Дело: №
Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе председательствующего судьи ФИО7., при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части № подполковника запаса ФИО1 об оспаривании действий Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, связанных с рассмотрением обращения,
установил:
ФИО5 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит:
- признать незаконным ответ административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ исх. №;
- восстановить для него пропущенный срок подачи заявления в соответствии с приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – Росгвардия) № от ДД.ММ.ГГГГ;
- обязать административного ответчика рассмотреть его заявление на участие в текущем году в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», предусмотренное приказом Росгвардии № от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование данных требований ФИО5 в административном иске указал, что он проходил военную службу по контракту в войсковой части №, его выслуга в календарном исчислении составляет более 20 лет. С ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией войсковой части № он признан нуждающимся в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Росгвардии (далее – Департамент) в лице заместителя председателя Центральной жилищной комиссии Росгвардии на его заявление от ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ему субсидии для приобретения или строительства жилого помещения со ссылкой на приказ Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ№. Указанный ответ дан с нарушением установленного порядка рассмотрения обращений граждан, поскольку на момент его отправки уже имелся приказ Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ№, который отменяет действие приказа Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ№. При этом о наличии нового приказа (от ДД.ММ.ГГГГ№) в ответе административного ответчика не указано, его положения не разъяснены, ответ дан с нарушениями сроков. В результате незаконного ответа он был введен в заблуждение по поводу действия нормативных правовых актов, касающихся выдачи жилищных субсидий, жилищных сертификатов, категориям граждан под которые он подпадает, и пропустил срок подачи заявления (до ДД.ММ.ГГГГ) для участия в программе выдачи жилищных сертификатов, предусмотренной приказом Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ№, чем был лишен возможности участвовать в вышеуказанной программе в текущем году.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли.
В представленных в суд письменных возражениях представитель Департамента и Центральной жилищной комиссии Росгвардии ФИО4 требования административного истца не признал и указал, что решением жилищной комиссии войсковой части №ФИО5 признан нуждающимся в жилом помещении в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из 4-х человек, с ДД.ММ.ГГГГ, права на внеочередное предоставление жилищной субсидии не имеет. Департаментом ежемесячно на основании сведений, представляемых подразделениями войск Росгвардии, формируется единый реестр военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, состоящих на учете. Формирование очередности производится исходя из даты принятия военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на жилищный учет. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в указанном Реестре ФИО5 значится за номером №, на предоставление жилищной субсидии – №, права внеочередного обеспечения жилым помещением (жилищной субсидией) не имеет. В соответствии с Порядком по формированию списков участников ведомственной целевой программы, утвержденным приказом Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ№, в войсках Росгвардии социальная выплата для приобретения жилого помещения, удостоверяемая государственным жилищным сертификатом, предоставляется военнослужащим и сотрудникам Росгвардии, подлежащим увольнению и уволенным с военной службы (службы). По вопросам включения в списки ведомственной программы ФИО5 в жилищную комиссию воинской части не обращался. В этой связи оспариваемый ответ является законным.
Исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из заявления ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного в Центральную жилищную комиссию Росгвардии, он просит предоставить ему субсидию для приобретения или строительства жилого помещения и указывает реквизиты банковского счета, на который её необходимо перечислить.
Согласно копии ответа за исх. № от ДД.ММ.ГГГГФИО5 сообщается, что в соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного приказом Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ№, военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей, признанные нуждающимися в жилых помещениях, желающие получить жилищную субсидию, представляют в жилищную комиссию воинской части по месту постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях заявление о перечислении жилищной субсидии. В этой связи с соответствующим заявлением ему следует обращаться в жилищную комиссию войсковой части №.
Из копии реестра на корреспонденцию, отправляемую в почтовое отделение, от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что указанный ответ был направлен из Департамента ФИО5 по указанному им в заявлении адресу ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно копии конверта почтовое отправление с оспариваемым ответом зарегистрировано в почтовом отделении ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» (далее – Закон) предусмотрено, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В статье 7 Закона установлено, что гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке излагает суть предложения, заявления или жалобы.
В соответствии со статьей 10 этого Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Статья 12 Закона устанавливает, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с пунктами 1 и 14 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности.
Порядок предоставления жилищной субсидии, устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Кроме того, в установленных случаях обеспечение жилым помещением военнослужащих может быть осуществлено путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Приказом Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации. Данный порядок действует с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время и не отменен.
Согласно положениям пунктов 3-7 указанного Порядка жилищная субсидия является формой обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей, признанные нуждающимися в жилых помещениях, желающие получить жилищную субсидию, представляют в жилищную комиссию воинской части, по месту постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета.
Учет военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, признанных в качестве имеющих право на получение жилищной субсидии, осуществляется воинской частью (организацией), в которой эти граждане состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях.
В течение десяти рабочих дней со дня доведения воинской части (организации) лимитов бюджетных обязательств, предназначенных для предоставления жилищной субсидии, жилищная комиссия в целях получения сведений из Единого государственного реестра недвижимости о правах военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации направляет запрос в Росреестр.
Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается жилищной комиссией не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения указанных сведений.
Приказом Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Порядок и сроки формирования списков граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», состоящих на учете в войсках национальной гвардии Российской Федерации и подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, а также Порядок оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Пунктом 2 данного приказа признан утратившим силу приказ Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении порядка и сроков формирования списков граждан - участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», состоящих на учете в войсках национальной гвардии Российской Федерации и подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также порядка оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в войсках национальной гвардии Российской Федерации». При этом вышеприведенный приказ Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ№ данным приказом отменен не был.
В соответствии с пунктами 3-5 Порядка утвержденного приказом Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ№ для участия в ведомственной целевой программе граждане, указанные в подпунктах «а» - «е» пункта 2 настоящего Порядка, в жилищную комиссию воинской части и иной организации войск национальной гвардии по месту постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях подают лично или направляют заказным письмом с описью вложения либо бандеролью заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе.
Жилищная комиссия осуществляет проверку представленных документов и не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления принимает решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником ведомственной целевой программы по основаниям, указанным в пункте 22 Правил.
Для включения в список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, гражданин - участник ведомственной целевой программы, указанный в подпункте «а» или «б» пункта 5 Правил, представляет в жилищную комиссию заявление (рапорт) до 1 июля планируемого года.
На основании заявлений (рапортов) формируется список граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.
Таким образом, для участия в ведомственной целевой программе ФИО5 надлежало подать в жилищную комиссию воинской части по месту постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении рапорт об участии в ведомственной целевой программе. В случае признания его этой жилищной комиссией участником ведомственной целевой программы, для включения в список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, он до 1 июля планируемого года мог представить в жилищную комиссию соответствующие заявление (рапорт).
Как усматривается из сообщения командира войсковой части №, решением жилищной комиссии войсковой части 3686, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО5 признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма с составом семьи 4 человека (он, супруга и двое сыновей) и включен в список нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГФИО5 обратился с рапортом о предоставлении ему субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. Протоколом заседания жилищной комиссии войсковой части №№ от ДД.ММ.ГГГГ принято решение: «после получения воинской частью лимитов бюджетных обязательств на предоставление жилищной субсидии произвести расчет размера жилищной субсидии подполковнику ФИО1 и членам его семьи в порядке, установленном Правилами расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений)». Приказом командующего <адрес> Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ№ л/с ФИО5 уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ№ с/ч он исключен из списков личного состава части ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени ФИО5 в жилищную комиссию войсковой части № с рапортом об участии в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» не обращался.
Из вышеизложенного следует, поскольку административный истец проходил военную службу в войсковой части №, то жилищным органом, ответственным за его жилищное обеспечение, как в форме предоставления жилищной субсидии, так и в форме жилищного сертификата является жилищная комиссия войсковой части № а не Департамент.
В этой связи и учитывая, что в обращении от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом ставился вопрос о предоставлении ему не жилищного сертификата, а субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, порядок предоставления которой определен приказом Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ№, данный порядок не отменен, в том числе приказом Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ№, и действует до настоящего времени, о разъяснении порядка предоставления жилищных сертификатов в своем обращении ФИО5 не просил, то в обжалуемом ответе Департаментом ему обоснованно разъяснено, что для разрешения поставленного вопроса ему следует обратиться в жилищную комиссию войсковой части №.
В силу части 9 статьи 226 и части 2 статьи 227 КАС РФ суд принимает решение о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными в случае, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При этом суд также исходит из того обстоятельства, что решение по делу может быть принято лишь в отношении конкретного решения, действия либо бездействия воинского должностного лица, которое до рассмотрения дела судом имеет место или не прекращено, отсутствие же неправомерного решения, действия или бездействия не может выступать предметом непосредственного судебного контроля.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что в настоящее время со стороны Департамента в отношении административного истца в рамках заявленных последним требований отсутствует какое-либо нарушение прав, в связи с чем оснований для удовлетворения его требований о признании незаконным ответа административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ исх. №; о восстановлении для него пропущенного срока подачи заявления в соответствии с приказом Росгвардии № от ДД.ММ.ГГГГ; о возложении обязанности на административного ответчика рассмотреть его заявление на участие в текущем году в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», предусмотренное приказом Росгвардии № от ДД.ММ.ГГГГ, – не имеется.
Поскольку административный иск ФИО5 удовлетворению не подлежит, то, с учетом положений части 1 статьи 111 КАС РФ, оснований для взыскания в его пользу судебных расходов не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным ответа административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ исх. №; о восстановлении для него пропущенного срока подачи заявления в соответствии с приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ; о возложении на административного ответчика обязанности рассмотреть его заявление на участие в текущем году в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», предусмотренное приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в 2-й Западный окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий подпись
Подлинник решения находится в административном деле Московского гарнизонного военного суда №