ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-417/20 от 16.06.2020 Кинешемского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2а-417/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кинешемский городской суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Никитиной Л.Ю.

при секретаре Сосуновой М.Е.,

рассмотрев в помещении Кинешемского городского суда Ивановской области

«16» июня 2020 года дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 5 по Ивановской области к Карташовой О.С. о взыскании транспортного налога,

у с т а н о в и л :

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области обратилась в Кинешемский городской суд с административным исковым заявлением к Карташовой О.С. о взыскании:

транспортного налога за 2017 год в размере 2 232 рубля.

Административный иск обоснован следующим: Карташова О.С. является плательщиком транспортного налога в связи с тем, что за ней, согласно информации РЭО ГИБДД МО МВД РФ «Кинешемский» зарегистрированы транспортные средства:

автомобиль грузовой марки ИЖ2715, 1992 года выпуска, государственный регистрационный знак ,

автомобиль легковой марки ГАЗ 3110, 1993 года выпуска, государственный регистрационной знак .

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ, срок уплаты транспортного налога – не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть за 2017 год – не позднее 01 декабря 2018 года.

С целью уплаты налога налогоплательщику, в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ, были направлены налоговые уведомления № 319168 от 23 марта 2015 года, в которых была указана сумма налога, подлежащая уплате.

Так как налогоплательщик обязанность по уплате налога не исполнил, ему, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ, были начислены пени за каждый календарный день допущенной просрочки. В соответствии со ст. 69,70 Налогового кодекса РФ, налогоплательщику было направлено требование № 5223от 07 февраля 2019 года об уплате налога. До настоящего времени указанное требование не исполнено.

МИФНС России № 5 по Ивановской области направляла заявление о вынесении судебного приказа в отношении административного ответчика. Мировым судьей судебного участка № 3 Кинешемского судебного района в Ивановской области 10 сентября 2019 года был вынесен судебный приказ по делу № 2А-2476/2019, который 31 октября 2019 года отменен определением об отмене судебного приказа в связи с возражениями Карташовой О.С. относительно его исполнения.

Представитель административного истца - Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области Охлопкова С.В. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске, суду дополнительно пояснила, что налоговому органу известно, что в отношении Карташовой О.С. 07 августа 2017 года введена процедура банкротства. Окончание налогового периода за 2017 год - 31 декабря 2017 года, поэтому транспортный налог за 2017 год относится к текущим платежам в деле о банкротстве, его оплата не произведена, налог подлежит взысканию.

В судебном заседании 05 июня 2020 года административный ответчик Карташова О.С. с иском не согласна, суду пояснила, что автомашина ИЖ давно утилизирована, автомобиль ГАЗ оценен в 14000 рублей, снять их с учета в органах ГИБДД невозможно, так как на них наложен арест.

В судебное заседание 15-16 июня 2020 года административный ответчик Карташова О.С. не явилась, о времени и месте проведения слушания дела извещена правильно и своевременно, о причинах неявки не сообщила.

Заинтересованное лицо финансовый управляющий Карташовой О.С. - Мурадов М.М. о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил пояснения по существу административного иска.

Суд, с согласия представителя административного истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 КонституцииРоссийской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Судом установлено, что в собственности Карташовой О.С. в течение налогового периода 2017 года находились транспортные средства:

автомобиль грузовой ИЖ2715, 1992 года выпуска, с двигателем мощностью 66,6 л.с., государственный регистрационный знак ,

автомобиль легковой ГАЗ3110, 1993 года выпуска, с двигателем мощностью 90 л.с., государственный регистрационный знак , (л.д. 7,41).

Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – Налогового кодекса РФ), налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового Кодекса РФ.

В соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в связи с наличием в собственности Карташовой О.С. выше указанных транспортных средств, являющихся объектами налогообложения, она является плательщиком транспортного налога.

В соответствии с ч.1 ст. 362 Налогового кодекса РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налоговая база по транспортному налогу в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (ст. 359 Налогового кодекса РФ).

Ставки транспортного налога на 2017 год установлены ст. 2 Закона Ивановской области № 88-ОЗ «О транспортном налоге» (в редакции Закона Ивановской области от 06 октября 2016 года № 96-ОЗ) и составляют: для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. - 10 рублей за 1 л.с., для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. - 20 рублей за 1 л.с.

Срок уплаты транспортного налога для налогоплательщиков - физических лиц установлен ст. 363 Налогового кодекса РФ – не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть за 2017 год (с учетом положений ч. 7 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ) - не позднее 03 декабря 2018 года.

В соответствии с ч. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального Закона от 20 октября 2005 года № 131-ФЗ), налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Согласно ст. 52 Налогового кодекса РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

28 сентября 2018 года налоговым органом Карташовой О.С. направлено налоговое уведомление № 59569131 от 05 сентября 2018 года об уплате не позднее 03 декабря 2018 года транспортного налога за 2017 год в размере 2232 рубля.

Транспортный налог за 2017 год начислен в связи наличием в собственности Карташовой О.С. двух транспортных средств - автомобиля ИЖ2715, государственный регистрационный знак , и автомобиля ГАЗ3110, государственный регистрационный знак - в течение всего налогового периода 2017 года.

Суд не может принять во внимание доводы административного ответчика Карташовой О.С. о том, что принадлежащий ей автомобиль ИЖ2715 утилизирован.

