ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4190/20 от 10.02.2021 Октябрьского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Дело № 2а-740/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2021 года г. Иркутск

Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Глебовой Е.П.,

при секретаре Журавлевой О.А.,

с участием представителя административного ответчика Лагутенко К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иркутске административное дело № 2а –740/2021 по административному исковому заявлению Ватолина Михаила Георгиевича к комитету по управлению Октябрьским округом администрации г. Иркутска о признании действий незаконными, выразившихся в переносе контейнера,

установил:

в обоснование административного искового заявления указано, что Дата истцом было обнаружено хищение металлического гаража (контейнера), расположенного по адресу: Адрес. Ватолин М.г. обратился в отделение полиции с заявлением о хищении контейнера и имущества, находящегося в нем. Дата сотрудники полиции сообщили, что контейнер истца был вывезен комитетом по управлению Октябрьским округом администрации г. Иркутска как самовольно размещенное движимое имущество. Истец считает данные действия незаконными, нарушающими его права на распоряжение своим имуществом и проведенными с нарушением положений постановления администрации г. Иркутска от Дата «Об утверждении Положения о порядке переноса самовольно размещенного движимого имущества в городе Иркутске».

Административный истец Ватолин М.Г. просит суд признать незаконными действия, выразившиеся в переносе контейнера по Адрес, осуществленными с нарушением постановления Администрации г. Иркутска от Дата «Об утверждении Положения о порядке переноса самовольно размещенного движимого имущества в городе Иркутске».

Административный истец Ватолин М.Г. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Лагутенко К.А. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление и дополнениях к нему, просила в удовлетворении требований отказать.

Суд рассматривает дело в отсутствие не явившего административного истца в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ.

Выслушав сторону, исследовав письменные материалы дела, оценив их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного производства Российской Федерации гражданин (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Из материалов дела судом установлено, что Дата Распоряжением председателя комитета по управлению Октябрьским округом на основании заявления гражданина Ватолину Георгию Федоровичу был предоставлен земельный участок в аренду на пять лет, площадью кв.м. по адресу: Адрес для размещения металлического гаража.

Дата был заключен договор аренды данного земельного участка на основании указанного выше распоряжения.

Также предоставление земельного участка было согласовано Отделом окружающей среды Дата и пожарной частью Дата.

Согласно положениям ст. 60 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Статья 72 ЗК РФ гласит, что под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

Согласно п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от Дата № 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Постановлением администрации г. Иркутска от Дата утвержден административный регламент осуществления муниципального земельного контроля на территории города Иркутска.

В соответствии с п. 2.1 административного регламента, органом, осуществляющим муниципальный земельный контроль, является администрация города Иркутска. Структурным подразделением администрации города Иркутска, ответственным за осуществление муниципального земельного контроля, является комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (далее - уполномоченный орган).

В целях обеспечения рационального и эффективного использования земель в городе Иркутске постановлением администрации города Иркутска от Дата утверждено Положение о порядке переноса самовольно размещенного движимого имущества в городе Иркутске (далее – Положение).

Согласно п. 5 Положения, выявление и принятие решений о переносе самовольно размещенного движимого имущества осуществляет комитет по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска.

В Положении указано, что для целей настоящего Положения к движимому имуществу относятся в том числе, металлический гараж - нестационарный объект, не относящийся к объектам капитального строительства и не являющийся объектом недвижимости, предназначенный для укрытия автотранспортного средства; контейнер - транспортное оборудование (клетка, съемная цистерна или подобное приспособление), не относящееся к объектам капитального строительства и не являющееся объектом недвижимости, представляющее собой полностью или частично закрытую емкость, предназначенную для помещения в нее товаров.

Пункт 10 Положения гласит, что если лицо, осуществившее самовольное размещение движимого имущества, не установлено, уведомление в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня составления акта, предусмотренного пунктом 6 настоящего Положения, размещается на WEB-портале органов местного самоуправления города Иркутска и вывешивается на самовольно размещенном движимом имуществе, что фиксируется соответствующим актом, к которому прилагаются цветные фотографии с фиксацией даты и времени съемки с возможной привязкой к объекту окружающей природной среды. При этом произвести перенос самовольно размещенного движимого имущества в уведомлении обязывается лицо, осуществившее размещение данного имущества, без указания фамилии, имени и отчества физического лица или названия юридического лица.

Что касается применения данного Положения к гаражу (контейнеру) Ватолина М.Г., суд установил следующее.

Дата должностным лицом комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска ФИО5 был составлен акт о выявлении самовольно размещенного движимого имущества (десяти металлических гаражей, контейнеров, ракушек), местом нахождения объектов является Адрес, в районе дома Адрес. Сведения о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение нарушения, не установлены. Приложение – фото объектов на 5 листах в 1 экз.

