ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-418/16 от 15.11.2016 Пий-хемского районного суда (Республика Тыва)

Дело №2а-418/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Туран 15 ноября 2016 года

Пий-Хемский районный суд Республики Тыва в составе:

Председательствующего Монгуша А.С.,

с участием представителя административного истца по доверенности К.,

административного ответчика – судебного пристав-исполнителя М.

при секретаре Лопсан А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Пий-Хемском районе Республики Тыва о признании незаконными решений, действий судебного пристава исполнителя Пий-Хемского РОСП УФССП России по Республике Тыва М.

установил:

Государственное учреждение Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Пий-Хемском районе Республики Тыва (далее по тексту УПФР в Пи-Хемском районе) обратилось в суд с административным иском о признании незаконными решений, действий судебного пристава исполнителя Пий-Хемского РОСП УФССП России по Республике Тыва М.. В обоснование заявления указало, что 9 сентября 2016 года постановлением судебным приставом-исполнителем Пий-Хемского РОСП УФССП России по Республике Тыва М. возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Пий-Хемском районе Республики Тыва на основании исполнительного листа № выданного 16.05.2016 года мировым судьей судебного участка Пий-Хемского района Республики Тыва о возмещении стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 34000,89 рублей и судебных расходов в сумме 4220,03 руб. в пользу Е.. 18 сентября 2016 года судебным приставом исполнителем М. должнику вручено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 10000 руб., а также требование о подаче в суд в срок до 25.10.2016 г. заявления о приостановлении исполнительного производства. Считают, что постановление о возбуждении исполнительного производства от 9 сентября 2016 года и постановление о взыскании исполнительского сбора от 18 сентября 2016 года , а также требование о подаче в суд заявления о приостановлении исполнительного производства нарушают права и законные интересы административного истца, возлагая на него обязанности по исполнению требований исполнительного листа и уплате исполнительского сбора в порядке не предусмотренном законодательством Российской Федерации, являются незаконными и подлежащими отмене. Считают, что судебный пристав исполнитель возбудив исполнительное производство не предприняла мер по установлению организационно-правовой формы должника и по установлению наличия у должника счетов в банке России или кредитных учреждениях, до настоящего времени исполнительное производство не окончила и неправомерно вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора. Кроме того, нормами Федерального закона «Об исполнительном производстве» не предусмотрено право должника обращаться с заявлением о приостановлении исполнительного производства, обращение в суд является процессуальным правом каждого лица, а не обязанностью, и устанавливать требование со сроком исполнения об обращении в суд является незаконным. Просит признать действия судебного пристава-исполнителя М. выразившихся в непринятии мер по окончанию исполнительного производства -ИП возбужденного на основании постановления от 09.09.2016 года и возвращению исполнительного листа №ВС 900095882 от 16.05.2016 взыскателю; обязать судебного пристава исполнителя окончить исполнительное производство от 09.09.2016 г. и возвратить исполнительный лист № ВС 900095882 взыскателю; признать постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить; признать незаконным требование судебного пристава-исполнителя М. от ДД.ММ.ГГГГ о подаче в срок до ДД.ММ.ГГГГ в суд заявление о приостановлении исполнительного производства.

В судебном заседании представитель административного истца на основании доверенности К. административное исковое требование поддержал полностью, просил удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в нем.

Административный ответчик судебный пристав исполнитель М. в судебном заседании с административным исковым требованием не согласилась и пояснила, что поскольку в срок установленный для добровольного исполнения должник судебный акт не исполнил, ею было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ Старшим судебным приставом – начальником отдела Б. при подготовке к судебному разбирательству её требование от ДД.ММ.ГГГГ о подаче в срок до ДД.ММ.ГГГГ в суд заявления о приостановлении исполнительного производства отменено как неправомерное, в связи с чем, на основании п.2 ст. 225 КАС РФ, полагает, что требования административного истца в данной части подлежат прекращению. В случае оспаривания судебного решения, на основании которого было выдан исполнительный лист, по заявлению должника суд рассматривает вопрос о приостановлении исполнительного производства, то есть данное действия носит заявительный характер. Поскольку какого-либо судебного решения о приостановлении не поступало, действия направленные на принудительное исполнение решения суда должны быть продолжены. Взыскание исполнительского сбора, является одним из мер понуждения исполнения решения суда. Взыскатель неоднократно обращался в органы пенсионного фонда с требованием об исполнении решения суда, но, получив отказ, в целях реализации своих прав обратился в службу судебных приставов.

Представитель административного ответчика УФССП России по Республике Тыва в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без их участия, направив в адрес суда письменное возражение.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что заявителем не пропущен предусмотренный законом срок для оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя.