Документов, подтверждающих утилизацию данного автомобиля, суду не представлено, автомобиль до настоящего времени состоит на учете в органах ГИБДД, в связи с чем налоговым органом она обоснованно признана налогоплательщиком транспортного налога за 2017 год в связи с наличием данного автомобиля. Наличие транспортного средства ГАЗ3110 административным ответчиком не оспаривается, для начисления транспортного налога фактическая стоимость данного автомобиля не имеет юридического значения.

В установленный законодательством срок Карташовой О.С. обязанность по уплате налога за 2017 год исполнена не была. Сведений о наличии у Карташовой О.С. льгот по уплате транспортного налога суду не представлено.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ, в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен выплатить пеню, которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в судебном порядке.

В силу п. 4 ст. 69, ст. 70 Налогового кодекса РФ, не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Правила, установленные ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ, применяются также в отношении требований об оплате пеней, а также сроков направления требований об их уплате.

В связи с неисполнением Карташовой О.С. обязанности по уплате транспортного налога за 2017 год в ее адрес 21 февраля 2019 года было направлено требование № 5223 об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 07 февраля 2019 года, которым в срок до 02 апреля 2019 года Карташовой О.С. предложено уплатить транспортный налог за 2017 год в размере 2232 рубля (л.д. 12-13,14).

Требование об уплате транспортного налога Карташовой О.С. до настоящего времени не исполнено.

В соответствии со ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В установленный налоговым законодательством шестимесячный срок на обращение в суд налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 3 Кинешемского судебного района в Ивановской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Карташовой О.С. недоимки по транспортному налогу за 2017 год. Судебный приказ был вынесен мировым судьей судебного участка № 3 Кинешемского судебного района в Ивановской области 10 сентября 2019 года. Определением мирового судьи судебного участка № 3 Кинешемского судебного района в Ивановской области от 31 октября 2019 года данный судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями Карташовой О.С. относительно его исполнения (л.д. 6).

В соответствии с ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Карташовой О.С. задолженности по налогам и пеням в установленный налоговым законодательством шестимесячный срок с момента отмены судебного приказа.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области о взыскании с Карташовой О.С. задолженности по уплате транспортного налога за 2017 год в размере 2232 рубля подлежат удовлетворению.

При вынесении решения суд учитывает следующее.

В соответствии со ст. 5 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)», под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

В соответствии со ст. 134 выше названного закона, вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.

Согласно разъяснениям, данным в п. 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года:

в силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы. Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен. Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.

При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом влечет за собой квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, в качестве текущего, за исключением авансовых платежей, исчисленных за периоды, предшествующие возбуждению дела о банкротстве.

Заявление Карташовой О.С. о признании должника несостоятельным (банкротом) принято к производству Арбитражного суда Ивановской области 07 августа 2017 года; определением Арбитражного суда Ивановской области от 07 августа 2018 года возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) Карташовой О.С.

Окончание налогового периода 2017 года – 31 декабря 2017 года, то есть на момент принятия к производству Арбитражного суда заявления о признания Карташовой О.С. банкротом налоговый период 2017 года не истек, у Карташовой О.С. не возникла обязанность по уплате транспортного налога за 2017 год, что дает суду основание признать требование налогового органа об уплате сумм налогов, исчисленных по итогам налогового периода 2017 года, в качестве текущих платежей.

Согласно информации финансового управляющего должника Карташовой О.С. – Мурадова М.М., задолженность Карташовой О.С. по транспортному налогу за 2017 год в сумме 2 23 рубля не включена в реестр требований кредиторов; данная задолженность учтена в реестре текущих обязательств должника 5-й очереди; указанная задолженность не погашалась ввиду недостаточности денежных средств в конкурсной массе Карташовой О.С. (л.д. 54).

Финансовым управляющим Карташовой О.С. – Мурадовым М.М. Арбитражному суду Ивановской области было представлено ходатайство о завершении процедуры реализации имущества, согласно которому в ходе реализации процедуры реализации имущества денежных средств не хватило на полное погашение текущих платежей и требований 3 очереди реестра требований кредиторов (л.д. 75-111).

В соответствии с ч.ч.1, 5 ст. 213.8 выше названного Закона, требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Суд принимает во внимание, что в настоящее время процедура реализации имущества должника Карташовой О.С. не завершена, однако в деле о банкротстве оплата текущих платежей – транспортного налога за 2017 года - не будет произведена в связи с отсутствием денежных средств и имущества, за счет которых может быть произведена оплата. По указанным основаниям суд считает возможным вынести решение о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год, учитывая, что до завершения в отношении Карташовой О.С. процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве исполнительный лист на взыскание данной задолженности может быть предъявлен в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Согласно ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20 000 рублей уплачивается в размере 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.

При подаче административного искового заявления о взыскании задолженности по уплате налога и пени налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины. Сумма государственной пошлины, при удовлетворении исковых требований, подлежит взысканию с административного ответчика Карташовой О.С. в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л :

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области удовлетворить.

Взыскать с Карташовой О.С. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области

задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 2232 (две тысячи двести тридцать два) рубля.

Взыскать с Карташовой О.С. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Л.Ю.Никитина

Мотивированное решение составлено 30 июня 2020 года.