ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4176/20 от 26.11.2020 Василеостровского районного суда (Город Санкт-Петербург)

№ 2а-4176/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 ноября 2020 года Санкт-Петербург

Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Валентова А.Ю. при секретаре Шевченко Ю.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чесницкого О.А. к Федеральному казенному учреждению «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

Чесницкий О.А. обратился в суд с административным заявлением об оспаривании решения Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства XXX от XX.XX.XXXX об отказе в выдаче согласования на строительство объекта долевого строительства (дачного дома) и выдаче ТТиУ, обязании ответчика в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу выдать истцу письменное согласие на строительство в придорожной полосе автомобильной дороги федерального значения А-121 «Сортавала» Санкт-Петербург – Сортавала – автомобильная дорога Р-21 «Кола» объекта капитального строительства (дачного дома), содержащее технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицом, осуществляющим строительство в границах придорожных полос автомобильной дороги.

Свои требования административный истец обосновал тем, что он является собственником земельного участка площадью 595 кв.м., кадастровый номер XXX, расположенном в Ленинградской области пол адресу: Всеволожский муниципальный район, Куйвозовское сельское поселение, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - садоводческие и дачные объединения. Земельный участок входит в состав ТСН «Лемпала».

Поскольку часть участка попадает в придорожную полосу автомобильной дороги федерального значения А-121 «Сортавала» Санкт-Петербург – Сортавала –автомобильная дорога Р-21 «Кола», истец 04.03.2020 обратился с заявлением к ответчику для получения письменного согласия на строительство в придорожной полосе автомобильной дороги федерального значения А-121 «Сортавала» Санкт-Петербург – Сортавала – автомобильная дорога Р-21 «Кола» объекта капитального строительства (дачного дома), содержащее технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицом, осуществляющим строительство в границах придорожных полос автомобильной дороги.

Письмом XXX от 01.04.2020 административный ответчик отказал в выдаче согласования на строительство и выдаче ТТиУ по причине того, что Пунктом 2 Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, утвержденного приказом Минтранса РФ от 13.01.2010 № 4, не предусмотрено строительство в придорожной полосе автомобильной дороги федерального значения дачных домов.

Однако истец считает указанное решение незаконным, поскольку Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-433 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» такого ограничения не предусмотрено, ст. 26 указанного закона не запрещает строительство «иных объектов капитального строительства», к которым относится дачный дом.

Представитель административного истца поддержал доводы административного иска.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на их необоснованность.

Представитель Администрации муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградский области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть административное дело при указанной явке участников.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно материалам дела, Чесницкий О.А. является собственником земельного участка площадью 595 кв.м., кадастровый XXX, расположенного в ... по адресу: Всеволожский муниципальный район, Куйвозовское сельское поселение, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - садоводческие и дачные объединения. Земельный участок входит в состав ТСН «Лемпала».

Поскольку часть участка попадает в придорожную полосу автомобильной дороги федерального значения А-121 «Сортавала» Санкт-Петербург – Сортавала – автомобильная дорога Р-21 «Кола», истец XX.XX.XXXX обратился с заявлением к ответчику для получения письменного согласия на строительство в придорожной полосе автомобильной дороги федерального значения объекта капитального строительства (дачного дома), содержащее технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицом, осуществляющим строительство в границах придорожных полос автомобильной дороги.

Письмом XXX от XX.XX.XXXX административный ответчик отказал в выдаче согласования на строительство и выдаче ТТиУ по причине того, что законодательство не предусмотрено строительство в придорожной полосе дачного дома автомобильной дороги федерального значения.

В соответствии с пунктом 16 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

Согласно статье 26 Закона № 257-ФЗ, для автомобильных дорог за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, придорожные полосы устанавливаются в зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития.

Исходя из пункта 8 статьи 26 Закона № 257-Ф3, строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установки рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей

Пунктом 2 Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, утв. приказом Минтранса РФ от 13.01.2010 № 4 (далее по тексту – Приказ от 13.01.2010 № 4), предусмотрено, что в пределах придорожных полос автомобильных дорог федерального значения устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания таких автомобильных дорог, их сохранности и с учетом перспектив их развития, который предусматривает, что в придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего назначения запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением: объектов, предназначенных для обслуживания таких автомобильных дорог, их строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания; объектов Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций, информационных щитов и указателей, инженерных коммуникаций.

Аналогичный запрет содержит пункт 2 Указа Президента РФ от 27.06.1998 № 727 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования», в соответствии с которым в придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением объектов дорожной службы, а также зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания владельцев и пассажиров автотранспортных средств (объектов дорожного сервиса).

В силу пункта 5.4 (5) Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 374, решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального значения или об изменении границ таких придорожных полос принимается Федеральным дорожным агентством.

Распоряжением Росавтодора от 12.09.2016 № 1868-р «Об установлении границ придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-121 «Сортавала» Санкт-Петербург – Сортавала - автомобильная дорога Р-21 «Кола» на участке км 0+000 - км 45+436, расположенном в границах Всеволожского района Ленинградской области», установлены придорожные полосы автомобильной дороги А-121 «Сортавала», в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:07:0155001:465‚ принадлежащего административному истцу (далее по тексту - земельный участок).

Придорожная полоса внесена в государственный кадастр недвижимости в 2016 году с учетным номером XXX (отражено в выкопировке из выписки от XX.XX.XXXX).

