ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4191/19 от 16.07.2019 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2а-4191/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июля 2019 года г. Барнаул

Судья Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края Мальцева О.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №15 по Алтайскому краю к Пушкареву Виктору Викторовичу о взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №15 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к Пушкареву В.В. о взыскании задолженности по пени на недоимку по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в размере 4 004,57 руб.

В обоснование требований указано, что в отношении Пушкарева В.В. проведена камеральная проверка налоговой декларации по форме 3 НДФЛ за 2013 год, в ходе которой установлены налоговые правонарушения, а именно неуплата НДФЛ от суммы дохода, полученного Пушкаревым В.В. в налоговом периоде от материальной выгоды, выразившейся в списании долга по ипотечному кредиту.

В связи с неуплатой налогоплательщиком налога за 2013 гг. в общем размере 120 197 руб. в установленный срок, начислена пеня. Требование об уплате ответчиком не исполнены, сумма задолженности по пени на сегодняшний день не погашена.

Административное дело на основании ч. 7 ст. 150 и ст. 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.

Исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующим выводам.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (ст. 207 НК РФ).

Для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации (ст. 209 НК РФ).

Источник выплаты доходов налогоплательщику - организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход (ст. 11 НК РФ).

Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса (13 %), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой (п. 3 ст. 210 НК РФ).

В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

На основании ст. 216 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Согласно ст. 225 НК РФ порядок исчисления налога установлен в зависимости от установленных правил определения налоговой базы.

Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 225 НК РФ).

Исчисление и уплату налога в соответствии со ст. 52 и пи. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ производят физические лица - физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

Налогоплательщик в соответствии с п. 1 ст. 52 и п. 2 ст. 228 НК РФ самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию (п. 3 ст. 228 НК РФ).

Решением заместителя начальника МИФНС России №15 по Алтайскому краю от 03.03.2015 Пушкарев В.В. привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной ст.ст. 119, 122 НК РФ в связи с неуплатой НДФЛ за 2013 гг. в размере 120 197 руб., ему начислены пени в размере 7 635,51 руб., сумма штрафа составляет 210,35 руб.

В соответствии с решением от 18.04.2018 с административного ответчика взыскана пени за несвоевременную уплату налога на доход физического лица в размере 4 004,57 руб. за период с 01.10.2017 по 31.01.2018.

В связи с неисполнением указанного решения, в адрес Пушкарева В.В. 31.01.2018 направлено требование , согласно которому налогоплательщику предложено оплатить пени в размере 3 041,99 руб., 12.02.2018 направлено требование об оплате пени в размере 962,58 руб. в срок до 13.02.2018 и 27.02.2018 соответственно.

В связи с неисполнением указанных налоговых требований, 15.05.2019 МИФНС России № 15 по Алтайскому краю обратилась в суд с настоящим административным иском.

Проверяя соблюдение налоговым органом, порядка принудительного взыскания недоимки, суд исходит из факта пропуска срока на принудительное взыскание по следующим основаниям.

Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

В соответствии с пунктами 1, 2, 10 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. (абз. 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Принимая во внимание сроки, установленные налоговым органом в требованиях (13.02.2018 и 27.02.2018) в суд с административным исковым заявлением налоговый орган мог обратиться не позднее 27.08.2018.

Обращаясь в суд с настоящим иском 15.05.2019, административный истец пропустил исчисленный в соответствии с законом срок для обращения с административным иском более чем на 8 месяцев.

В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Вопрос о том, является ли причина пропуска срока уважительной, суд решает в каждом конкретном случае. При этом, в качестве уважительных причин пропуска срока могут расцениваться обстоятельства, которые делают своевременное обращение в суд невозможным или крайне затруднительным. Обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, возлагается на административного истца.

В ходе рассмотрения дела налоговым органом таких доказательств не представлено, как и не указаны уважительные причины.

Ссылки на невозможность в течение установленного законом срока предъявить требования ко всем должникам связаны с организацией работы налоговой службы и не могут влечь восстановление срока. Требования об уплате недоимки было направлено налогоплательщику в установленный срок, следовательно, налоговый орган имеет возможность отслеживать исполнение обязанности налогоплательщиком. Учитывая изложенное, пропущенный срок восстановлению не подлежит.

Учитывая, отсутствие уважительных причин пропуска срока для обращения в суд, оснований для его восстановления не имеется.

С учетом установленных обстоятельств, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья О.А. Мальцева