ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4190/2022 от 05.10.2022 Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

№2а-4190/2022

УИД 03RS0007-01-2022-005546-86

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 октября 2022 года г.Уфа

Советский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Насыровой Л.Р.,

при секретаре Садыковой Ф.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Башкирский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании незаконным бездействия, указав в обоснование своих требований на то, что обязанности по предупреждению лесных пожаров, предусматривающие, в том числе приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, при подготовке к пожароопасному сезону, исполнены не в полном объеме. Недостаточная укомплектованность подразделения, призванного бороться с лесными пожарами, наличие большого количества изношенной техники может привести к его неспособности справиться с возникающими очагами, распространению огня на большие площади, к выходу из строя оборудования в период тушения пожаров и, как следствие, к значительному материальному ущербу и человеческим жертвам.

< дата > в адрес Министра лесного хозяйства Республики Башкортостан внесено представление, которое < дата > рассмотрено. Министерство согласилось с доводами, изложенными в названном акте прокурорского реагирования.

Вместе с тем, какой-либо информации об устранении в полном объеме допущенных нарушений в природоохранную прокуратуру так и не представлено.

Башкирский природоохранный межрайонный прокурор просит суд с учетом уточненных требований признать незаконным бездействие Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, Федерального агентства лесного хозяйства, выразившееся в непринятии мер по достаточному укомплектованию созданных на территории Республики Башкортостан лесопожарных станций лесопожарной техникой и инвентарем в соответствии с требованиями Нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 №1605-р; признать незаконным бездействие Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии достаточных мер по укомплектованию должностных лиц, осуществляющих лесную охрану на территории Республики Башкортостан, техникой и оборудованием в соответствии с требованиями Нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации техникой и оборудованием, необходимым для патрулирования лесов, утвержденных приказом Рослесхоза от 29.07.2021 №608; обязать Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан принять меры по полному укомплектованию созданных на территории Республики Башкортостан лесопожарных станций лесопожарной техникой и инвентарем в соответствии с требованиями Нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 №1605-р, по полному укомплектованию учреждений и должностных лиц, осуществляющих лесную охрану на территории Республики Башкортостан, техникой и оборудованием в соответствии с требованиями Нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации техникой и оборудованием, необходимым для патрулирования лесов, утвержденных приказом Рослесхоза от 29.07.2021 №608, в срок до < дата >.

Представитель административного истца заместитель Башкирского природоохранного межрайонного прокурора Хайртдинов Р.Р., на судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель административных ответчиков Закиров Э.Р., действующий на основании доверенностей от < дата >, < дата >, на судебном заседании в удовлетворении административного иска просил отказать, по доводам, изложенным в возражении на исковое заявление.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Суд, руководствуясь ст.150 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца заместителя Башкирского природоохранного межрайонного прокурора Хайртдинова Р.Р., представителя административных ответчиков Закирова Э.Р., изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Отношения в области лесопользования урегулированы Лесным кодексом Российской Федерации, статьей 1 которого установлены основные принципы лесного законодательства, в том числе обеспечение охраны и защиты лесов.

Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (часть 4 статьи 51 ЛК РФ), а в соответствии с частью 7 статьи 51 ЛК РФ охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах.

В силу статей 96, 97 ЛК РФ правом осуществления федерального государственного лесного контроля и федерального пожарного надзора в лесах наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения.

Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве лесного хозяйства Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.06.2013 № 285, в Республике Башкортостан уполномоченным органом в области лесных отношений является Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан.

В соответствии с частью 4 статьи 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма, порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, его форма и нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 №1605-р утверждены нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Приказом Рослесхоза от 29.07.2021 N608 утверждены нормативы обеспеченности субъекта РФ техникой и оборудованием, необходимым для патрулирования лесов.

Из материалов дела следует, что < дата > Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой проведен анализ готовности учреждений лесного хозяйства к предстоящему пожароопасному сезону 2022 года, составлен акт проверки, согласно которому установлено, что оснащенность лесопожарных станций не соответствует предъявляемым требованиям, и для полной их оснастки специальной лесопожарной техникой требуется: малый лесопатрульный комплекс - 2 ед.; автомобиль пожарный (лесопожарный) - 1 ед.; автомобиль грузовой на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 т. - 4 ед.; полноприводный автомобиль общей массой до 3.5 т. - 3 ед.; вездеход (мотовездеход) общей массой до 0,6 т. - 14 ед.; трактор для проведения бульдозерных работ - 1 ед.; автобус общей массой более 3,5 т., предназначенный для перевозки людей - 1 ед.

Кроме того, в соответствии с вышеуказанными нормативами, для тушения пожаров, а также защиты личного состава лесопожарных станций, необходимы следующие оборудование и вспомогательный инвентарь: мотопомпы производительностью до/свыше 600 л/мин. - 18 ед.; тепловизор портативный - 24 ед.; метеостанция с анемометром полевая (карманная) - 12 ед.; радиостанция УКВ диапазона стационарная наземного канала связи - 8 ед.; комплекс мониторинга в беспилотным летательным аппаратом - 5 ед.; комплект пиротехнических средств световой визуализации, сигнализации в составе ракетница или сигнальное устройство - 24 ед.; терминал спутниковой связи - 24 ед.;. и др.

