ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4184/2021 от 24.11.2021 Октябрьского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2а-4184/2021

УИД 33RS0002-01-2021-005079-16

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 ноября 2021 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Веселовой А.О.

при секретаре Макаровой В.О.

с участием:

административного истца Артемьевой О.Ф.

его представителя (по устному ходатайству) Ардыкуца Р.В.

представителя административного ответчика Таланова А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире административное дело по административному исковому заявлению Артемьевой Ольги Федоровны к администрации г.Владимира о признании незаконным постановления №1887 от 28.07.2021

У С Т А Н О В И Л:

25.08.2021 (согласно оттиска почтового отделения связи на конверте) Артемьева О.Ф. обратилась в суд с административным иском к администрации г.Владимира о признании незаконным постановления администрации города Владимира №1887 от 28.07.2021 и обязании административного ответчика признать ее малоимущим, возмещении судебных расходов по оплате госпошлины в размере 300 руб.

В обоснование заявленных требований указала, что 05.07.2021 подала заявление и соответствующий пакет документов для признания малоимущей с целью предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда. 28.07.2021 ей отказано в признании малоимущим в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, поскольку размер среднемесячного совокупного дохода, уменьшенного на величину среднемесячного минимального дохода, установленного органом местного самоуправления, период накоплений, больше порового значения дохода и размер возможных накоплений за установленный органом местного самоуправления период накоплений превышает размер недостающих средств для приобретения жилого помещения по норме предоставления Артемьевой О.Ф. составом семьи 2 человека. Однако согласно справке УПФР г.Владимира от 17.11.2020 размер страховой пенсии по старости составляет <данные изъяты> руб. Согласно выписки из реестра получателей государственных услуг в сфере занятости населения – физических лиц о регистрации гражданина в качестве безработного от 19.11.2020 ФИО7 признан безработным с 10.11.2020. Таким образом, доход (страховая пенсия по старости) при делении на 2 составляет минимальное пороговое значение для признания малоимущими.

В судебном заседании административный истец и его представитель Ардыкуца Р.В. (по устному ходатайству) на иске настаивали, полагая, что администрация неверно трактует закон.

Представитель административного ответчика – администрации города Владимира Таланов А.А. (по доверенности) просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме, указав, что 05.07.2021 Артемьева О.Ф. обратилась в администрацию города Владимира с заявлением о признании ее и членов ее семьи (в составе 2 человек) малоимущими с целью предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда. При этом указала, что на момент подачи заявления проживает в 1-комнатной квартире общей площадью 20,8 кв.м стоимостью 1100 000 руб., принадлежащей на праве собственности административному истцу. Применительно к семье Артемьевой О.Ф. СЖ (стоимость жилья) рассчитывается по формуле и составляет 1107840 руб.; ПД (пороговое значение дохода, приходящегося на каждого члена семьи) рассчитывается по формуле: ПД=(СЖ:ПН):РС, то есть ПД= (1107840:240):2=2308 руб. СПМ (среднемесячный минимальный доход семьи) во Владимирской области составляет: для трудоспособного населения 12085руб., для пенсионеров 9800 руб., что применительно к семье Артемьевой СПМ=21885 руб. Среднемесячный размер дохода в расчете на душу населения, равный величине прожиточного минимума рассчитывается по формуле: ПМ=СПМ:РС=21885:2=11093руб. ДС рассчитывается по сумме (188146,92:12)+(234608,84:12):2=35230 руб. Таким образом, ДС:РС-ПМ=35230:2-11093=6522 руб., что больше, чем 2308 руб., что является самостоятельным основанием для отказа в признании малоимущими. Применительно к семье Артемьевой ПЖ (размер средств, недостающих семье для приобретения жилого помещения по норме предоставления) = 7840 руб. < 3 202 800 руб., что также является самостоятельным основанием для отказа в признании малоимущими.

Определением суда от 28.10.2021 к участию в деле заинтересованным лицом привлечен ФИО7 (сын административного истца), который в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Согласно 218 КАС РФ гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ устанавливает, что для признания постановления, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий — несоответствие действий (бездействия) закону и нарушение таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 ЖК РФ.

В силу ч.2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Круг лиц, являющихся членами семьи собственника жилого помещения, определен ч.1 ст.31 ЖК РФ. К ним относятся супруг собственника жилого помещения, дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Законом Владимирской области от 06.05.2005 N49-ОЗ утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с которым принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется исполнительным органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Граждане признаются малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в соответствии с Законом Владимирской области от 08.06.2005 №77-ОЗ «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества граждан и признания их малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда", постановлением Губернатора Владимирской области от 13.01.2006 N 5 "О реализации Закона Владимирской области от 08.06.2005 N 77-ОЗ "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества граждан и признания их малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда".

