберезниковского района Республики Мордовия Имярекова В.С.,
административного истца – ФИО1, его представителя ФИО2,
административного ответчика – Совета депутатов Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия, его представителя ФИО3, действующей на основании доверенности от 18 октября 2017 года,
заинтересованного лица - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Мордовия, его представителя ФИО4, действующего на основании доверенности от 09 октября 2017 года №13/2017-03,
заинтересованного лица – Общества с ограниченной ответственностью «Гипрозем С», его представителя ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 о признании недействующим решения №91 одиннадцатой внеочередной сессии Совета депутатов шестого созыва Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия от 29.06.2017 года в части утверждения внесения изменений в Правила землепользования и застройки Пермисского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения №91 одиннадцатой внеочередной сессии Совета депутатов шестого созыва Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия от 29.06.2017 года в части утверждения внесения изменений в Правила землепользования и застройки Пермисского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия.
Заявленные требования мотивированы тем, что указанное решение противоречит положениям законодательства Российской Федерации и нарушает его права и обязанности как собственника земельных участков, расположенных на территории Пермисского сельского поселения.
А именно, в нарушение требований статей 67 и 68 закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 года №10-З «О правовых актах Республики Мордовия» в тексте решения одиннадцатой сессии Совета Депутатов №91 от 29 июня 2017 года и утвержденного ею документа «Внесение изменений в правила землепользования и застройки Пермисского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия», отсутствуют какие-либо указания на наименование, вид, номер и конкретный структурный элемент изменяемого правового акта, и способ его изменения. В связи с этим невозможно установить в какой структурный элемент (абзац, пункт, часть, статью, главу) Правил землепользования и застройки Пермисского сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Пермисского сельского поселения 05.03.2012 года вносятся изменения.
Кроме этого, в нарушение пунктов 1 и 2 статьи 95 Земельного Кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в зону особо охраняемых природных территорий отнесены без согласования с федеральными и региональными органами власти, не находящиеся в государственной собственности, а принадлежащие физическим лицам земельные участки.
На карте градостроительного зонирования территории Пермисского сельского поселения выборочно обозначены охранные зоны озер, площадью более 0,5 км..
Также в нарушение положений пункта 14 статьи 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» около озера Татарка, условным знаком – «автомагистраль местного значения», обозначен участок местности не являющийся автомагистралью или дорогой местного значения.
В пункте 4 статьи 3 «Внесение изменений в ПЗЗ» в нарушение пункта 4 статьи 36 ГрК Российской Федерации, распространено правило о том, что на указанные там объекты не распространяется действие всех положений ПЗЗ. Однако законом устанавливается только правило о не распространении действия «градостроительного регламента». В нарушение положений пункта 4, 5, 6 статьи 36 ГрК Российской Федерации к этим объектам в ПЗЗ отнесены земли особо охраняемых природных территорий.
В пункте 6 статьи 3, пункте 4 статьи 11, пункте 6 статьи 42 «Внесение изменений в ПЗЗ» содержится отсылочная норма, установленная пунктом 7 статьи 36 ГрК Российской Федерации. Использование в ПЗЗ бланкетных норм, повторно отсылающих к федеральному закону, создает правовую неопределенность и является коррупциогенным фактором.
Пункт 1 статьи 6 «Внесение изменений в ПЗЗ» содержит ссылки на статьи 4 и 5 ГрК Российской Федерации, не регулирующих вопросы внесения изменений в ПЗЗ.
В пункте 6 статьи 19 «Внесение изменений в ПЗЗ», указано, что указанная статья утрачивает силу с 01 июля 2017 года, то есть на момент публикации и вступления в силу соответствующих изменений в ПЗЗ, указанная статья уже утратила силу.
В статье 28 «Внесение изменений в ПЗЗ» нарушена единая нумерация изложения структурных элементов. Нумерация пунктов в статье 28 имеет вид отличный от других статей, что является нарушением положений статей 20, 21, 22 закона Республики Мордовия «о правовых актах Республики Мордовия».
В статье 52 «Внесение изменений в ПЗЗ» имеется только зона сельскохозяйственного использования СХ2, занятая объектами сельскохозяйственного использования. В тоже время, на карте градостроительного зонирования условным обозначением выделены земельные участки сельскохозяйственных угодий, не входящих в зону СХ2. В связи с чем, возникает правовая неопределенность относительно наличия зоны сельскохозяйственных угодий.
