мотивированное решение изготовлено 18 февраля 2020 года
УИД 78RS0016-01-2019-008082-69
дело №: 2а-416/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 05 февраля 2020 года
Октябрьский районный суд Санкт – Петербурга в составе
Председательствующего судьи Е.В. Николаевой,
при секретаре Карповой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Авиакомпания «Россия» о признании незаконными предписания и акта проверки Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу федеральной службы по надзору в сфере транспорта,
установил:
Приказом АО Авиакомпания «Россия»» № от 17.06.2019 «О внесении изменения 11 в Руководство по производству полетов АО «Авиакомпания «Россия», восьмое издание» содержание пункта 7.10.1 изложено в следующей редакции: время ожидания вылета во внебазовом аэропорту между полетными сменами (время эстафеты) включается в рабочее время учетного периода в размере одного часа за каждые четыре часа времени ожидания.
Первичная профсоюзная организация лётного состава ОАО «Авиакомпания «Россия» профессионального союза лётного состава России (далее по тексту – ПЛС ОАО «Авиакомпания «Россия») 05.08.2019 обратилась в Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу федеральной службы по надзору в сфере транспорта с жалобой на действия ОАО «Авиакомпания «Россия» в части издания приказа № от 17.06.2019 «О внесении изменения 11 в Руководство по производству полётов АО «Авиакомпания «Россия», восьмое издание» и нарушении требований, статей 8, 372 Трудового кодекса Российской Федерации, требований пункта 27 приказа Минтранса России от 21.11.2005 №.
Распоряжением начальника Управления №-р от 07.08.2019 назначена внеплановая документарная проверка по соблюдению ОА «Авиакомпания «Россия» требований законодательства Российской Федерации, международных договоров в области гражданской авиации, в период с 09.08.2019 по 05.09.2019.
Актом проверки № от 28.08.2019 установлено, что в ходе проверки нарушения обязательных требований, установленных воздушным законодательством Российской Федерации, а именно в нарушение требований п.27 гл. IX Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ, утверждённых приказом Минтранса России от 21.11.2005 №, п.7.10.1 в Руководство по производству полётов часть А гл.7 АО «Авиакомпания «Россия» время минимального ежедневного отдыха после завершённой полётной смены и 12-ти часовой период отдыха перед началом очередной полётной смены не включены в рабочее время (в размере одного часа за каждые четыре часа времени ожидания) в период ожидания вылета во внебазовом аэропорту между полётными сменами.
Предписанием государственного инспектора отдела надзора за соблюдением лётных стандартов и сертификацией эксплуатантов воздушного транспорта Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО1 №№ от 28.08.2019 АО «Авиакомпания «Россия» предписано в срок до 28.11.2019 принять меры по устранению вышеуказанного нарушения.
Копия предписания получена ОА «Авиакомпания «Россия» посредством почтовой связи 30.08.2019.
Полагая свои права нарушенными, ОА «Авиакомпания «Россия» (далее по тексту – Общество) 13.11.2019 обратилось в суд с административным иском, в котором просило суд признать незаконными акт проверки, предписание и взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. (л.д. 4-8).
Свои требования Общество мотивировано тем, что изменения в Руководство по производству полетов Обществом были внесены для обеспечения выполнения производственного плана по налету часов, созданию условий по оптимальному и равномерному распределению объема работы членов летного и кабинного экипажей в соответствии с нормами Приказа Минтранса РФ № от 21.11.2015 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 5 Положения рабочее время члена экипажа воздушного судна состоит из времени полетной смены, времени работы на земле между полетными сменами и времени перемещения в качестве пассажира по заданию (распоряжению) работодателя.
В пунктах 13 и 14 Положения определены случаи, когда член экипажа может быть привлечен к выполнению работ на земле и перечень таких видов работ на земле между полетными сменами.
