Дело № 2а-416/2020
УИД 43RS0010-01-2020-000515-20
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июля 2020 г. г. Вятские Поляны
Вятскополянский районный суд Кировской области, в составе:
председательствующего судьи Мининой В.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Татарстан к Рыжкову С.П. о взыскании недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 9 по Республике Татарстан обратилась в Вятскополянский районный суд Кировской области с административным исковым заявлением к Рыжкову С.П. о взыскании недоимки по налогу на имущество, земельному налогу в размере 104 395 руб. 22 коп., в т.ч.: недоимка по налогу на имущество физических лиц – 29762 руб., пени за несвоевременную уплату налога – 1 184 руб. 03 коп., недоимка по земельному налогу с физических лиц (ОКТМО №) – 70637, пени за несвоевременную уплату налога – 2 810 руб. 19 коп., недоимка по земельному налогу с физических лиц (ОКТМО №) – 2 руб.
В обоснование заявленных требований ссылается на следующие обстоятельства.
В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации Рыжков С.П., ИНН №, дата рождения: ***, место рождения: *** является плательщиком земельного налога.
Согласно сведениям, полученным налоговым органом в порядке п. 4 ст. 85 НК РФ от органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, должник Рыжков С.П. имеет (имел) в собственности: земельные участки, которые являются объектами налогообложения.
Согласно ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ.
В соответствии с. п.1 ст.394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований
Решением Совета муниципального образования «Азьмушкинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района от 27.09.2017 N 26/2 "О земельном налоге" установлена ставка на прочие земельные участки 1,5%.
С 27.12.2012 за Рыжковым С.П. числится земельный участок, находящийся по адресу: ***, данный участок относится к категории земельных участков для размещения производственных зданий.
С 28.07.2009 за Рыжковым С.П. числится земельный участок, находящийся по адресу: ***, данный участок относится к категории земельных участков сельскохозяйственного назначения.
За 2017 год по сроку уплаты 01.12.2018 налогоплательщику исчислен земельный налог к уплате в размере 70637 руб. Указанная сумма взыскана решением Вятскополянского районного суда Кировской области от 01.11.2019, которое вступило в законную силу 06.12.2019.
За 2018 год по сроку уплаты 01.12.2019 налогоплательщику исчислен земельный налог к уплате в размере 70639 руб. Из них: - на земельный участок под кадастровым номером 16:18:110501:1018 в размере 2.00 руб., - на земельный участок под кадастровым номером 16:39:020317:15 в размере 70637 руб. Сумма налога налогоплательщиком не уплачена.
В соответствии со ст. 400 НК РФ Рыжков С.П. является плательщиком налога на имущество физических лиц.
На основании ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
В соответствии со ст. 409 НК РФ, плательщики земельного налогов, налога на имущество уплачивают указанные налоги в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
С 27.12.2012 за Рыжковым С.П. числится имущество, находящееся по адресу: ***, данное имущество относится к категории зданий мельнично-мукомольного цеха.
Ставки имущественного налога определяются решением Совета муниципального образования "Азьмушкинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района "О налоге на имущество физических лиц".
За 2017 год по сроку уплаты 01.12.2018 налогоплательщику исчислен налог на имущество в размере 29762 руб. Указанная сумма взыскана решением Вятскополянского районного суда Кировской области № 2а-928/2019 от 01.11.2019, которое вступило в законную силу 06.12.2019.
За 2018 год по сроку уплаты 01.12.2019 налогоплательщику исчислен налог на имущество в размере 29 762 руб. Сумма налога налогоплательщиком не уплачена.
На основании ст.75 НК РФ за несвоевременное погашение задолженности начислены пени.
Суммы пеней начислены в соответствии со статьей 75 НК РФ за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования действующей в соответствующем периоде.
На основании п. 1 ст. 45 НК РФ и в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ через личный кабинет налогоплательщика были направлены требования об уплате налога и пени от ***№, от ***№, от ***№, о чем свидетельствует выписка из личного кабинета налогоплательщика.
В установленные в требованиях сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджеты задолженностей.
Представитель административного истца начальник Межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Татарстан Сафин А.М. в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело без их участия.