На карте градостроительного зонирования (зона Ж5) и в пункте 2 статьи 53 «внесение изменений в ПЗЗ» для земельных участков, не входящих в состав поселения, установлены виды разрешенного использования отличные от действующих на сегодняшний момент.
В градостроительном регламенте, в статье 56 «Внесение изменений в ПЗЗ» не установлены виды разрешенного использования: ведение дачного хозяйства, ведение огородничества, ведение садоводства, осуществляемые на землях сельскохозяйственного назначения и предусмотренные классификатором видов разрешенного использования, согласно Приказу министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков». Отсутствуют вспомогательные и условно-разрешенные виды использования земельных участков для зоны сельскохозяйственного использования.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 заявленные требования поддержали по вышеуказанным основаниям. Дополнительно суду пояснили, что решение, принятое Советом депутатов, должно быть в течение 10 дней со дня его принятия опубликовано не только на сайте bberezniki.e-mordovia.ru, но
и в районной газете «Присурские вести», что не было сделано.
В судебном заседании представитель административного ответчика – Совета депутатов Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия А.М. ФИО3 считала заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В письменных возражениях указала на то, что:
Закон Республики Мордовия от 21 февраля 2002 года №10-З «О правовых актах Республики Мордовия» распространяется только на нормативные правовые акты Республики Мордовия (не муниципальные правовые акты). В связи с чем, административный истец ошибочно указал, что решение Совета депутатов Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия от 29 июня 2017 года №91 противоречит указанному выше Закону.
Согласно Распоряжению Правительства Республики Мордовия от 05.10.2009 года №420-р озеро Инерка отнесено к памятникам природы. Памятник природы впервые признан Постановлением Совета Министров МАССР «О признании водных объектов памятниками природы» от 30.10.1974 года №718, то есть до наступления права собственности у истца и в соответствии с действующим на тот момент законодательством. Зоны расположения особо охраняемых природных территорий установлены в соответствии с действующей Схемой территориального планирования Республики Мордовия, на основании положений пункта 3 статьи 31 ГрК Российской Федерации. Они соответствуют требованиям статьи 30 ГрК Российской Федерации, а также положениям Приказа Минэкономразвития России от 07.12.2016 года №793 «Об утверждении требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения».
Также указывает, что нарушений в пункте 4 статьи 3 Правил землепользования и застройки Пермисского сельского поселения не имеется.
Кроме того, ошибочным является мнение административного истца о том, что пункт 7 статьи 36 и пункт 3 статьи 30 ГрК Российской Федерации должны применяться во взаимосвязи.
В градостроительном регламенте, в статье 56 «внесение изменений в ПЗЗ» не установлены виды разрешенного использования: ведение дачного хозяйства, ведение огородничества, ведение садоводства, поскольку отсутствуют земельные участки с указанными видами разрешенного использования. Отсутствие видов разрешенного использования «ведение дачного хозяйства», «ведение садоводства» и «ведение огородничества» не затрагивает права заявителя.
Кроме этого, у административного истца имелась возможность на внесение предложений и замечаний по проекту изменений в Правила землепользования и застройки Пермисского сельского поселения при проведении публичных слушаний.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Мордовия не явился. В письменном заявлении директор филиала ФИО4 просил рассмотреть административное дело без участия представителя заинтересованного лица. Отношение к заявлению оставил на усмотрение суда.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица – ООО «Гипрозем С» не явился. В письменном заявлении директор ООО «Гипрозем С» просил рассмотреть административное дело без участия специалиста ООО «Гипрозем С».
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заключение заместителя прокурора Большеберезниковского района Республики Мордовия Имярекова В.С., полагавшего, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют о?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?????????????����?????????J?J??�?????????J?J??�??????????�?�??��???????�?
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим Федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).
Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план поселения, утверждаемый представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части первой статьи 8, пункт 2 части первой статьи 18, часть первая статьи 24 ГрК Российской Федерации).
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК Российской Федерации).
Порядок подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 31 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ), которая включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта, официальную публикацию сообщения о принятии такого решения, проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования, направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку, проведение Комиссией публичных слушаний по проекту, внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации, который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Необходимыми приложениями к проектам генерального плана и правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний.