В соответствии с п. 13 Положения член экипажа может быть привлечен к выполнению работы на земле после завершенной полетной смены не ранее окончания времени ежедневного отдыха, установленного пунктами 55, 56, 57, 59 Положения, и не позднее 12-часового периода отдыха перед началом очередной полетной смены.
Таким образом, в целях обеспечения безопасности полетов и снижения утомляемости и сохранения здоровья члена экипажа Положением предусмотрено, что члену экипажа после выполненной полетной смены и за 12 часов до начала очередной полетной смены обязательно предоставляется ежедневный отдых продолжительностью, установленной в п.п. 55, 56, 57, 59, 13 Положения, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению независимо от того, в каком аэропорту находится член экипажа (в базовом или внебазовом).
Время отдыха не является временем ожидания во внебазовом аэропорту и поэтому не должно учитываться как рабочее время, так как член экипажа не вправе быть привлеченным к выполнению полетного задания без предоставления ему обязательного междусменного отдыха.
Представитель административного истца требования и доводы административного иска поддержал.
Административный ответчик государственный инспектор отдела надзора за соблюдением лётных стандартов и сертификацией эксплуатантов воздушного транспорта Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО4, действующий также как представитель административного ответчика Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в судебном заседании с требованиями и доводами иска не согласила, просил отказать в его удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Председатель заинтересованного лица ПЛС ОАО «Авиакомпания «Россия» и представитель заинтересованного лица ПЛС ОАО «Авиакомпания «Россия» в судебном заседании просили в заседании в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель заинтересованного лица Минтранса России в заседание суда не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, причин своей неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении слушания дела не направил.
Учитывая, что реализация участниками административного судопроизводства своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других участников процесса на справедливое судебное разбирательство в разумный срок, закреплённое ст. 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ст. 6 Европейской конвенции "О защите прав человека и основных свобод", суд на основании ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учётом мнения участников процесса, признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы административного иска и возражений на него, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного административного иска в силу следующего.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), что следует из Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 398.
В соответствии с Положением об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта 11 августа 2014 года № №, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), предусмотренные настоящим Положением, по контролю (надзору) за деятельностью в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационной безопасности, авиационно-космического поиска и спасания, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов, за деятельностью в сфере транспортной безопасности на территории Северо-Западного федерального округа, куда входит Вологодская область.
Управление осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями (далее - субъекты надзора) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области гражданской авиации, транспортной безопасности, авиационной безопасности, а также авиационно-космического поиска и спасания, аварийно-спасательного обеспечения на транспорте (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок субъектов надзора либо транспортных и технических средств в процессе их эксплуатации (пункт 3.1.1 Положения).
Управление имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность на поднадзорной территории по обеспечению безопасности полетов, транспортной безопасности, авиационной безопасности, а также авиационно-космическому поиску и спасанию, аварийно-спасательному обеспечению на транспорте; выдавать субъектам надзора предписания об устранении нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни и здоровью людей, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц, государственному имуществу, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществлять государственный транспортный надзор в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 года №236 «О федеральном государственном транспортном надзоре», от 04 октября 2013 года № 880 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности» (раздел IV).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт (пункт 1), в котором указываются, в том числе, сведения о результатах проверки, о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения (подпункт 7 пункт 2); к акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии (пункт 3).
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны согласно пункту 1 статьи 17 ФЗ № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Из анализа вышеприведённых норм следует, что предписание должно содержать требования об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий. Оспариваемое в настоящем деле предписания вышеуказанным требованиям закона отвечает. Также как и отвечает критерию исполнимости, что соответствует закону и не может быть расценено как нарушение прав административного истца.
В оспариваемом предписании верно установлено, что положения пункта 7.10.1 Руководства по производству полетов АО «Авиакомпания «Россия» о том, что время ожидания вылета во внебазовом аэропорту между полетными сменами (время эстафеты) включается в рабочее время учетного периода в размере одного часа за каждые четыре часа времени ожидания, противоречит требованиям п.27 гл. IX Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ, утверждённых приказом Минтранса России от 21.11.2005 №139 (далее по тексту – Положение).