Постановлением администрации города Владимира от 22.03.2012 N 1222 утвержден административный регламент предоставления администрацией города Владимира муниципальной услуги по признанию граждан малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Артемьева О.Ф. и ФИО7 зарегистрированы и проживают в квартире общей площадью 20,7 кв.м по адресу: <...>, принадлежащей на праве собственности административному истцу.

05.07.2021 Артемьева О.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в администрацию города Владимира с заявлением о признании ее и члена ее семьи сына ФИО7, <данные изъяты> года рождения малоимущими с целью предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.

При подаче заявления административный истец представил сведения о своих доходах за 2020 год (страховой пенсии по старости на общую сумму <данные изъяты> руб.) и доходах члена своей семьи, трудоустроенного у ФИО5 (по ноябрь) на общую сумму <данные изъяты> руб., что подтверждается справкой о доходах и суммах налога физического лица от 15.06.2021 и состоящего с 10.11.2020 в ГКУ ВО «ЦЗН <...>» на учете в качестве безработного, получившего доход за ноябрь и декабрь <данные изъяты> руб.

Согласно акту <данные изъяты> по состоянию на 22.06.2021 рыночная стоимость квартиры была оценена в <данные изъяты> руб.

По результатам рассмотрения представленных документов постановлением администрации г.Владимира №1887 от 28.07.2021 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации г. Владимира и внесении изменений в постановление администрации города Владимира от 26.12.2020 №991» Артемьевой О.Ф. составом семьи 2 человека отказано в признании малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 13.01.2006 №5 «О реализации Закона Владимирской области от 08.062005 №77-ОЗ «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества граждан и признания их малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», т.к. размер среднемесячного совокупного дохода, уменьшенный на величину среднемесячного минимального дохода, установленного органом местного самоуправления, больше порогового значения и размер возможных накоплений за установленный органом местного самоуправления период накоплений превышает размер недостающих средств для приобретения жилого помещения по норме предоставления, о чем 30.07.2021 Управлением по учету и распределению жилой площади в адрес административного истца была направлена выписка из постановления.

Срок обращения с названным иском, предусмотренный ст.219 КАС РФ не нарушен.

Оснований для отмены приведенного выше решения суд не усматривает.

В силу ч.1 ст.4 областного Закона №77-ОЗ граждане признаются малоимущими, если размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи и одиноко проживающего гражданина, и стоимость имущества не позволяют им приобрести жилое помещение не ниже нормы предоставления жилых помещений по договору социального найма за счет собственных или заемных средств, в том числе за счет продажи имеющегося имущества, собственных накоплений или кредитных средств.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 13.01.2006 N5 утверждены Порядок расчета стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и Порядок оценки возможностей граждан по приобретению жилых помещений за счет собственных средств, согласно которым размер стоимости имущества определяется как сумма стоимости всех видов имущества, находящегося в собственности всех членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, при этом стоимость недвижимого имущества, транспортных средств, акций и долей определяется по рыночной стоимости на основании отчетов об оценке в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

В силу п.1 Порядка оценки возможностей граждан по приобретению жилых помещений за счет собственных средств, для признания граждан малоимущими органы местного самоуправления осуществляют оценку их возможностей по приобретению жилых помещений площадью не ниже нормы предоставления за счет собственных средств, в том числе доходов от продажи имеющегося имущества и произведенных накоплений, для чего:

а) устанавливают:

- среднемесячный минимальный размер дохода в расчете на душу населения (ПМ), для трудоспособного населения, пенсионеров, детей не ниже величины прожиточного минимума, устанавливаемого ежеквартально постановлением Губернатора области;

- среднюю расчетную рыночную стоимость 1 кв. м жилья в муниципальном образовании (РЦ);

- период накоплений, равный среднему времени ожидания в очереди на получение жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в месяцах (ПН);

б) рассчитывают пороговые (предельные) значения стоимости имущества и дохода для их сопоставления с фактическими показателями:

- пороговое значение стоимости имущества, равное расчетному показателю рыночной стоимости жилья (СЖ):

СЖ = НП x РС x РЦ, где

НП - норма предоставления жилого помещения на одного члена семьи;

РС - размер семьи;

РЦ - средняя расчетная рыночная стоимость одного кв. м жилья;

- пороговое значение дохода, приходящегося на каждого члена семьи (ПД):

ПД = (СЖ : ПН): РС, где

ПН - период накоплений (в месяцах).

Решением Совета народных депутатов города Владимира от 22.11.2006 N289 "Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" размер среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, установлен в размере величины прожиточного минимума, утверждаемой постановлением Губернатора Владимирской области, за квартал, предшествующий дате подачи заявления о признании граждан малоимущими; период накопления гражданами средств, необходимых для приобретения жилого помещения установлен в 20 лет (240месяцев).