Учитывая тот факт, что административный истец стал собственником Земельного участка в 2019 году, на момент его приобретения Чесницкий О.А. не мог не знать об установлении в отношении Земельного участка ограничений (зоны с особыми условиями использования).

В силу пункта 1 Указа Президента РФ от 27.06.1998 № 727 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования» федеральная автомобильная дорога общего пользования имеет с каждой стороны придорожные полосы шириной не менее 50 метров, считая от границы полосы отвода.

Согласно статье 26 Закона № 257-ФЗ, для автомобильных дорог за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, придорожные полосы различной ширины устанавливаются в зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития.

Учитывая изложенное, размер придорожных полос четко регламентирован действующим законодательством Российской Федерации, а административный истец не мог не знать о нахождении земельного участка рядом с автомобильной дорогой А-121.

Сведения об установлении придорожной полосы автомобильной дороги А-121 в отношении земельного участка внесены в ЕГРН, они являются открытыми данными, и при должной мере осмотрительности они могли быть получены административным истцом, в том числе, на официальном сайте «Публичная кадастровая карта» (http//pkk.rosreestr.ru).

Кроме того, Администрация муниципального образования «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградский области при утверждении Проекта организации и застройки ТСН «Лемпала» в 2017 году в нарушение пункта 7 Приказа от 13.01.2010 № 4 не учла в документах территориального планирования внесенные в 2016 году в государственный кадастр сведения о придорожной полосе автомобильной дороги А-121.

В целях строительства спорного объекта административный истец во исполнение пункта 22 Приказа от 13.01.2010 № 4 направил в адрес ФКУ Упрдор «Северо-Запад» (федеральное казенное учреждение, подведомственное Федеральному дорожному агентству согласно учредительных документов) заявление о выдаче согласия в письменной форме, содержащего обязательное для исполнения ТТиУ,

В ответ на данное заявление (обращение) административный ответчик направил отказ в выдаче ТТиУ, мотивируя данный отказ тем, что существует нормативный (установленный Законом № 257-ФЗ и Приказом от 13.01.2010 № 4) запрет на размещение дачных домов в границах придорожных полос автомобильных дорог.

Согласно пункту 31 Приказа от 13.01.2010 № 4 владелец автомобильной дороги федерального значения принимает решение о выдаче согласия на основании следующих критериев: 1) наличие у владельца автомобильной дороги федерального значения полномочий на согласия; 2) планируемый к размещению объект предусмотрен пунктом 2 Приказа от 13.01.2010 № 4; 3) соответствие размещения объекта требованиям, установленным пунктами 8 (абзац третий) Приказа от 13.01.2010 № 4.

Поскольку планируемый к размещению спорный объект не предусмотрен пунктом 2 Приказа от 13.01.2010 № 4, отказ административного ответчика соответствует пункту 31 Приказа от 13.01.2010 № 4..

Пункт 2 Приказа от 13.01.2010 № 4 по своему смыслу не противоречит и соответствует действующим требованиям федерального законодательства в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Российской Федерации (Закону № 257-ФЗ), в связи с чем ссылка на него со стороны административного ответчика при отказе в выдаче ТТиУ является необоснованной.

Кроме того, ни Законом № 257-ФЗ, ни иными законодательными актами Российской Федерации не предусмотрена безусловная обязанность владельца автомобильной дороги выдать согласие лицам, желающим осуществить строительство в придорожной полосе автомобильной дороги.

Из буквального толкования статьи 26 Закона № 257-Ф3 вытекает, что выдача согласия и ТТиУ является субъективным правом, а не обязанностью владельца автомобильной дороги.

Учитывая изложенное, оспариваемое в рамках настоящего дела решение вынесено уполномоченным органом, доказательств нарушения порядка при его принятии не представлено, а действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено соответствующее основание для принятия отказа в выдаче согласия на строительство, содержащее ТТиУ.

Согласно статье 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статья 260 ГК РФ)

Аналогичные права закреплены подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ.

Установление границ придорожных полос автомобильных дорог является, по смыслу подпункта 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ, одним из способов ограничения прав на землю, которые принимаются исполнительными органами государственной власти, актами органов местного самоуправления, судом или в порядке, предусмотренном ЗК РФ для охранных зон.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу пункта 1 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным Кодексом и федеральными законами.

Следовательно, ограничение прав административного истца в контексте вышеуказанных положений не может рассматриваться как нарушение прав и законных интересов Чесницкого О,А.‚ поскольку не исключает возможность использования земельного участка по его назначению.

В силу издания Распоряжения агентства от 12.09.2016 № 1868-р ограничения являются особым механизмом обеспечения баланса прав и законных интересов сторон (административного истца как владельца земельного участка и административного ответчика как владельца автомобильной дороги А-121), поскольку установленные ограничения представляют собой форму закрепления в законодательстве пределов осуществления субъективных прав лиц на земельные участки, соблюдение которых препятствует нанесению ущерба объектам, в том числе природным, и сооружениям, в интересах которых установлены ограничения, но не препятствует пользованию земельным участком в соответствии с его основным целевым назначением.

Таким образом, суд не усматривает нарушения законодательства и прав и законных интересов ответчика со стороны истца, вследствие чего административные требования о признании незаконным решения и обязании выдать согласие на строительство не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня составления в окончательной форме через Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья А.Ю. Валентов