Проверкой также выявлено наличие большого количества изношенной специальной техники, которая не может быть использована по целевому назначению.

В связи с чем, Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой в адрес Министра лесного хозяйства РБ внесено представление об устранении нарушений лесного законодательства.

Согласно письму Министерства лесного хозяйства РБ от < дата > за №... по результатам проверки установлены факты недооснащения лесопожарных станций ГБУ РБ «Центр по предупреждению и тушению лесных пожаров» лесопожарной техникой и вспомогательным инвентарем в соответствии с нормативами обеспеченности. Принято решение о продолжении работы с Федеральным агентством лесного хозяйства по вопросу оснащения лесопожарной техникой и доведения до нормативов оснащенности в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 №1605-р.

В силу части 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

В соответствии с п. «е» ч.2 Правил определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.09.2020 №1404) общий объем субвенций определяется Федеральным агентством лесного хозяйства одновременно с подготовкой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров.

Пунктом 2 распоряжения № 1605-р определено, что реализация осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Из содержания указанных норм права следует, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления и финансируется из средств федерального бюджета.

< дата >, < дата >, < дата > Министерством лесного хозяйства РБ направлены в Федеральное агентство лесного хозяйства письма о рассмотрении возможности увеличения запланированных объемов субвенций на период с 2022 по 2024 для приобретения лесопожарной техники и оборудования.

Также, в августе, ноябре 2021 Министерством финансов РБ направлены письма в Правительство Республики Башкортостан с предложением о проработке с Рослесхозом вопроса увеличения объема субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в целях финансового обеспечения расходов, связанных с содержанием лесопожарных формирований в республике.

< дата > и < дата > руководителю Рослесхоза Советникову И.В. направлены обращения Главы Республики Башкортостан Хабирова Р.Ф. и Министра лесного хозяйства Республики Башкортостан Шарафутдинова М.И. соответственно об увеличении субвенций для Республики Башкортостан на 2023 - 2024 годы, для приобретения лесопожарной техники и оборудования, в соответствии с требованиями нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями.

Из материалов дела следует, что согласно бюджету Министерства лесного хозяйства РБ по состоянию на < дата > произведена закупка оборудования на сумму 22730,9 тыс.руб. За 2019 приобретено лесопожарной техники 23 ед., лесопожарного оборудования 70 ед., инвентаря 116 ед. на сумму 78688,999 тыс.руб; за 2020 год: лесопожарной техники - 9 ед., лесопожарого оборудования 19 ед. на суму 40 368,3 тыс.руб.; за 2021 год: лесопожарной техники 9 ед., лесопожарого оборудования - 1 ед., инвентарь - 33 ед. на сумму 36 930 тыс.руб.

Доказательств нецелевого и/или неэффективного использования бюджетных ассигнований, либо возврата бюджетных ассигнований суду не представлено.

Судом установлено, что оснащенность лесопожарных формирований в Республике Башкортостан не соответствует нормативам, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 N1605-р, приказом Рослесхоза от 29.07.2021 N608, что административным ответчиком не оспаривается.

Однако, Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан осуществляет все меры по достаточному укомплектованию созданных лесопожарных станций лесопожарной техникой и инвентарем, в соответствии с требованиями Нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Материалами дела подтверждается, что административный ответчик не бездействовал, проводил оснащение структурных подразделений учитывая финансирование из соответствующего бюджета РФ.

Кроме того, в соответствии с паспортом федерального проекта "Сохранение лесов" оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой на 100% от потребности в необходимой специализированной технике и оборудовании для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров предусмотрено к < дата >.

< дата > между руководителем федерального проекта Аноприенко С.М. и руководителем регионального проекта Шарафутдиновым М.И. подписано дополнительное соглашение к Соглашению о реализации регионального проекта «Сохранение лесов (Республика Башкортостан)» о внесении изменений в пункт 3.1, а именно «Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до 31.12.2024г.» (Приложение п.4). Согласно приложению № 2 дополнительного соглашения пункту 1.3 дата достижения результата по оснащению специализированных учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров составляет < дата >.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

На основании изложенного, с учетом отсутствия обстоятельств, указывающих на незаконность бездействия со стороны административных ответчиков, не имеется оснований для удовлетворения административных исковых требований Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании незаконным бездействия по достаточному укомплектованию лесопожарных станций лесопожарной техникой и инвентарем в соответствии с требованиями Нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 №1605-р; с требованиями Нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации техникой и оборудованием, необходимым для патрулирования лесов, утвержденных приказом Рослесхоза от 29.07.2021 №608.

Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании незаконным бездействия – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Советский районный суд г.Уфы РБ в течение месяца.

Судья Л.Р. Насырова