ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4172/2017 от 09.11.2017 Анапского городского суда (Краснодарский край)

К делу № 2а - 4172/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 ноября 2017 года г.-к.Анапа

Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Карпенко О.Н.,

при секретаре Сулименко Д.В.,

с участием: представителя административного истца помощника Анапского межрайонного прокурора Никитенко О.В., представителя административного ответчика Администрации МО г.-к. Анапа Бурлуцкого А.А., действующего на основании доверенности от 13.07.2017г. и имеющего юридическое образование, Диплом ВСГ 1560908 от 25.06.2007г., представителя третьего лица УИО Администрации МО г.-к.Анапа Шмакова П.А., действующего на основании доверенности от 9.11.2017г. и имеющего юридическое образование, Диплом ВСБ 0355309 от 20.05.2003г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Анапского межрайонного прокурора, действующего в интересах муниципального образования город-курорт Анапа и неопределенного круга лиц, к Администрации МО г.-к.Анапа о признании недействующим постановление администрации МО г.-к.Анапа «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование» управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа» от 06.10.2015г. ,

УСТАНОВИЛ:

Анапский межрайонный прокурор, действуя в интересах муниципального образования город-курорт Анапа и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации МО г.-к.Анапа о признании недействующим постановление администрации МО г.-к.Анапа «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование» управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа» от 06.10.2015г. .

В судебном заседании помощник Анапского межрайонного прокурора исковые требования уточнила и показала, что Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование» управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа. Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ в Регламент внесены изменения. Указанные постановления являются нормативными правовыми актами, опубликованы в Вестнике органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Анапа и газете «Анапское Черноморье» ДД.ММ.ГГГГ (, октябрь) и ДД.ММ.ГГГГ () соответственно. ДД.ММ.ГГГГ на отдельные положения Регламента Анапской межрайонной прокуратурой принесен протест, вместе с тем мер по приведению нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством не принято. В настоящее время данный муниципальный правовой акт противоречит действующему законодательству по следующим основаниям. В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 210-ФЗ, статьями 39.9 и 39.14 ЗК РФ и статьей 7 Устава рассматриваемая муниципальная услуга должна оказываться администрацией муниципального образования город-курорт Анапа, а не ее органом - управлением имущественных отношений, как предусмотрено Регламентом. Имеются замечания и к правовым основаниям предоставления муниципальной услуги (пункт 2.5 Регламента). В частности, постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» распространяет свое действие исключительно в отношении государственных функций и услуг. Кроме того, в нарушение положений статьи 19 Гражданского кодекса Российской Федерации пунктом 2.6.1 Регламента, Приложениями №, 3, 4 к Регламенту на заявителя - представителя юридического лица возложена обязанность указать отчество, которое может отсутствовать в соответствии с законами субъектов Российской Федерации или по национальным обычаям. Приложением № к Регламенту на заявителей - юридических лиц (иностранных организаций) возложена не предусмотренная законом обязанность указать государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика. В пункте 2.7 Регламента необоснованно установлены основания для отказа в приеме документов, которые действующим законодательством не предусмотрены (например, обязанность иметь печать), а также диспозитивно установлена возможность совершения органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций при предоставлении муниципальной услуги (подпункт «а» пункта 3 и подпункты «а» и т» 4 Методики). Одновременно Регламентом не учтены требования пункта 9 Правил использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому выявление несоблюдения квалифицированной подписи установленным условиям признания ее действительности влечет отказ в приеме к рассмотрению обращения за получением услуги. Кроме того, перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, установленный Регламентом, не соответствует статье 39.16 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 361-ФЗ). Регламент не приведен в соответствие с Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» и от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившими в силу с ДД.ММ.ГГГГ и предусматривающими создание и ведение Единого государственного реестра недвижимости. Также усматриваются нарушения порядка разработки и принятия настоящего муниципального правового акта в связи с несоблюдением процедуры проведения экспертизы проектов административных регламентов и подписанием муниципального правового акта неуполномоченным лицом. Также усматриваются нарушения порядка разработки и принятия настоящего муниципального правового акта в связи с несоблюдением процедуры проведения экспертизы проектов административных регламентов и подписанием муниципального правового акта неуполномоченным лицом. Органом местного самоуправления муниципального образования город-курорт проект настоящего Регламента на официальном сайте муниципального образования в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://www.anapa-official.ru/adm/administrativnaуa-reforma/proekti/ не был размещен. Кроме того, в соответствии со статьями 36, 37, 44 Федерального закона - ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Глава муниципального образования руководит местной администрацией Принципах единоначалия, в том числе представляет муниципальное образование и администрацию в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования и администрации; издает в пределах своих полномочий правовые акты.

Кроме того, оспариваемый муниципальный правовой акт издан неуполномоченным Федеральным законом -Ф3 и Уставом лицом - и.о. заместителя главы муниципального образования город-курорт Анапа. Вышеуказанное свидетельствует о грубом нарушении порядка принятия оспариваемого муниципального правового акта.

На основании изложенного, просит суд признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование» управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город- курорт Анапа» (в ред. постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ).

Представитель Администрации МО г.-к.Анапа в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица УИО Администрации МО г.-к.Анапа поддерживал позицию администрации МО г.-к.Анапа, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав мнение участников процесса, огласив и исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 21, ст. 22 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является, помимо прочего, надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами местного самоуправления. Прокурор или его заместитель вправе обращаться в суд с требованием о признании правовых актов органов местного самоуправления недействительными.

Как следует из материалов дела, администрацией МО г.-к.Анапа принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование» управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа» управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа.

