ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4180/18 от 13.11.2018 Бийского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а-4180/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 ноября 2018 года г.Бийск

Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Бабушкина С.А.,

при секретаре Кавунове Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю к ФИО1 ФИО7 о взыскании недоимки по земельному налогу, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России №1 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к административному ответчику ФИО2 и просила взыскать недоимку по земельному налогу за 2016 года в размере 18107,33 руб., пени в размере 90,09 руб., всего 18162,83 руб. В обоснование административных исковых требований административный истец ссылается на то, что согласно данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об объектах налогообложения административному ответчику в 2016 году принадлежали земельные участки:

- по адресу: <адрес>, кадастровый , налоговая база 256270,00 руб., ? доля в праве общей долевой собственности, 12 месяцев, налоговая ставка 0,10, налог составил 128,00 руб.;

- по адресу: <адрес> кадастровый , налоговая база 2837317,00 руб., ? доля в праве общей долевой собственности, 12 месяцев, налоговая ставка 1,50, налог составил 21280,00 руб.;

- по адресу: <адрес> кадастровый , налоговая база 192975,00 руб., ? доля в праве общей долевой собственности, 12 месяцев, налоговая ставка 0,10, налог составил 96,00 руб.

Налог исчисляется на основании данных о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01 января каждого года (статьи 85, 390, 391 НК РФ) и процентной ставки установленной нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

По состоянию на 01.12.2017 года, у ответчика была переплата по земельному налогу в размере 1321,67 руб., которая была зачтена в счет оплаты земельного налога за 2016 год, 03 мая 2018 года ответчик оплатил 2075,00 руб., в связи с чем, задолженность по земельному налогу за 2016 год составила 18107,33 руб.

Административному ответчику направлялось налоговое уведомление о необходимости оплатить налог до 01.12.2017г., однако налог своевременно уплачен не был.

За несвоевременную уплату налога на основании ст.75 Налогового кодекса РФ начисляется пеня за каждый день просрочки платежа в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной суммы налога. Период образования пени с 02.12.2017 года по 11.12.2016 года. В связи с начислением пени в соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ в адрес ответчика направлялось требование об оплате налога, пени, однако налог своевременно уплачен не был.

Требования налогового органа в порядке ст. ст. 137-138 Налогового кодекса РФ ответчиком не обжалованы, до настоящего времени налоги не уплачены.

28 апреля 2018 года по заявлению ответчика мировым судьей судебного участка №10 г.Бийска Алтайского края постановлено определение об отмене судебного приказа о взыскании указанных сумм налогов.

Поскольку до настоящего времени налог ответчиком не уплачен, истец обратился в суд с административным иском в установленный срок.

Представитель административного истца Межрайонная ИФНС России № 1 по Алтайскому краю ФИО3 в судебном заседании поддержала заявленные требования на доводах и по основаниям иска и дополнительно пояснила, что решением Алтайского краевого суда изменена кадастровая стоимость земельного участка в 2017 году, соответственно перерасчет налога за 2016 год не производится.

Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, каких-либо ходатайств не заявлял.

Представитель административного ответчика ФИО2 – ФИО4, действующая на основании доверенности требования истца не признала и указала, что в 2015 году земельный налог был небольшим и только за 2016 год в 2017 году при получении уведомления ответчик узнал об увеличении кадастровой стоимости и обратился в суд с иском об установлении кадастровой стоимости. Решением Алтайского краевого суда 14.12.2017 года была установлена кадастровая стоимость равной его рыночной стоимости, в котором указано, что данная стоимость устанавливается с 01.01.2015 года в связи с чем, ответчик сам произвел расчет налога и уплатил в 2018 году 2075,00 руб. кроме того, указывает, что постановлением администрации г.Бийска от 15.02.2017 года земельному участку присвоен адрес <адрес>.

Суд, руководствуясь ст.150 КАС РФ полагает возможным провести судебное заседание при сложившейся явке.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении в полном объеме требований истца в связи с нижеследующим.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате законно установленных налогов предусмотрена п.п.1 п. 1 ст.23 Налогового кодекса РФ.

В силу ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

При разрешении требований о взыскании недоимки по земельному налогу суд исходит из следующего.

В силу п.1 ст.387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст.388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Пунктами 1 и 2 статьи 394 Налогового кодекса РФ определено, что в отношении земельных участков нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований устанавливаются дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка в пределах максимальных значений, предусмотренных названной статьей Кодекса.

Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, устанавливается 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

На основании учетных данных о земельных участках, предоставленных Управлением Роснедвижимости по Алтайскому краю, установлено, что в 2016 году ответчику принадлежали следующие земельные участки:

- по адресу: <адрес>, кадастровый , налоговая база 256270,00 руб., ? доля в праве общей долевой собственности, 12 месяцев, налоговая ставка 0,10, налог составил 128,00 руб.;

- по адресу: <адрес>, кадастровый , налоговая база 2837317,00 руб., ? доля в праве общей долевой собственности, 12 месяцев, налоговая ставка 1,50, налог составил 21280,00 руб.;

- по адресу: <адрес>, кадастровый , налоговая база 192975,00 руб., ? доля в праве общей долевой собственности, 12 месяцев, налоговая ставка 0,10, налог составил 96,00 руб.

В силу ч.ч.2,3 ст.52 Налогового кодекса РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Согласно произведенному расчету задолженность налог за 2016 год составил 18107,00 руб. (с учетом переплаты и оплаты 03.05.2018г. в размере 3396,67 руб.).

Административному ответчику направлялось уведомление №154182489 от 06.08.2017 года о необходимости оплатить налог до 01.12.2017г., однако налог своевременно уплачен не был. Направление уведомления подтверждено реестром заказных писем.

В соответствии с ч.2 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно положению ч.1 ст.48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу ч.2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Стороной административного истца оспаривается размер недоимки, заявленный налоговым органом к взысканию, с обоснованием изменившейся кадастровой стоимости земельного участка. Суд, рассматривая указанные доводы представителя ответчика, приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Аналогичное положение предусмотрено пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из решения Алтайского краевого суда от 14.12.2017 года следует, что с заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ответчику на праве долевой собственности земельного участка с кадастровым номером 22:65:010111:2 в размере рыночной стоимости второй собственник ФИО5 обратилась 27.10.2017 года.

Таким образом, установленная данным решением кадастровая стоимость подлежит применению для исчисления земельного налога, начиная с 01 января 2017 года.

Поскольку, в установленный срок земельный налог оплачен не был, в связи с чем, 15.12.2017 года в адрес ответчика истцом было направлено требование №77576 об уплате налога за 2016 год. Направление требований об уплате налога подтверждено списками заказных писем.

Учитывая, что административным истцом, доказан факт неисполнения административным ответчиком в установленный срок обязанности по уплате указанного налога, а ответчиком не представлено доказательств обратному, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с административного ответчика недоимки по земельному налогу в указанном истцом размере.

Доводы представителя ответчика о том, что в 2017 году был изменен адрес земельного участка, а в иске указан стары адрес не имеет юридического значения и отклоняется судом, поскольку земельный налог взыскивается за 2016 год, а адрес администрацией г.Бийска изменен только в 2017 году, и кроме того, земельный участок идентифицируется по кадастровому номеру, который не был изменен.

За несвоевременную уплату налога на основании ст.75 Налогового кодекса РФ начисляется пеня за каждый день просрочки платежа в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной суммы налога. Период образования пени с 02.12.2017 года по 11.12.2017 года. В связи с начислением пени в соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ в адрес ответчика направлялось указанное выше требование об оплате налога, пени.

В соответствии с п.2 и абзацем 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.

В судебном заседании из уведомления установлено, что сумма земельного налога за 2016 год составляла 20182,33 руб. В требовании №77576 был установлен срок до 06 февраля 2018 года, а МИФНС России №1 по Алтайскому краю обратилась к мировому судье с заявлением о взыскании с ФИО2 земельного налога за 2016 год, которым вынесен 06 апреля 2018 года судебный приказ по делу №2а-808/2018, что следует из определения об отмене судебного приказа, то есть в установленный 6-месячный срок со дня истечения установленного срока в требовании.

Судебный приказ по делу №2а-808/2018 от 06 апреля 2018 года о взыскании земельного налога и пени с ФИО2 был отменен определением мирового судьи судебного участка №10 г.Бийска 28 апреля 2018 года.

Административное исковое заявление в связи с отменой судебного приказа МИФНС России №1 по Алтайскому краю о взыскании с административного ответчика недоимки по земельному налогу было подано в Бийский городско суд 16 октября 2018 года, также в установленный п.п.5 и 7 ст.6.1, ст.48 Налогового кодекса РФ 6-месячный срок.

Проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и исследовав установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что административным истцом соблюдена установленная налоговым законодательством процедура взыскания с административного ответчика недоимки по налогу.

Учитывая изложенные обстоятельства, совокупность собранных по делу доказательств, суд находит, административные исковые требования МРИ ФНС России №1 по Алтайскому краю законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В силу требований ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ с административного ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 726,51 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-179 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 ФИО8 в пользу Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю недоимку по земельному налогу за 2016 год в сумме 18162,83 руб., в том числе налогов 18107,33 руб., пени 55,50 руб.

Взыскать с ФИО1 ФИО9 государственную пошлину в доход городского округа муниципального образования город Бийск в размере 726,51 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня составления судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.

Судья С.А. Бабушкин