Так, пункт 3 Положения предусматривает, что нормы данного Положения являются обязательными при разработке руководства по производству полетов эксплуатантов (далее по тексту - РПП), составлении графиков работы членов экипажей и расписаний движения воздушных судов эксплуатантов. Эксплуатант разрабатывает положения, регламентирующие режимы работы и отдыха членов экипажей в соответствии с нормами настоящего Положения, и включает РПП с учетом мнения выборного органа профсоюзной организации, входящей в общероссийский профсоюз и представляющей интересы членов лётных и кабинных экипажей.
Таким образом, Руководство по производству полетов (РПП) должно быть разработано в строгом соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени.
Согласно п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ (утв. Приказом Минтранса России 21.11.2005 г. N 139) период рабочего времени с начала времени предполетной подготовки до завершения послеполетных работ включает, в том числе: время стоянки во внебазовых аэропортах без смены экипажа и предоставления условий для отдыха в гостинице или специальном помещении для отдыха, обеспечивающих возможность полноценного отдыха без отвлекающих факторов и соответствующих действующим санитарно-гигиеническим требованиям.
Пунктом 27 Положения предусмотрено, что время ожидания вылета во внебазовом аэропорту между полетными сменами включается в рабочее время в размере одного часа за каждые четыре часа времени ожидания. Во время ожидания вылета во внебазовом аэропорту между полетными сменами не включается время еженедельного отдыха, предусмотренное полетным заданием. Выходные дни члена экипажа должны быть оформлены записью в задании на полет (п. 62).
Из буквального толкования пункта 7.10.1 приказа следует, что во время ожидания вылета во внебазовом аэропорту между полетными сменами не включается время еженедельного отдыха, предусмотренное полетным заданием.
То есть, время минимального ежедневного отдыха после завершенной полетной смены и 12-часовой период отдыха перед началом очередной полетной смены включаются в рабочее время согласно Положению в размере одного часа за каждые четыре часа ожидания (пункты 14 и 27 Положения).
Необоснованно исключив Приказом № от 17.06.2019 время минимального ежедневного отдыха после завершенной полетной смены и 12-часовой период отдыха перед началом очередной полетной смены из времени ожидания вылета во внебазовом аэропорту, АО «Авиакомпания «Россия»» фактически уменьшило работникам отработанное ими рабочее время.
Исключение времени минимального ежедневного отдыха после завершенной полетной смены и 12-часовой периода отдыха перед началом очередной полетной смены из времени ожидания вылета во внебазовом аэропорту противоречит Положению об особенностях режима рабочего времени.
Таким образом, суд признаёт, что время ожидания вылета во внебазовом аэропорту между полетными сменами является не временем отдыха, а особым видом рабочего времени, непосредственно связанным с исполнением трудовых обязанностей, в связи с чем Минтрансом Российской Федерации указанный период отдельно выделен для специального учёта в качестве рабочего времени в размере одного часа за каждые четыре часа времени ожидания.
Ссылка административного истца в иске на пункт 13 Положения об особенностях режима рабочего времени, не может быть принята судом во внимание и положена в обоснование удовлетворения заявленного административного иска, поскольку указанный пункт Положения об особенностях режима рабочего времени регулирует возможность привлечения работника к выполнению работы на земле после завершения полетной смены. Вместе с тем, данный пункт не относится к требованиям по учету особого периода рабочего времени члена экипажа во время ожидания вылета во внебазовых аэропортах между полетными сменами.
Таким образом, поскольку достоверных, достаточных, относимых и допустимых доказательств, безусловно свидетельствующих о наличии оснований полагать оспариваемое предписание незаконным и необоснованным административным истцом не представлено, а в силу статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации целью административного судопроизводства является защита лишь нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, суд, не установив наличие факта нарушения прав и законных интересов административного истца, признаёт административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Санкт – Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд Санкт – Петербурга.
Судья –