На основании ч. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам) законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу положений ч. 3 ст. 7 Федерального закона -Ф3 данное постановление является обязательным для исполнения на территории муниципального образования МО г.-к.Анапа и было опубликовано в Вестнике ( октябрь) органов местного самоуправления МО г.-к.Анапа 20.10.2015г. и газете «Анапское Черноморье» .05.2016г.

Согласно ч. 1 ст. 25 Устава муниципального образования МО г.-к.Анапа структуру органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Анапа составляют Совет муниципального образования город-курорт Анапа, глава муниципального образования город-курорт Анапа, администрация муниципального образования город-курорт Анапа, контрольно - счетная палата муниципального образования город-курорт Анапа.

В соответствии со статьями 33, 34 Устава глава муниципального образования город-курорт Анапа является высшим должностным лицом муниципального образования, наделяется настоящим уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Он возглавляет администрацию муниципального образования город-курорт Анапа.

Глава муниципального образования город-курорт Анапа представляет муниципальное образование город-курорт Анапа в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования город-курорт Анапа, а издает в пределах своих полномочий правовые акты, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>.

При этом глава муниципального образования город-курорт Анапа как глава администрации руководит деятельностью администрации муниципального образования город-курорт Анапа, издает в пределах своих полномочий правовые акты (ч. 2 ст. 34 Устава).

Согласно статьям 66, 73 Устава глава муниципального образования город-курорт Анапа издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим уставом в соответствии с Федеральным законом -Ф3, он в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами <адрес>, уставом муниципального образования город-курорт Анапа, нормативными правовыми актами Совета, издает постановления администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>, а также распоряжения администрации по вопросам организации работы администрации.

Кроме того, в силу прямого указания части 3 статьи 34 Устава осуществление полномочий главы муниципального образования город-курорт Анапа его первым заместителем либо одним из других заместителей возможно только в случае временного отсутствия главы города-курорта Анапа, досрочного прекращения его полномочий либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности.

В тоже время постановление от ДД.ММ.ГГГГ издано неуполномоченным на то лицом – исполняющим обязанности заместителя главы муниципального образования город-курорт Анапа ФИО6

Вышеуказанное свидетельствует о грубом нарушении порядка принятия вышеуказанного муниципального правового акта.

Предметом регулирования административного регламента является предоставление муниципальной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование. Данный регламент устанавливает порядок предоставления муниципальной услуги и стандарта предоставления муниципальной услуги.

В силу положений ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований (п.2); административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (п.4).

Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно ст.16 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа в числе других относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона -Ф3 местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на основании п.2 ст.39.9 ЗК РФ предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно: органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); казенным предприятиям; центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Статьей 7 Устава МО г-к.Анапа рассматриваемая муниципальная услуга должна оказываться администрацией муниципального образования город-курорт Анапа.

При изложенных обстоятельствах, должностные лица управления имущественных отношений не вправе оказывать данную муниципальную услугу.

Анапской межрайонной прокуратурой установлены несоответствия отдельных положений Регламента действующему законодательству.

Установлено, что административный регламент должен распространять свое действие на неограниченный круг заявителей, которые имеют право на подачу документов для получения в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка.

Однако п. 2.6.1 Регламента, Приложения , 3 и 4 к Регламенту противоречат положениям статьи 19 ГК РФ, в котором предусмотрено, что на заявителя физическое лицо и представителя юридического лица возложена обязанность указывать отчество. На заявителей юридических лиц (иностранных организаций) возложена не предусмотренная законом обязанность указать государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика.

Согласно ст.19 ГК РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.

В п.2.7 Регламента необоснованно установлены основания для отказа в приеме документов, которые действующим законодательством не предусмотрены, такие как обязанность иметь печать, а также диспозитивно установлена возможность совершения органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций при предоставлении муниципальной услуги.

Регламентом не учтены требования пункта 9 Правил использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому выявление несоблюдения квалифицированной подписи установленным условиям признания ее действительности влечет отказ в приеме к рассмотрению обращения за получением услуги.

Регламентом необоснованно установлены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, которые ст. 39.16 ЗК РФ не предусмотрены.

Кроме того, Регламент не приведен в соответствие с Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» и от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившими в силу с ДД.ММ.ГГГГ и предусматривающими создание и ведение Единого государственного реестра недвижимости.

В силу частей 6 и 9 статьи 13 Федерального закона № 210-ФЗ проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом уполномоченным органом местного самоуправления. Срок, отведенный для проведения независимой экспертизы, указывается при размещении проекта административного регламента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на соответствующем официальном сайте. Данный срок не может быть менее одного месяца со дня размещения проекта административного регламента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на соответствующем официальном сайте.

Судом установлено и подтверждается представленными материалами дела, в нарушении требований ст. 13 Федерального закона № 210-ФЗ проект Регламента не прошел независимую экспертизу, на официальном сайте муниципального образования в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://www.anapa-official.ru/adm/administrativnaуa-reforma/proekti/ не был размещен.

Таким образом, судом установлено, что в настоящее время данный муниципальный правовой акт противоречит действующему законодательству.

Согласно ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом может быть принято решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно Постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2007г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» п.28 указывает, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Оценив вышеизложенное, исследовав в совокупности все обстоятельства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 39, 180, 208, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточненное административное исковое заявлениеАнапского межрайонного прокурора, действующего в интересах муниципального образования город-курорт Анапа и неопределенного круга лиц к Администрации МО г.-к.Анапа о признании недействующим постановление администрации МО г.-к.Анапа «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование» управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа» от 06.10.2015г. – удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 06.10.2015г. «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование» управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа» (в редакции постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 20.01.2015г. ).

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Анапский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: