ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4173/20 от 13.09.2020 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 сентября 2020 Октябрьский районный суд г. Самара в составе:

председательствующего судьи Рапидовой И.В.,

с участием помощника прокурора

Октябрьского района г. Самары Митирева Э.Е.,

при секретаре Кормухиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4173/2020 по административному исковому заявлению Федорова Максима Анатольевича к административным соответчикам: Участковой избирательной комиссии № 3012 Октябрьского района г. Самара Самарской области, председателю Участковой избирательной комиссии № 3012 Октябрьского района г. Самара Самарской области Антоновой Ольге Юрьевне, Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области о признании недостающих бюллетеней на УИК № 3012 недействительными,

УСТАНОВИЛ:

Кандидат в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. Самара по одномандатному избирательному округу № 5 Федоров М.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что 13.09.2020г. при проведении голосования на выборах в Совет депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. Самара по одномандатному избирательному округу № 5 при пересчете бюллетеней, выданных членам УИК с правом решающего голоса на 16.00 часов на УИК № 3012 обнаружена нехватка 16 бюллетеней. При этом, явка, объявленная членами УИК № 3012, превышала посчитанную наблюдателями на 10 человек. Просил признать недостающие бюллетени на УИК № 3012 недействительными.

В судебное заседание административный истец не явился, извещался надлежащим образом о дате, времени и месте заседания, о чем в деле имеется телефонограмма, уважительность причин неявки не сообщил.

Представитель административного соответчика Участковой избирательной комиссии № 3012 Октябрьского района г. Самара Самарской области, административный соответчик председатель Участковой избирательной комиссии № 3012 Октябрьского района г. Самара Самарской области Антонова О.Ю. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о дате, времени и месте заседания, согласно представленного ходатайства от председателя Участковой избирательной комиссии № 3012 Октябрьского района г. Самара Самарской области Антоновой О.Ю., просили дело рассмотреть в их отсутствие, в удовлетворении иска отказать, также указали, что в период голосования 13 сентября 2020г. «Выборов депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва 13 сентября 2020 года» сначала открытия избирательного участка 8:00 до 13:00 передавались сведения в ТИК о голосовании в помещении предварительных подсчетов проголосовавших избирателей. Окончание голосования будет только в 22:00 точные итоговые цифры будут предоставлены после подсчета всех голосов.

Представитель административного соответчика ТИК Октябрьского района г. Самары Самарской области - Карпова Е.А., действующая на основании доверенности N 170 от 19.08.2020г., также исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, ссылаясь на то, что факт обнаружения нехватки определенного количества бюллетеней никаким образом не подтверждается официально. Административный истец заявляет, что явка избирателей подсчитана неверно, оснований не доверять УИК нет, поскольку наблюдатели от кандидата могли зафиксировать не всех избирателей, кто-то мог покинуть участок и наблюдатели этого не увидели, соответственно официального подтверждения и факта обнаружения не было составлено, кроме того административный истец просит признать бюллетени недействительными, однако ФЗ №67 и Закон Самарской области № 142 ГД содержат закрытый перечень оснований для признания бюллетеней недействительными, но такого основания, как нехватка бюллетеней при подсчете законом не предусмотрено.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, мнение помощника прокурора Октябрьского района г.Самары, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

На территории Российской Федерации вопросы проведения выборов, а также обеспечения прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (подпункт 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа (п. 4 ст. 4 названного Федерального закона).

Голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина (статья 7 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Судом установлено, что Решением Совета депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. Самара от 23.06.2020г. №197 « О назначении выборов депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. Самара второго созыва» на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. Самара второго созыва. Данное решение официально опубликовано в газете «Самарская газета» 27.06.2020г. №130 /6567/.

Отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением на территории Самарской области выборов депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, городских и сельских поселений Самарской области (далее - муниципальные образования), а также членов выборных органов местного самоуправления Самарской области (далее - члены выборных органов) регулируются Законом Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» (принят Самарской Губернской Думой 24.12.2019) /далее – Закон Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД/.

Согласно п. 16 ст. 64 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются избирательные бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, либо, если в соответствии с частью 19 статьи 37 настоящего Закона голосование проводится по одной кандидатуре, позиций "За" и "Против", или в которых знак проставлен более чем в одном квадрате. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя этот избирательный бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая избирательная комиссия решает вопрос о действительности всех сомнительных избирательных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне избирательного бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью избирательной комиссии. Избирательный бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке избирательных бюллетеней. Общее число недействительных избирательных бюллетеней (с учетом числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными в соответствии с частью 12 настоящей статьи и частью 12 статьи 61 настоящего Закона) заносится в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.

При этом, перечень оснований признания бюллетеней недействительными является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Обстоятельства, положенные в основу заявленных требований, нарушениями избирательного законодательства не являются и не могут служить основанием для признания недостающих бюллетеней недействительными.

Допрошенная в судебном заседании по ходатайству стороны административных соответчиков свидетель Бодрова Н.Ю., являющаяся членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, пояснила суду, что на основании визуального наблюдения подсчета голосов которые вели наблюдатели от кандидата Федорова М.А. произошло расхождение количества избирателей, которые были подсчитаны наблюдателями и которые зафиксированы в их документах, то есть в книгах, которые ведутся на избирательном участке. Когда им предъявили подобные претензии, они предложили сосчитать все бюллетени в момент закрытия избирательного участка и вскрытия всех урн и пакетов с бюллетенями, которые были использованы на досрочном голосовании и подобные расхождения буду сняты, на что им было завялено, что расхождения объясняются их попыткой осуществить сброс. Тогда было предложено пересчитать все бюллетени имеющиеся на нашем избирательном участке. Кандидатом Федоровым М.А. была приглашена полиция и ими в присутствии полиции и ведущейся видеосъемки наблюдателями кандидатов были подсчитаны бюллетени. В связи с имеющимися расхождениями сотрудником полиции было предложено оставить уточнение всех расхождений на момент закрытия их избирательного участка и вскрытия всех урн и пересчёта всех бюллетеней, с предложением сотрудника полиции согласились. В присутствии сотрудника полиции согласился кандидат Федоров М.А. пересчитать все бюллетени после закрытия участка и всех урн. Предварительно сообщила, что осуществив подсчет бюллетеней, выданных на ЦИК и не использованных бюллетеней, а также бюллетеней, которые использовали сотрудники УИК, расхождения в бюллетенях не имеется. Также приобщила все документы в которых они отчитываются о полученных и использованных бюллетенях, где есть возможность их сосчитать и которые будут совпадать.

По смыслу части 1 статьи 244 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения избирательной комиссии, ее действий (бездействия) является установление судом одновременно двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого действия, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя.

Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 КАС РФ).

Исходя из этого принципа в части 1 статьи 62 КАС РФ установлена прежде всего обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным Кодексом.

Между тем, административный истец не представил относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что перечисленные в административном иске нарушения избирательного законодательства не позволили выявить действительную волю избирателей, как и не представлено каких-либо доказательств нарушения прав административного истца.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Федорова Максима Анатольевича к административным соответчикам: Участковой избирательной комиссии № 3012 Октябрьского района г. Самара Самарской области, председателю Участковой избирательной комиссии № 3012 Октябрьского района г. Самара Самарской области Антоновой Ольге Юрьевне, Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г. Самары Самарской области, – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 5 дней со дня изготовления решения в окончательной форме, т.е. с 13.09.2020г.

Судья: /подпись/ И.В. Рапидова

Копия верна

Судья

Секретарь