Административный ответчик Рыжков С.П. в судебное заседание не явился, хотя своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, имеется уведомление о вручении ему судебной повестки на 15 июля 2020 г., представил заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия.
Согласно ч. 2 ст. 140, ч. 1 ст. 291, ст. 292 КАС РФ, а также на основании части 7 статьи 150 КАС РФ определением от 15.07.2020 судья разрешил вопрос о возможности рассмотрения данного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, поскольку всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным.
Исследовав материалы дела, суд находит иск Межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Татарстан подлежащим удовлетворению.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 2 ст. 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика или плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В силу ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пени и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.
Пункт 2 части 1 статьи 32 НК РФ обязывает налоговые органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ), является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты налогоплательщиком налога в установленные законом сроки для него наступают неблагоприятные последствия в виде обязанности уплаты пени (ст. 75 НК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно ч. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Порядок исчисления\ суммы налога: налоговая база * налоговая ставка/12 месяцев * количество месяцев, за которое производится расчет.
Рыжков С.П., в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», действующего до 31.12.2014 признается налогоплательщиком налога на имущество.
Налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 года, без учета коэффициента-дефлятора (п. 2 ст.5 Закона, ч. 5. 6 ст. 8 Закона от 02.11.2013 N 306-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно сведениям, представленным регистрирующими органами, налогоплательщик является собственником здания мельнично-мукомольного цеха, расположенного по адресу: ***, инвентаризационная стоимость – 5952 337 руб.
Ставки имущественного налога определяются решением Совета муниципального образования "Азьмушкинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района "О налоге на имущество физических лиц" на 2018 г. составляли 0,50%.
На основании п. 9 ст. 5 Закона административный ответчик обязан уплатить налог на имущество физических лиц за 2018 г. не позднее 01.12.2019 в сумме 29 762 руб. (5952 337 руб. х 0,50% / 12, где: 5952337 – налоговая база, 0,50% - налоговая ставка, 12 – количество месяцев в отчетном году).
За несвоевременную уплату налога на имущество за 2018 г. в соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщику начислены пени в сумме 1 184 руб. 03 коп.
В соответствии со ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ Межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Татарстан административному ответчику направлены требования от ***№ об уплате налога и пени в срок до ***, от ***№ об уплате налога и пени в срок до ***, от ***№ об уплате пени в срок до ***.
Как следует из представленного административным истцом расчета, до настоящего времени недоимка и пени по налогу на имущество физических лиц административным ответчиком добровольно не уплачены.
Доказательств обратного суду не представлено. Проверив представленный расчет, суд признает его верным.
На основании представленных документов суд приходит к выводу о правомерности заявленных административных исковых требований о взыскании с Рыжкова С.П. недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. в размере 30946 руб. 03 коп.
В соответствии с ч. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу ч. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Согласно ч. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно сведениям, представленным из органов Росрегистрации, налогоплательщик Рыжков С.П. является собственником земельного участка по адресу: ***, кадастровый №, кадастровая стоимость на момент данных правоотношений составляла 711 руб.; а также земельного участка по адресу: ***, кадастровый №, кадастровая стоимость 4709 120 руб.
Как следует из представленного дополнения к административному исковому заявлению, согласно налоговому уведомлению № от ***, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по адресу: ***, составляет 711 руб. По состоянию на 01.01.2019 согласно сведениям, представленным регистрирующим органом в соответствие со ст.85 НК РФ, кадастровая стоимость данного земельного участка установлена в 5350 руб.
Таким образом, в сведениях о фактах владения на земельные участки указана актуальная кадастровая стоимость на текущую дату.
Решением Совета муниципального образования "Азьмушкинское сельское поселение" Тукаевского муниципального района от 27.09.2017 № 26/2 «О земельном налоге» установлена налоговая ставка на прочие земельные участки в размере 1,5%.
Административный ответчик обязан уплатить земельный налог, подлежащий уплате за 2018 год не позднее 01.12.2019 в сумме 70 639 руб. (711 х 1,5% / 12) + (4709 120 х 1,5% /12).
За несвоевременную уплату земельного налога за период в соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщику начислены пени в сумме 2 810 руб. 19 коп.
В соответствии со ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ Межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Татарстан административному ответчику направлены требования от ***№ об уплате налога и пени в срок до ***, от ***№ об уплате налога и пени в срок до ***, от ***№ об уплате пени в срок до ***.
