ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4178/20 от 14.09.2020 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14.09.2020 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Курмаевой А.Х.,

с участием прокурора Левыкина А.А.,

при секретаре Бердинской А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-4178/2020 по административному иску Колычевой И.В. к Участковой избирательной комиссии №... Октябрьского внутригородского района г.о. Самара Самарской области о признании действий незаконными, признании избирательных бюллетеней недействительными

установил:

Решением Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Самара Самарской области полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №... от дата административный истец зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области избирательного округа №.... В ходе проведения голосования вне помещения для голосования присутствующие наблюдатели и члены комиссии с правом совещательного голоса были свидетелями того, что большая часть избирателей включенных в реестр для голосования не были в курсе о выезде к ним выездной урны и вообще проведении голосования, и соответственно не обращались (ни непосредственно, ни с помощью других лиц) в комиссию за предоставлением им возможности проголосовать вне помещения для голосования. В реестре для голосования вне помещения для голосования было указано, что сведения об абсолютно всех избирателях, изъявивших желание проголосовать вне помещения для голосования в комиссию, передал кандидат в депутаты на данном участке Купцов Д.И.. При этом при обходе домов выяснилось, что на самом деле в комиссию звонила управляющий по микрорайону Авинова Л.В., что свидетельствует об использовании данным кандидатом административного ресурса. Таким образом, реестр содержит недостоверные данные, которые были переданы в реестр одним и тем же лицом — Купцовым Д.И. В связи с тем, что подобные действия нарушают установленный п. 3 ст. 3 Федерального закона от 12.06.2002 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» принцип добровольности голосования и не соответствуют правилам проведения голосования вне помещения для голосования, установленным п. 2 ст. 66 того же закона. Кроме того, сам реестр надомного голосования заполнен некорректно и не в соответствии с законом. В нарушение вышеизложенных норм и реестре не указан адрес лица передавшего сведения о лицах якобы изъявивших желание проголосовать вне помещения для голосования. Кроме того как было указано выше, наблюдатели и члены комиссии с правом совещательного голоса выяснили что фактически составлением списка занимался управляющий микрорайоном, то есть должностное лицо, а многие избиратели не были в курсе о заявке якобы переданном за них третьим лицом. Таким образом, считает, что Участковой избирательной комиссией №... Октябрьского района г. Самара нарушены интересы административного истца, как зарегистрированного кандидата в депутаты, на честные выборы, открытость и гласность деятельности избирательной комиссии. Просит признать действия Участковой избирательной комиссии № №... Октябрьского района г. Самара, выразившееся в нарушении пунктов 1-4 статьи 66 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», незаконными. Признать избирательные бюллетени, полученные при голосовании вне помещения для голосования за 11 и 12 сентября года, недействительными. Обратить решение суда по настоящему административному делу к немедленному исполнению.

В судебном заседании представитель административного истца Подкорытова Н.В. действующая на основании доверенности №... от дата, заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Председатель ТИК Октябрьского района г.о. Самары Самарской области Терентьев С.А. (удостоверение №... от дата) в судебном заседании требования не признал, пояснив, что перечень оснований для признания бюллетеней недействительными является исчерпывающим. Участковая избирательная комиссия не полномочна перепроверять сведения, которые получены от избирателей. Применение административного ресурса не усматривалось, закон не ограничивает круг лиц, которые могут передавать сведения в избирательную комиссию. Просит в иске отказать.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Самарской области в судебное заседание не явился, о дате и месте заседания извещен надлежащим образом, до начала заседания направил в адрес суда письменное ходатайство о рассмотрении заявления в его отсутствие, просил отказать в удовлетворении административного искового заявления.

В судебное заседание председатель Участковой избирательной комиссии №... Октябрьского внутригородского района г.о. Самара не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, до начала заседания направил в адрес суда письменное ходатайство о рассмотрении заявления в его отсутствие.

Выслушав участвующих лиц, прокурора, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Главой 24 КАС РФ регламентируется производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что решением Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Самары Самарской области полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №... от дата, Колычева И.В. зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. Самара по одномандатному избирательному округу №..., о чем ей выдано соответствующее удостоверение.

В соответствии с частью 1 статьи 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

На территории Российской Федерации вопросы проведения выборов, а также обеспечения прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (подпункт 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа (п. 4 ст. 4 названного Федерального закона).

Голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина (статья 7 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Судом установлено, что Решением Совета депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. Самара от дата№... «О назначении выборов депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. Самара второго созыва» на дата назначены выборы депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. Самара второго созыва. Данное решение официально опубликовано в газете «Самарская газета» дата№...

Отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением на территории Самарской области выборов депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, городских и сельских поселений Самарской области (далее - муниципальные образования), а также членов выборных органов местного самоуправления Самарской области (далее - члены выборных органов) регулируются Законом Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» (принят Самарской Губернской Думой 24.12.2019).

Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 66 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и не могут прибыть в помещение для голосования по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися, и иным уважительным причинам, не позволяющим прибыть в помещение для голосования). Участковая комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые включены в список избирателей, участников референдума, но в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения, исключающая возможность посещения помещения для голосования.

Порядок голосования избирателей вне помещения для голосования регулируется статьей 66 указанного Закона, пунктом 2 которой установлено, что Голосование вне помещения для голосования проводится, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "а" пункта 4 статьи 63.1, пунктом 1 статьи 65 настоящего Федерального закона и пунктом 18 настоящей статьи, только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя, участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) непосредственно в день подачи заявления (устного обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей, участников референдума.

В силу п. 9 ст. 66 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ Члены участковой комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, получают бюллетени и расписываются в их получении. Общее число получаемых бюллетеней не может превышать более чем на 5 процентов число полученных к моменту выезда (выхода) членов комиссии заявлений (устных обращений) (но не менее двух бюллетеней). Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней установленной формы, предусмотренный в пункте 2 настоящей статьи реестр либо заверенную выписку из него, содержащую необходимые данные об избирателе, участнике референдума и о поступившем заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившие заявления избирателей, участников референдума о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирателем, участником референдума бюллетеня. В список избирателей, участников референдума вносится отметка о том, что к соответствующему избирателю, участнику референдума выехали (вышли) члены участковой комиссии. При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) члены участковой комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, также должны иметь при себе информационные материалы, содержащие сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "г" пункта 1.2 статьи 38 настоящего Федерального закона. Если при проведении голосования вне помещения для голосования присутствует не менее двух лиц из лиц, указанных в пункте 14 настоящей статьи, голосование вне помещения для голосования может проводить один член участковой комиссии с правом решающего голоса.

Как установлено в п. 14 ст. 66 указанного Закона, при проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями, одним из субъектов общественного контроля, инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума, общественными объединениями. При этом лицами, назначенными разными зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, не признаются члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, назначенные кандидатом, выдвинутым избирательным объединением, и члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, назначенные этим избирательным объединением.

В соответствии с пунктом 15 статьи 66 Федерального закона N 67-ФЗ организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав и права на участие в референдуме избирателя, участника референдума, а также возможность искажения волеизъявления избирателя, участника референдума.

В материалы дела представлены заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования.

На основании указанных заявлений, участковой избирательной комиссией избирательного участка №... были составлены реестры заявлений (обращений) избирателей о голосовании вне помещений для голосования избирательного участка №....

По завершении голосования, членами участковой комиссии участка №... были оставлены акты о проведении досрочного голосования дата года с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф-пакета на выборах депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. Самара Самарской области второго созыва дата, а также акт о проведении голосования дата вне помещения для голосования использованием переносного ящика №... для голосования.

Административный истец ссылается на то, что в ходе проведения голосования вне помещения для голосования присутствующие наблюдатели и члены комиссии с правом совещательного голоса были свидетелями того, что большая часть избирателей включенных в реестр для голосования не были в курсе о выезде к ним выездной урны и вообще проведении голосования, и соответственно не обращались (ни непосредственно, ни с помощью других лиц) в комиссию за предоставлением им возможности проголосовать вне помещения для голосования. В реестре для голосования вне помещения для голосования было указано, что сведения об абсолютно всех избирателях, изъявивших желания проголосовать вне помещения для голосования в комиссию передал кандидат в депутаты на данном участке Купцов Д.И.. При этом при обходе домов выяснилось, что на самом деле в комиссию звонила управляющий по микрорайону Авинова Л.В., что свидетельствует об использовании данным кандидатом административного ресурса. В реестре не указан адрес лица передавшего сведения о лицах якобы изъявивших желание проголосовать вне помещения для голосования. Кроме того, наблюдатели и члены комиссии с правом совещательного голоса выяснили что фактически составлением списка занимался управляющий микрорайоном, то есть должностное лицо, а многие избиратели не были в курсе о заявке якобы переданном за них третьим лицом, в связи с чем, избирательные бюллетени, полученные при голосовании вне помещения для голосования за дата должны быть признаны недействительными.