В соответствии со ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Частью 1 статьи 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном данным Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Согласно статье 12 Федерального закона «О судебных приставах», судебный пристав-исполнитель обязан принять меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, а также имеет право применять меры принудительного исполнения.

В силу части 1 статьи 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Федеральным законом.

Согласно приказа Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва №304-к от 24 мая 2016 года М. назначена на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя Пий-Хемского районного отдела судебных приставов.

Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением судебного пристава-исполнителя М. от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Пий-Хемском районе о взыскании в пользу Е. денежных средств в размере 38 220,92 руб.

Судебным приставом исполнителем М.ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца вынесено требование в срок до ДД.ММ.ГГГГ подать заявление в суд на приостановление исполнительного производства.

Как видно из постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, судебным приставом исполнителем Пий-Хемского РОСП Мижит А.Ш. за неисполнение должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника ГУ УПФ РФ в Пий-Хемском районе взыскан исполнительский сбор в размере 10 000 рублей.

Начальником отдела – старшим судебным приставом Пий-Хемского РОСП УФССП по РТ Б. постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ранее вынесенное требование судебного пристава исполнителя по исполнительному производству и ИП от ДД.ММ.ГГГГ отменено.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и этим Положением, денежные средства которого, в соответствии с пунктом 2 данного Положения, находятся в государственной собственности Российской Федерации, и не входит в состав бюджетов, в состав других фондов и изъятию не подлежат.

Согласно пункту 15 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.

В соответствии с пунктом 4 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, его средства формируются за счет: страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов; страховых взносов иных категорий работающих граждан; ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий; средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным; средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований; добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

В силу статьи 214 Гражданского кодекса РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Согласно статье 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего кодекса.

Вместе с тем глава 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусматривает порядка обращения взыскания на средства бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, к которым относится и бюджет ГУ УПФ в Пий-Хемским районе.

Поскольку действующим законодательством не предусмотрено иного порядка обращения взыскания на средства территориальных государственных внебюджетных фондов, кроме как в соответствии с Законом об исполнительном производстве, по мнению суда у судебного пристава-исполнителя не имелось правовых оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства.

Кроме того, из письма Управления Федерального казначейства по Республике Тыва России от 28.09.2016 г. №12-15-14/4682 следует, что до принятия дополнений в главу 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, организация исполнения судебных актов по искам к Пенсионному фонду Российской Федерации и его территориальным органам, осуществляется непосредственно указанными фондами или территориальными органами Федеральной службы судебных приставов в соответствии с Федеральным законом от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Таким образом, Управление в силу положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не принимает исполнительные листы, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с предусмотренными частью 1 статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями Федеральным казначейством разработан порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденный приказом Казначейства России от 23.08.2013 г. № 12н.

Пункт 10 указанного порядка предусматривает возможность осуществления кассовых выплат с лицевого счета территориального органа государственного внебюджетного фонда путем представления им в орган Федерального казначейства по месту обслуживания платежного поручения, оформленного в соответствии с Положением о правилах осуществления перевода денежных средств и требованиями, установленными совместным Положением Банка России и Министерства финансов Российской Федерации от 13.12.2006 г.

Таким образом, должник имеет возможность направить заявку в Управление Федерального казначейства по Республике Тыва на оплату, задолженности по исполнительному документу.

Ввиду того, что старшим судебным приставом – начальником отдела Б. при подготовке к судебному разбирательству требование пристава от ДД.ММ.ГГГГ о подаче в срок до ДД.ММ.ГГГГ в суд заявления о приостановлении исполнительного производства отменено как неправомерное, требования административного истца в данной части подлежит прекращению.

Поскольку в судебном заседании установлено, что действия судебного пристава исполнителя М. по возбуждению исполнительного производства -ИП на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ являются законными и обоснованными в удовлетворении административного искового заявления в данной части следует отказать.

Ввиду того, что старшим судебным приставом – начальником отдела Б. при подготовке к судебному разбирательству требование пристава от ДД.ММ.ГГГГ о подаче в срок до ДД.ММ.ГГГГ в суд заявления о приостановлении исполнительного производства отменено как неправомерное, требования административного истца в данной части подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Пий-Хемском районе Республики Тыва о признании незаконными решений, действия и бездействия судебного пристав-исполнителя Пий-Хемского РОСП УФССП России по Республике Тыва М.., отказать.

Производство по требованию о признании требования судебного пристав-исполнителя М. от ДД.ММ.ГГГГ о подаче в срок до ДД.ММ.ГГГГ в суд заявления о приостановлении исполнительного производства прекратить.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 18 ноября 2016 года.

Председательствующий А.С. Монгуш