Проверив представленные расчеты, суд признает их верными.
Административный ответчик Рыжков С.П. в возражениях на административное исковое заявление расчет взыскиваемых сумм не оспаривается. Вместе с тем он указал, что задолженность по налогам у него отсутствует, согласно имеющимся у него квитанциям им оплачена вся сумма налогов.
Указанные доводы судом не могут быть приняты во внимание, поскольку административный ответчик в своих возражениях не указал конкретные сведения о датах уплаты им конкретных сумм налогов, а также в нарушение требований ст. 62 КАС РФ не представил документального подтверждения своих доводов.
Представленные административным истцом сведения опровергают указанные доводы административного ответчика.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что до настоящего времени недоимка и пени по налогу на имущество физических лиц административным ответчиком добровольно не уплачены.
Доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.
Пунктом 3 ст. 85 НК РФ предусмотрено, что органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы опеки и попечительства обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц, о фактах заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, о фактах установления и прекращения опеки и попечительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.
Как видно из представленных административным истцом документов, налоговые требования и уведомление направлены налогоплательщику Рыжкову С.П. Данные обстоятельства подтверждаются почтовыми реестрами с указанием вида почтовых отправлений как «заказная корреспонденция», которые были представлены налоговым органом при обращении в суд с административным исковым заявлением.
В составленных почтовых реестрах имеются идентифицирующие реквизиты направленных налоговым органом документов (в почтовых реестрах указан номер и дата направляемого документа, адрес получателя), оттиски календарного штемпеля.
Кроме того, действующее налоговое законодательство не требует, чтобы налоговый орган доказывал факт получения почтовой корреспонденции налогоплательщиком.
Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ст. 52 НК РФ). Требование об уплате налога направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ст. 69 НК РФ).
В соответствии со ст. 48 НК РФ, действовавшей в редакции ФЗ от 29 ноября 2010 года N 324-ФЗ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Часть 2 приведенной статьи предусматривает, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В абзаце втором данной части установлено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии с абз. 2 и 3 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Срок исполнения самого раннего требования № от *** об уплате налога и пени в срок до 25.10.2019. Трехлетний срок исчисляется с этой даты и истекает 25.10.2022. С указанной даты начинает течь шестимесячный срок обращения с заявлением о взыскании недоимки по земельному налогу.
Таким образом, срок обращения налогового органа в суд в данном случае не пропущен.
Суд, установив, что административный ответчик, являющийся плательщиком налога, самостоятельно не исполнил обязанность по уплате налогов в установленный законом срок и в соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ доказательств, подтверждающих уплату налогов и начисленных пеней, суду не представил, возражений против рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства не заявил, считает обоснованным взыскание с ответчика в доход бюджета суммы транспортного налога и пени и земельного налога и пени.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Татарстан о взыскании с административного ответчика Рыжкова С.П. в доход бюджета недоимки и пени по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в общем размере 104 395 руб. 22 коп. подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 333-36 НК РФ истец при подаче искового заявления был освобожден от уплаты госпошлины.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ государственная пошлина взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в размере 3287,90 руб. в доход бюджета муниципального образования «городской округ город Вятские Поляны».
Руководствуясь ст. ст. 175 –180, 150, 292-293 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Татарстан удовлетворить.
Взыскать за счет имущества Рыжкова С.П. в доход бюджета:
- недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах сельских поселений, за 2018 г. – 29762 (двадцать девять тысяч семьсот шестьдесят два) руб.
- пени за несвоевременную уплату налога – 1184 (одна тысяча сто восемьдесят четыре) руб. 03 коп.;
- недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских (ОКТМО №), за 2018 г. – 70637 (семьдесят тысяч шестьсот тридцать семь) руб.;
- пени за несвоевременную уплату налога – 2810 (две тысячи восемьсот десять) руб. 19 коп.;
- недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских (ОКТМО №) – 2 (два) руб.
Взыскать с Рыжковаи С.П. госпошлину в размере 3287 (три тысячи двести восемьдесят семь) руб. 90 коп. в доход бюджета муниципального образования «городской округ город Вятские Поляны».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Минина В.А.