В материалах дела имеется обращение заместителя председателя комитета по управлению Октябрьским округом ФИО6 к начальнику управления по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью администрации города Иркутска с просьбой опубликовать в ближайшем выпуске газеты «Иркутск официальный» сообщение о том, что в соответствии с постановлением администрации города Иркутска от Дата утверждено Положение о порядке переноса самовольно размещенного движимого имущества в городе Иркутске, на основании распоряжения заместителя мэра – председателя комитета от Дата будет осуществлен перенос самовольно размещенного движимого имущества – металлических гаражей (контейнеров, ракушек), расположенных по адресу: Адрес, в районе Адрес-г.

Уведомление лицу, самовольно разместившему движимое имущество по указанному адресу, было размещено на WEB – портале органов местного самоуправления города Иркутска Дата.

Дата заместитель мэра – председатель комитета по управлению Октябрьским округом издал распоряжение «О переносе самовольно размещенного движимого имущества – гаражей (ракушек), расположенных по адресу: Адрес, в районе Адрес-г.

Дата заместитель мэра – председатель комитета по управлению Октябрьским округом обратился в ОП № 7 МУ МВД России «Иркутское» с письмом о принятии меры оперативного реагирования по установлению лиц, самовольно разместивших движимое имущество – десять металлических гаражей (ракушек), расположенных по адресу: Адрес, в районе Адрес-г, в возможно короткие сроки. Данное обращение получено сотрудником ОП № 7 ФИО8Дата. До настоящего времени ответ на данное обращение комитетом не получен.

После проведения всех перечисленных выше процедур, Дата в период с 09 часов 40 минут и до 17 часов 05 минут компетентными лицами был осуществлен перенос контейнера на место временного хранения по адресу: Адрес, составлена опись материальных ценностей и составлен акт.

Административный истец Ватолин М.Г. обращался в комитет по управлению Октябрьским округом администрации г. Иркутска, ему был возвращен металлический контейнер и материальные ценности, находящиеся в нем. О том, что все возвращено и претензий он не имеет, составлена расписка от Дата. Также, истцом оплачены расходы по переносу движимого имущества в размере рублей, что подтверждается платежным поручением от Дата.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Для признания незаконными действий (решений) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемых действий требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данными действиями прав и законных интересов заявителя.

В данном случае такой совокупности не установлено, в связи с чем оснований для удовлетворения требования административного истца у суда не имеется.

Что касается доводов административного истца о наличии договора аренды земельного участка от Дата, продолжающего действовать до настоящего времени, суд полагает следующее.

На момент заключения вышеуказанного договора аренды действовало постановление мэра города Иркутска от Дата «О регистрации металлических гаражей в г. Иркутске» (далее - Постановление), оно регулировало условия регистрации (перерегистрации) в городе Иркутске металлических гаражей, расположенных на земельных участках, не отведенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пункт 2.9. Постановления устанавливал, что регистрация (перерегистрация) гаража не влечет возникновения права пользования земельным участком, поэтому владелец обязан в течение года с момента издания распоряжения председателя комитета о регистрации гаража обратиться в комитет для заключения в порядке, установленном постановлением мэра г. Иркутска от 10 ноября 1996 года № 7/1116 «О проведении инвентаризации металлических гаражей и оформлении прав граждан на земельные участки под металлические гаражи», договора аренды земельного участка под гараж.

В силу пункта 2.10. Постановления срок действия регистрации (перерегистрации) гаража один год с момента издания распоряжения председателя комитета о регистрации (перерегистрации) гаража. Если по истечении срока регистрации (перерегистрации) владельцем не заключен договор аренды земельного участка под гараж, он обязан осуществить перерегистрацию гаража в порядке, установленном настоящим Порядком. В случае издания распоряжения председателя комитета о перерегистрации гаража срок действия договора на установку гаража продлевается на один год с момента издания распоряжения о перерегистрации, о чем в договоре на установку гаража делается соответствующая отметка. При продлении срока действия договора на установку гаража с владельца взимается плата за установку гаража в размере, установленном пунктом 2.8 настоящего Порядка.

Пунктом 2.11. Постановления предусмотрено, что, если по истечении срока действия регистрации (перерегистрации) гаража владелец не обратился в комитет для перерегистрации гаража или для заключения договора аренды земельного участка под гараж, гараж подлежит переносу в место временного хранения в порядке, установленном постановлением мэра г. Иркутска от Дата «Об урегулировании порядка сноса самовольных построек и переноса имущества (материальных ценностей), находящегося в неустановленных местах в г. Иркутске».

Доказательств соблюдения владельцем гаража данных положений нормативно – правового акта суду не предоставлено.

На основании изложенного суд отказывает административному истцу в удовлетворении требований.

В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, соблюдены ли сроки обращения в суд.

При выяснении вопроса о соблюдении административным истцом срока обращения в суд с заявленными требованиями во взаимосвязи с обстоятельствами дела суд приходит к выводу, что административным истцом срок для обращения в суд с настоящим иском не пропущен.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Ватолина Михаила Георгиевича к комитету по управлению Октябрьским округом администрации г. Иркутска о признании незаконными действий, выразившихся в переносе контейнера по Адрес, осуществленными с нарушением постановления Администрации г. Иркутска от Дата «Об утверждении Положения о порядке переноса самовольно размещенного движимого имущества в городе Иркутске», оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья Е.П. Глебова