В соответствии с п. 12 ст. 66 Федерального закона N 67-ФЗ, члены участковой комиссии, выехавшие по заявлениям (устным обращениям) избирателей, участникам референдума, вправе выдать бюллетени только тем избирателям, участникам референдума, заявления (устные обращения) которые зарегистрированы в реестре в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. В представленном суду реестре не указан адрес лица, подавшего сведения о лицах, изъявивших желание проголосовать вне помещения для голосования.

В соответствии с п. 15 ст. 65 Федерального закона N 67-ФЗ После совершения действий, указанных в пунктах 13 и 14 настоящей статьи, председатель участковой комиссии, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, участника референдума, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов (в случае его использования). Если на конверте отсутствуют реквизиты, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, либо из конверта извлечено более одного бюллетеня установленной формы для голосования по соответствующему избирательному округу, на референдуме по соответствующему вопросу референдума, все извлеченные из данного конверта избирательные бюллетени по соответствующему избирательному округу, бюллетени, содержащие этот вопрос референдума, признаются недействительными, о чем составляется акт. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов, списков кандидатов, а на выборах в органы местного самоуправления - также позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), на квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии.

Согласно п.17 ст. 68 Федерального закона № 67-ФЗ, Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, в квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное законом. Если на выборах в органы местного самоуправления в избирательном бюллетене помещается строка "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), или в которых отметки проставлены в квадрате, расположенном напротив позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), и хотя бы в одном из квадратов, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное законом. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя, участника референдума этот бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия решает вопрос о действительности всех сомнительных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. Общее число недействительных бюллетеней (с учетом числа бюллетеней, признанных недействительными в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи и пунктом 15 статьи 65 настоящего Федерального закона) заносится в строку 10 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.

Таким образом, перечень оснований признания бюллетеней недействительными является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Обстоятельства, изложенные в основу заявленных требований, нарушениями указанных норм не являются и не могут служить основанием для признания бюллетеней, полученных при голосовании вне помещения для голосования за дата недействительными.

Фактов принуждения избирателей к участию или неучастию в выборах, жалоб от избирателей о нарушении принципов свободы и добровольности участия в проведении выборов, в том числе при проведении голосования вне помещения для голосования, не установлено. Доказательств, опровергающих этот вывод административный истец не представил.

Доводы истца о том, что большая часть избирателей включенных в реестр для голосования не были в курсе о выезде к ним выездной урны и вообще проведении голосования, и соответственно не обращались (ни непосредственно, ни с помощью других лиц) в комиссию за предоставлением им возможности проголосовать вне помещения для голосования, не нашли своего подтверждения.

Каких-либо других доказательств, которые могли бы свидетельствовать о нарушениях закона при проведении выборов, которые бы могли повлиять на выраженное волеизъявление избирателями, не установлено. Ссылки представителя истца на то, что сведения об абсолютно всех избирателях, изъявивших желание проголосовать вне помещения для голосования в комиссию передал кандидат в депутаты на данном участке Купцов Д.И., а также то, что в комиссию звонила управляющий по микрорайону Авинова Л.В., что свидетельствует об использовании данным кандидатом административного ресурса, не свидетельствуют о нарушениях закона, которые бы могли повлиять на выраженное волеизъявление избирателями.

По смыслу части 1 статьи 244 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения избирательной комиссии, ее действий (бездействия) является установление судом одновременно двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого действия, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя.

Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 КАС РФ).

Исходя из этого принципа, в части 1 статьи 62 КАС РФ установлена, прежде всего, обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным Кодексом.

Между тем административный истец не представил относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что перечисленные в административном иске нарушения не позволили выявить действительную волю избирателей, получивших избирательные бюллетени при голосовании вне помещения для голосования дата и дата, как не представлено каких-либо доказательств нарушения прав административного истца.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований административного истца о признании действий Участковой избирательной комиссии №... Октябрьского района г. Самара, выразившееся в нарушении пунктов 1-4 статьи 66 Федерального закона от дата № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», незаконными; признании избирательных бюллетеней, полученных при голосовании вне помещения для голосования за дата, недействительными и обращении решения суда по настоящему административному делу к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования Колычевой И.В. к участковой избирательной комиссии №... Октябрьского внутригородского района г.о. Самара Самарской области о признании действий незаконными, признании избирательных бюллетеней недействительными, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 5 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено 14.09.2020 года.

Судья подпись Курмаева А.Х.

.

.

.