РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2020 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Сафронова М.М. при секретаре судебного заседания Рогожкиной В.А., рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Главному управлению государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области о признании незаконным акта проверки, возложении обязанности,
В судебном заседании приняли участие:
от административного истца – ФИО2 (по доверенности, л.д.19-21),
от административного ответчика – ФИО3 (по доверенности, л.д.32),
У С Т А Н О В И Л:
02.12.2020 года ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к Госстройнадзору Омской области о признании незаконным акта проверки, возложении обязанности.
В обоснование административного иска указано, что административный истец является собственником земельного участка и жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Право собственности возникло в порядке наследования по завещанию.
27.11.2020 административным истцом была получена телеграмма, в которой было изложено уведомление о проведении внеплановой проверки 28.10.2020 в 14 час. 30 мин., но в указанное время от административного ответчика никто не прибыл. Иных уведомлений она не получала.
24.11.2020 ФИО1 был получен акт проверки от 19.11.2020 № №, с которым она выражает свое несогласие, полагая его незаконным, поскольку ей не была предоставлена возможность присутствовать при проведении натурного осмотра объекта надзора, задавать вопросы и давать пояснения привлеченному эксперту, представлять копии документов на изучение эксперта для приобщения к материалам проверки, а также в связи с тем, что ей не была предоставлена возможность для ознакомления с выводами эксперта.
Просит суд признать незаконным акт проверки от 19.11.2020 №№ и обязать Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области не нарушать права административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 поддержал административное исковое заявление по доводам, изложенным в нем, просил заявленные требования удовлетворить.
На вопросы суда пояснил, что оспариваемым актом в настоящее время на его доверителя не возлагаются никакие обязанности, но в последующем к ней могут быть предъявлены требования о сносе самовольной постройки. Изложенное и обусловило ее обращение в суд.
Представитель административного ответчика ФИО3 полагал вынесенный акт законным и обоснованным, просил в удовлетворении требований отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление (л.д._____).
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом решения) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Согласно в п.14 ч.1 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), реконструкция объектов капитального строительства – это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Понятие «разрешение на строительство», порядок его выдачи закреплены в ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).
В силу п.1.1 ч.17 ст.51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Осуществление государственного строительного надзора регламентируется ст.54 ГрК РФ.
Согласно ч.1.1 ст.54 ГрК РФ при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), государственный строительный надзор осуществляется в форме выездной проверки только при наличии оснований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2, подпунктом "б" или "в" пункта 3 части 5 настоящей статьи, либо на основании обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В отношении указанных в настоящей части объектов капитального строительства государственный строительный надзор осуществляется с учетом особенностей, установленных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи.
В силу ч.4 ст.54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора.
Согласно ч.6 ст.54 ГрК РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с ч.6.1 ст.54 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 1.1 настоящей статьи, являются проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Застройщик обязан обеспечить должностным лицам органа государственного строительного надзора доступ в объекты капитального строительства в целях проведения соответствующей проверки по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного строительного надзора о назначении соответствующей проверки.
Как указано в ч.6.2 ст.54 ГрК РФ в случае, если по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого разрешения) или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 55.32 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.8 ст.54 ГрК РФ порядок осуществления государственного строительного надзора, включая порядок организации и проведения проверок деятельности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, при осуществлении государственного строительного надзора, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" (далее – Положение), в силу п.6 которого органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного строительного надзора, осуществляют такой надзор за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в пункте 6 настоящего Положения, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
В силу п.14.1 Положения в случае если по результатам проведенной проверки в отношении объектов, указанных в подпункте "в" пункта 2 настоящего Положения, органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство, или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, или факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт проверки в 3 экземплярах. Третий экземпляр акта, а также составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы направляются с уведомлением о выявлении самовольной постройки, предусмотренным частью 6.2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории - в орган местного самоуправления муниципального района.
Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 № 2 утверждено Положение о Главном управлении государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, согласно п.1 которого Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее - Главное управление) является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим на территории Омской области региональный государственный строительный надзор, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
В соответствии с п.8 Положения о Госстройнадзоре Омской области к функциям Госстройнадзора Омской области в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1.1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, относится проверка наличия разрешения на строительство и соответствие объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, - соответствие параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Согласно п.33 ст.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее – Правила), утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 территориальные зоны - зоны, для которых в настоящих Правилах определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В силу п.4 ст.49 Правил зона метрополитена (ИТ-4) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения объектов метрополитена, установления технических и охранных зон для таких объектов. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне метрополитена приведены в статьях 42, 43 настоящих Правил.
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для зоны ИТ-4:
минимальный отступ от красной линии до зданий, строений, сооружений - 6 м;
максимальный класс опасности объектов капитального строительства, размещаемых на территории земельных участков - III (по классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) при обеспечении определенного проектом размера санитарно-защитной зоны;
условия размещения и максимальные и (или) минимальные размеры (площадь) отдельных объектов, условия размещения и максимальные и (или) минимальные размеры (площадь) отдельных объектов - размещение объектов метрополитена и иных объектов, связанных со строительством или эксплуатацией объектов метрополитена, а также установление технических и охранных зон метрополитена осуществляется на основании утвержденной проектной документации в соответствии с требованиями технических регламентов.
В силу ст.42 Правил основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне метрополитена (ИТ-4) являются: предоставление коммунальных услуг (код 3.1.1), внеуличный транспорт (код 7.6), улично-дорожная сеть (код 12.0.1).
Условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства: отсутствуют.
Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: деловое управление (код 4.1), внеуличный транспорт (код 7.6), обеспечение внутреннего правопорядка (код 8.3), гидротехнические сооружения (код 11.3), улично-дорожная сеть (код 12.0.1).
Акты, содержащие требования выполнить в установленный срок законные предписания органа (должностного лица) об устранении нарушений законодательства, неисполнение которых влечет привлечение к административной ответственности, могут быть оспорены в порядке административного судопроизводства (пункт 55 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020).
Судом установлено, что 22.09.2020 в Госстройнадзор Омской области поступило обращение ФИО4, перенаправленное из Администрации Октябрьского административного округа г.Омска для рассмотрения в рамках компетенции. В обращении указано, что на смежном с ним земельном участке ведется строительство нового двухэтажного дома, который будет находиться в нарушение установленных нормативов на расстоянии примерно тридцати сантиметров от границы его земельного участка (л.д.100).
Собственником смежного земельного участка с кадастровым номером №, местоположение которого установлено относительно ориентира (здания), расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, является административный истец ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРПН (л.д.92-98).
На указанном земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером № – жилой дом.
Согласно сведениям, которые содержатся в ЕГРПН, жилой дом имеет следующие характеристики: адрес (местоположение) - <адрес>, площадь - 49,9 кв.м., количество этажей - один, подземных этажей не имеется, год завершения строительства - 1958, собственником жилого дома является административный истец ФИО1 (л.д.87-91).
На основании распоряжения Госстройнадзора Омской области о проведении внеплановой выездной проверки физического лица от 21.10.2020 № № в отношении административного истца с 28.10.2020 по 25.11.2020 была проведена внеплановая выездная проверка, предметом проверки являлось соблюдение обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда (л.д.71-73).
О проведении внеплановой выездной проверки ФИО1 уведомлялась Госстройнадзором Омской области посредством направления телеграммы № № от 23.10.2020 (л.д.70).
По итогам проведения проверки Госстройнадзором Омской области был составлен акт проверки № №33 от 19.11.2020, которым установлено, что земельный участок, принадлежащий на праве собственности ФИО1, расположен в территориальной зоне метрополитена ИТ-4, градостроительный план земельного участка отсутствует. Путем визуального осмотра земельного участка и расположенного на нем жилого дома, было установлено, что параметры жилого дома отличаются от тех параметров, которые содержатся в ЕГРПН, площадь дома составляет 100 кв.м. (в ЕГРПН 49,9), этажность – два этажа ( в ЕГРПН – один), следовательно произошло увеличение этажности и площади дома. Строительные работы на момент осмотра не ведутся. Отступы от границ земельного участка (ограждения) до жилого дома приблизительно составляют: со стороны дома № № по ул.Хабаровская – менее 0,5 м., со стороны дома № № по ул.Паровозная – менее 2 м., со стороны дома № № по ул.Хабаровская – менее 3 м. Предельные параметры отступов от красных линий, зданий, сооружений для размещения объектов ИЖС в зоне ИТ-4 не установлены, размещение таких объектов не допускается. Исходя из этого, в акте сделан вывод, что собственником при реконструкции жилого дома допущено его размещение на землях, не предназначенных для строительства, реконструкции объектов ИЖС, жилой дом является самовольной постройкой.
Для подписания акта проверки административный истец уведомлялась посредством направления в ее адрес телеграмм (дважды) – 30.10.2020 и 09.11.2020 (л.д.65,66). Указанные телеграммы ФИО1 получены не были, в связи с чем акт проверки был составлен без ее участия.
Копия акта проверки была направлена в адрес административного истца заказным письмом с уведомлением о вручении (ШПИ №), которое было получено ФИО1 24.11.2020, о чем свидетельствует ее собственноручная подпись в уведомлении о вручении (л.д.61).
Затем, руководствуясь ч.6.2 ст.54 ГрК РФ, на основании акта проверки Госстройнадзор Омской области 19.11.2020 в адрес Администрации Октябрьского административного округа г.Омска направил уведомление № № о выявлении самовольной постройки (л.д.60).
В ходе рассмотрения дела административным истцом не отрицалось, что на фотоматериале (л.д. 68-69) расположенное двухэтажное строение и является спорным объектом недвижимости. При этом представителем административного истца в судебном заседании при описании данного (явно двухэтажного, по убеждению районного суда) объекта употреблялась формулировка «юридически одноэтажное строение».
Оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу, что оспариваемый акт составлен в строгом соответствии с действующим законодательством, оснований к признанию его незаконным по доводам административного искового заявления суд не усматривает.
Проведение проверки при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, составление оспариваемого акта находятся в рамках компетенции Госстройнадзора Омской области. Основания и порядок проведенной в отношении административного истца проверки, форма и содержание оспариваемого акта соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Сведения об извещении административного истца о проведении проверки и составлении акта, вопреки его утверждениям, содержатся в материалах административного дела, тот факт, что административным истцом не были предприняты меры на получение указанных телеграмм, не могут свидетельствовать о ненадлежащем извещении административного истца.
Исходя из изложенного, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит. Доводы возражений на административный иск суд полагает убедительными.
Судебные издержки суд относит на административного истца.
Руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований ФИО1 отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.М.Сафронов
В окончательной форме решение принято 30.12.2020