Согласно ч.3 ст.2 Закона Владимирской области от 08.06.2005 N 77-ОЗ, размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, определяется за расчетный период, равный одному календарному году, предшествующему году обращения с заявлением о признании малоимущим.

Согласно п.5 ст.2 Федерального закона от 03.06.2011 N107 "Об исчислении времени" календарным годом считается период времени с 1 января по 31 декабря продолжительностью триста шестьдесят пять либо триста шестьдесят шесть (високосный год) календарных дней, что опровергает утверждение истца о неверном применении закона.

Постановлением администрации Владимирской области от 28.01.2021 N32 "Об утверждении величины прожиточного минимума на территории Владимирской области на 2021 год" на территории области установлена величина прожиточного минимума

- для трудоспособного населения

12085 рублей

- пенсионеров

9303 рублей

Орган местного самоуправления принимает решение об отказе в признании гражданина малоимущим (осуществляет 1 этап отбора), если:

- стоимость имущества, находящегося в собственности семьи, больше или равна расчетному пороговому значению стоимости имущества ;

- размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, уменьшенный на величину среднемесячного минимального размера дохода в расчете на каждого члена семьи, установленного органами местного самоуправления, больше или равен рассчитанному пороговому значению дохода:

ДС - среднемесячный совокупный доход семьи;

ПМ - среднемесячный минимальный размер дохода в расчете на душу населения.

Органы местного самоуправления принимают решение о признании гражданина малоимущим в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма в случае (осуществляет 2 этап отбора), если размер недостающих средств превышает возможности семьи по их накоплению (ПЖ > Н), где

а) ПЖ - потребность семьи в средствах на приобретение жилого помещения при условии продажи имеющегося имущества:

ПЖ = СЖ - И, где

ПЖ - потребность в средствах на приобретение жилого помещения;

СЖ - расчетная рыночная стоимость жилья;

И - стоимость имущества, принадлежащего гражданину и членам его семьи;

б) Н - возможный размер семейных накоплений:

Н = (ДС - СПМ) x ПН, где

Н - размер возможных семейных накоплений за установленный период накоплений;

ПН - установленный период накоплений (в месяцах);

СПМ - среднемесячный минимальный доход семьи, рассчитанный как сумма установленных минимальных размеров доходов членов семьи.

Исходя из представленных административным истцом в администрацию города документов следует, что СПМ (среднемесячный минимальный доход семьи) составил <данные изъяты>. (<данные изъяты>); ПМ (среднемесячный размер дохода в расчете на душу населения) составил <данные изъяты>; СЖ (пороговое значение стоимости имущества, равное расчетному показателю рыночной стоимости жилья на весь состав семьи) составило <данные изъяты> руб. (НП (15кв.м) х РС (2чел.) х РЦ (<данные изъяты> руб.); ПД (пороговое значение дохода, приходящегося на каждого члена семьи) составило <данные изъяты>. (СЖ (1107840)/ПН (240 мес.)/ РС (2чел.); ДС (совокупный доход семьи) равен <данные изъяты> руб. ((<данные изъяты>)+(<данные изъяты>)); размер средств, недостающих семье для приобретения жилого помещения по норме предоставления составил <данные изъяты> руб. (СЖ (<данные изъяты>) – И(<данные изъяты>- стоимость имущества, находящегося в собственности всех членов семьи), что по результатам расчета согласно выше приведенных формул препятствует признанию малоимущими, т.к. размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, уменьшенный на величину среднемесячного минимального размера дохода в расчете на каждого члена семьи, установленного органами местного самоуправления, больше рассчитанному пороговому значению дохода (ДС/РС – ПМ>= ПД (<данные изъяты>)=<данные изъяты>., что больше <данные изъяты> руб.)

Кроме этого, размер недостающих средств (Н) меньше возможностей семьи по их накоплению Н = (ДС-СПМ)хПН = <данные изъяты>, что составляет <данные изъяты> руб., что также является основанием для отказа в признании малоимущими.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято в пределах полномочий ответчика, права и законные интересы административного истца не нарушает и не создает препятствий в их осуществлении, что является основанием к отказу в иске в полном объеме.

Поскольку истцу в иске отказано, оснований для возмещения судебных издержек, не имеется.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Артемьевой Ольги Федоровны о признании незаконным постановления администрации города Владимира №1887 от 28.07.2021 «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации города Владимира и внесении изменений в постановление администрации города Владимира от 26.12.2020 №991» и обязании административного ответчика признать административного истца малоимущим оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья А.О. Веселова

Решение суда в окончательной форме принято 26.11.2021.

Судья А.О. Веселова