Генеральный план и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения.
Совет депутатов Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия является представительным органом Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия.
В целях реализации предоставленных муниципальному образованию полномочий, утверждено решением Совета депутатов Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия от 29 июня 2017 года №91 «Внесение изменений в Правила землепользования и застройки сельских поселений на территории Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия».
Пунктом 7 указанного выше решения, утверждены внесения изменений в Правила землепользования и застройки Пермисского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия, которые размещены на сайте bberezniki.e-mordovia.ru.
Доводы административного истца о незаконности оспариваемого акта и нарушении прав судом проверены.
Статьей 4 КАС Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке (часть четвертая статьи 32 ГрК Российской Федерации).
Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок земельный участок для сельскохозяйственного использования, находящийся на землях сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером №, площадью 2000 кв.м. по адресу: Республика Мордовия, Большеберезниковский район, Пермисское сельское поселение, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 23 марта 2017 года.
Суд считает, что административный истец вправе оспорить решение Совета депутатов, поскольку является субъектом правоотношений.
Из смысла статей 67 и 68 закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 года №10-З «О правовых актах Республики Мордовия» следует, что внесение изменений в правовой акт должно быть оформлено отдельно с указанием вида, наименования и конкретного структурного элемента правового акта (абзаца, пункта, части, статьи, главы) в который вносятся соответствующие изменения. Внесение изменений в правовой акт осуществляется путем замены, исключения, добавления слов, цифр или предложений, исключения, дополнения структурных элементов или принятия их в новой редакции, если количество изменений достаточно велико. Внесение изменений в обобщенной форме в правовой акт не допускается.
Суд считает, что решение №91 одиннадцатой внеочередной сессии Совета депутатов шестого созыва Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия от 29.06.2017 года в части утверждения внесения изменений в Правила землепользования и застройки Пермисского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия не соответствует положениям статей 67 и 68 закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 года №10-З «О правовых актах Республики Мордовия», поскольку усматривается отсутствие какого-либо указания на наименование, вид, номер и конкретный структурный элемент изменяемого правового акта и способ его изменения. Согласно размещённой информации на ФГИС ТП, по состоянию на момент подачи иска оба документа являются действующими, тогда как содержат разные главы, статьи пункты, не совпадающие по содержанию, смыслу и регулируемым правовым нормам. Кроме этого, не соответствует положениям пункта 14 статьи 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нормы ГрК Российской Федерации.
Кроме того, как следует из статьи 61 Устава Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия решение, принятое Советом депутатов, в течение 10 дней со дня его принятия должно быть опубликовано в районной газете «Присурские вести», Информационном бюллетене Большеберезниковского муниципального района.
Таким образом, суд считает, что Советом депутатов Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия не соблюдено требование к опубликованию такого рода правовых актов Уставу Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия, имеющему большую юридическую силу.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление ФИО1 подлежит удовлетворению, а решение №91 одиннадцатой внеочередной сессии Совета депутатов шестого созыва Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия от 29.06.2017 года в части утверждения внесения изменений в Правила землепользования и застройки Пермисского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия в оспариваемой части следует признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 61 Устава Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия решения, принятые Советом депутатов подлежат опубликованию в газете «Присурские вести» и Информационном бюллетене, сообщение о принятом решении согласно пункту 2 части четвертой статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию в данном официальном печатном издании.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск ФИО1 о признании недействующим решения №91 одиннадцатой внеочередной сессии Совета депутатов шестого созыва Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия от 29.06.2017 года в части утверждения внесения изменений в Правила землепользования и застройки Пермисского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия – удовлетворить.
Признать недействующим решение одиннадцатой внеочередной сессии Совета депутатов шестого созыва Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия от 29.06.2017 года №91 «об утверждении внесения изменений в правила землепользования и застройки сельских поселений на территории Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия» в части пункта 7 «об утверждении внесения изменений в Правила землепользования и застройки Пермисского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия» с момента вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в районной газете «Присурские вести» и Информационном бюллетене Большеберезниковского муниципального района со дня вступления рения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба и апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия через Большеберезниковский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Судья Большеберезниковского районного суда
Республики Мордовия Л.А.Колчина