ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-417/20 от 29.12.2020 Холмогорского районного суда (Архангельская область)

Дело (УИД) 29RS0-23

Производство № 2а-417/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Холмогоры

29 декабря 2020 года

Холмогорский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Поддубняк Г.А.

при секретаре Пестовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Холмогоры 29 декабря 2020 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Холмогорского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования «Двинское» о признании незаконным решения от 24 июля 2020 года,

установил:

прокурор Холмогорского района обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным иском к Совету депутатов муниципального образования «Двинское» Холмогорского района Архангельской области о признании незаконным решения Совета депутатов муниципального образования «Двинское» от 24 июля 2020 года №156 «О результатах рассмотрения заявлений Губернатора Архангельской области о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета депутатов МО «Двинское» и о возложении обязанности на Совет депутатов МО «Двинское» обязанности на ближайшей сессии после вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Клюкиной О.Г. и Гаврилова А.А.

В обоснование доводов административного иска указывает на то, что 21 июля 2020 года Губернатором Архангельской области в адрес председателя Совета депутатов МО «Двинское» Холмогорского района Архангельской области направлены заявления о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета депутатов МО «Двинское» Клюкиной О.Г. и Гаврилова А.А., в связи с нарушением ими обязанности по своевременному и в полном объеме предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на 2018 год, предусмотренной ч.7.1 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.4 ст.12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Холмогорского района Архангельской области Полуянова М.А. поддержала административный иск по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – Совета депутатов муниципального образования «Двинское» Холмогорского муниципального района Архангельской области - в суд не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, административный иск признал (л.д.38).

Заинтересованное лицо Гаврилов А.А. в суд не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, согласно письменного заявления просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.41).

Заинтересованное лицо Клюкина О.Г. в суд не явилась, извещена надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, поэтому суд на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон и лица, участвующего в деле.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

Исходя из положений ст. 28 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) депутат является лицом, замещающим муниципальную должность.

Согласно ч.7.1 ст. 40 Федерального закона №131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года №79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

К лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса (абзац семнадцатый части 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 12.1 от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из системного толкования приведенных норм в их совокупности следует, что обязанность лица, замещающего муниципальную должность, по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей считается выполненной надлежащим образом при предоставлении указанными лицами полных и достоверных сведений в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами.

Одной из форм ответственности и элементов статуса депутата является предусмотренное Федеральным законом №131-ФЗ досрочное прекращение полномочий в случае несоблюдения ограничений, запретов и неисполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом №273-ФЗ (ч.7.1 ст. 40 Федерального закона №131-ФЗ).

Согласно ч.4.5 ст. 12.1 Федерального закона №273-ФЗ при выявлении в результате проверки, осуществленной в соответствии с частью 4.4 настоящей статьи, фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Следовательно, непредоставление лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.

Частью 11 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ предусмотрено, что решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Таким образом, из указанных положений закона следует, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования, основанием для прекращения полномочий является получение представительным органом сведений о неисполнении обязанностей, установленных, в том числе Федеральным законом № 273-ФЗ.

Как следует из материалов дела и установлено судом Клюкина О.Г. и Гаврилов А.А. являются депутатами Совета депутатов муниципального образования «Двинское».

21 июля 2020 года Губернатором Архангельской области в адрес председателя Совета депутатов МО «Двинское» Холмогорского района Архангельской области направлены заявления о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета депутатов МО «Двинское» Гаврилова А.А. и Клюкиной О.ГГ. (л.д.11-18), из которых рекомендовано Совету депутатов сельского поселения «Двинское» рассмотреть на очередной сессии вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Гаврилова А.А. за недостоверные и неполные сведения о доходах и счетах в банка за 2018 года: в справке о доходах Гаврилова А.А. не указан доход, <данные изъяты> и депутата Клюкиной О.Г. за недостоверные и неполные сведения о доходах о счетах в банках за 2018 год: в <данные изъяты>

Решением Совета депутатов муниципального образования «Двинское» Холмогорского муниципального района Архангельской области четвертого созыва (тридцать девятая сессия) от 24 июля 2020 года №156: 1. Предупредить депутатов Совета депутатов муниципального образования «Двинское» Гавриловым А.А., Клюкиной О.Г. о недопустимости нарушения антикоррупционного законодательства и совершения подобных действий впредь, обратить внимание на необходимость добросовестного отношения лица, замещающего муниципальную должность, к исполнению обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции, о контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг (л.д.19).

Таким образом, факт не исполнения обязанности по предоставлению достоверных и полных сведений о доходах за 2018 год депутатами Совета депутатов МО «Двинское» Гавриловым А.А. и Клюкиной О.Г. установлен и, искажение этих сведений не является несущественным, поэтому, данный факт, положенный в обоснование оспариваемого решения имел место быть и иным образом расценен Советом депутатов МО «Двинское» не мог, поскольку действующее законодательство не предусматривает дифференциации ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства. Такое последствие нарушение антикоррупционного законодательства как прекращение полномочий является безальтернативным, поэтому административный иск прокурора Холмогорского района к Совету депутатов муниципального образования «Двинское» Холмогорского муниципального района Архангельской области об оспаривании решения Совета депутатов №156 от 24 июля 2020 года в части предупреждения депутатов Совета депутатов муниципального образования «Двинское» Гаврилова А.А. и Клюкиной О.Г. о недопустимости нарушения антикоррупционного законодательства и совершения подобных действий впредь и возложении обязанности на ближайшей сессии рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета депутатов МО «Двинское» Клюкиной О.Г. и Гаврилова А.А., подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Холмогорского района Архангельской области удовлетворить.

Признать незаконным Решение Совета депутатов муниципального образования «Двинское» Холмогорского муниципального района Архангельской области четвертого созыва (тридцать девятая сессия) от 24 июля 2020 года №156 «О результатах рассмотрения заявлений Губернатора Архангельской области о досрочном прекращении полномочий Совета депутатов МО «Двинское» в части предупреждения депутатов Совета депутатов муниципального образования «Двинское» Гаврилова А.А. и Клюкиной О.Г. о недопустимости нарушения антикоррупционного законодательства и совершения подобных действий впредь.

Возложить на Совет депутатов муниципального образования «Двинское» Холмогорского муниципального района Архангельской области обязанность на ближайшей сессии после вступления в законную силу настоящего решения суда рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета депутатов муниципального образования «Двинское» Клюкиной О.Г. и Гаврилова А.А..

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Холмогорский районный суд Архангельской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Г.А. Поддубняк

Мотивированное решение вынесено 31 декабря 2020 года.